Серафима 52. 1934 год

                Глава 73.  1934

1934 год принёс облегчение. Ещё не приступали к уборке, как вдруг появился коммерческий хлеб. Никак не могли утолить голод. Казалось, был бы только хлеб! Мы стали бывать в кино, и как лакомство съедали большую буханку хлеба, и несли ещё две буханки домой.
А в сёлах людей нет.
Учреждения всего города закрыли, все мобилизованы на уборку хлеба. Тем, кто уехал на уборку, учреждения давали специальный паёк. Я поехала в деревню к Игорю, повезла паёк и лепёшки, испечённые из пайка.
Деревня производила жуткое впечатление.
Ободранные хаты заросли выше крыш бурьянами. Окна, двери забиты крест накрест досками, не протоптаны тропинки к калиткам дворов и дверям домов. Всё мёртво, не у кого спросить, где работают люди, иду наугад, куда глаза глядят. Наконец увидела возле одного из домишек женщину, разузнала, где работают на уборке. Спрашиваю, «как Вы уцелели?»
Отвечает:
-Траву ела, кору, листья. Коренья разные варила, пекла. Попадались горькие, всё равно ела. Крапива – это самая лучшая еда,  у меня было немного отрубей, так я варила крапиву и чайную ложку отрубей, пила этот навар и не знаю сама, как выжила. А тут все умерли, а многие хаты побросали, куда-то уехали. Раскулаченных выслали.
Странно, но моя мама, болевшая всю жизнь катаром желудка, в эти голодные годы стала чувствовать себя лучше. Возможно, помог рыбий жир, который мы употребляли и без ничего, и с луком и готовили на нём пищу.
А в конце более благополучного 1934 года мама умерла.


Рецензии