Диктатура и демократия

Притча (вместо вступления) Иносказание, с оттенком.

 Давно это было, возможно вскоре после Всемирного потопа, везде царила еще сырость. Надо было подсохнуть. Всем пришлось этим заниматься. Судя по данным той же Библии, занимались этим и воинственные племена Гогов и Магогов. Гог и Магог - были во главе. Но влаги (мокроты) было все равно еще много и их прозвали Де-мократами. Приставка Де означала, что они не из простонародья, а элитная часть племени - пожалуй даже пришельцы, нечто вроде Варягов на Руси. Во всяком случае близкие ко ДВОРУ правителей придворные. Поэтому иногда их называли также Де-варягами. А по Вологодскому произношению — Де-ворягами. Де - это означало наличие преимущественных прав. Так появились уже Де Гог и Де Магог.

Но они были дикарями с хищническими нравами и потому, очевидно, народ назвал из просто - Де-ворами. Прошло много тысячелетий. От племен Гогов и Магогов ничего не осталось, но потомки жили и кое что унаследовали у своих предков. Развивалась и сама Де-мократия, в особенности когда люди научились писать и читать. В связи с этим Де-Гогов и Де-Магогов стали избирать, они превратились в представителей - что то вроде Де-легатов. Так мы встречаем где то лет 500 тому назад тоже с Де-легатами, имеющими свои права, выраженные в соответствующих актах. Это были люди деловые, поэтому и получили прозвище - Де-ляг. Иногда им деловые приемы не удавались, поэтому некоторых стали называть - Де Билами. Все таки они принадлежали к придворным. Это тоже из представителей Де-мократов. Одна группа имела своим тотемом какое то чудовище- монстра, и её сторонники назывались Де-монстрантами. Во время своих выступлений надевали маски, плясали, били в барабаны. Верховодил ими Де-Ляга. Другая группа «избранных» - сторонники Де-Била, не собиралась отстаивать и даже шла на столкновения с полицией.. Себя они величали Де-Путатами. Дело доходило подчас до столкновений между этими двумя группами. Но обе были настолько воинственны, что подчас даже дрались и между собой - Де-монстранты с Де- монстрантами, Де-путаты с Де путатами. Еще с прошлых времен влаги было предостаточно, она превращалась в слякоть и загнивала, все они продолжали называть себя - Де- мократами, боролись за солнышко.  Так было все последние 500 лет!

Сейчас , как говорили ученые, -период Глобального потепления нашей матушки Земли. Де- мократы как бы изжили себя, хотя мокроты не убавилось. Но вот приставку «де» бывает не модно иногда использовать, хотя многие еще считают себя При-дворными.. Может быть использовать только при ставку -?  Вообще то приставка нужна, иначе как ты выделишь эту часть общества! Выход - заменить твердое ДЕ на более короткое и мягкое П ( напоминает термин - придворные). К тому же буква Д связана как то со словом Диктатура.. Но расставаться с прошлым не хотелось! Надо было быть По- следовательным, быть П-редставителями П-четным. Сама собой произошла замена Де на П. П(!! получается очень современно и сохраняет прежнее И сколько их - прежних Де-Ляг и Де- Биллов!! место Де-Гяг-Де-легатов - модными стали -П-Ослы, вместо Де-Путатов- Де- Биллов, выступают  П-Резиденты. И Де мократия вроде бы сохранилась. Вот, что может в жизни произойти со всякими Гогами и Магогами. Опыт прошлого с успехом используется! Прав был Э. Роттердамский, написав - «Похвалу Глупости!» .Хвала современным гогам и магогам!.Но как эволюция будет дальше развиваться???. Может быть в конце -концов Гог превратится в простого Гошу, Гогу.. А Магог - в Ма(го)шу. Вот будет отличная пара.!

А теперь по существу.

Одним из главных причини обоснования применения оружия армией США в последние годы против Сербии, Ирака, Ливии, стремление разбомбить Сирию, была «цель» - уничтожения диктатуры правителей этих стран. Правителей! У них было единовластие! «Критика коммунизма» в СССР фактически сводилась к критике диктатуры Сталина. Встает вопрос - а что такое диктатура? Если всевластие и возможность использовать эту власть для подавления «инакомыслящих и соответственно действующих», то в первую очередь сюда попадают все цари, шахи, короли и т.п. Диктатура Александра 1-го и Николая 1-го, Николая 2-го. Ведь они подавляли силой оружия выступления Декабристов, демонстрацию рабочих, возглавляемую священником Гапоном, преследовали «социалистов-революционеров». Но почему то их диктаторами не называют. А Петр Первый?
И в то же время в СССР говорилось о «диктатуре» пролетариата, т.е. факт диктатуры не отрицался. В чем дело?

Проблемы диктатуры, как и проблемы демократии - это проблемы Политической власти, властных возможностей Государства.  Почему вопросы ВЛАСТИ оказываются в центре внимания?. Да потому, что она дает возможности и средства для осуществления своих интересов, ценностных ориентиров. Для этого надо - придти (захватить) власть, далее - её удержать и, наконец, сохранить на возможно долгий период.  И здесь встают два вопроса - что представляют из себя ИНТЕРЕСЫ (ценности) данной группы людей, стремящихся к власти и, второе - какими методами это осуществляется. На сегодняшний день такими «группами» людей являются политические партии. А методы в основном делятся на законные и диктаторские. Царские, монархическая власть ушла в прошлое, сейчас государственная власть либо захватывается силой (оружия или денег) либо путем выборов, голосования. Но и выборы и голосования ограничиваются и тем, что кандидатов выдвигает политическая партия из состава своих членов- единомышленников, или когда имеется возможность ограничить тем или иным путем число избирателей (и на основании принятого закона, одобренного той же партией, либо фальсификации выборов подкупом или обманной рекламой — обещаниями.)

 Что в этой ситуации важно - ведь люди то разные, будь то приверженцами одинаковых политических ценностей и интересов. Поэтому всегда встает вопрос о Большинстве, мнении и правах большинства. И еще встает вопрос - о том как какими силами и средствами убедить большинство в своей правоте, соответствии своих интересов интересам большинства населения (любая партия со своим членством - это ведь всегда Меньшинство населения.)
 Для этого нужно иметь грамотных, образованных людей. Но знания нужны и для выработки и обоснования своих взглядов, своей идеологии. И для выработки идеологии, стройной логичной и в то- же время отвечающей интересам данных политических сил, а также для убеждения масс, большинства в соответствии этой идеологии их интересам, нужна ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Без неё политическим силам не обойтись!

 В этой системе взаимосвязей есть еще одно звено - это социальная неоднородность существующего капиталистического общества, социальные различия, и в связи с этим наличие различных объективных интересов у разных социальных групп людей. А социальные различия обусловлены не просто характером, особенностями деятельности, труда, или формами собственности, но и особенностями индивидуального характера. Личности.  Если деятельность интеллигенции связан с умственным трудом, то по отношении к собственности имеются большие различия. Особенности индивидуального характера проявляются чаще всего в профессиональной деятельности и методах, способностях передачи своих знаний другим. Незрелость мысли и бюрократичность ее передачи неизбежно приводят к отрицательным, от предполагаемых результатов, последствиям и целям.

 Итак вопросы диктатуры и демократии оказываются не просто очень сложными, но и связанными с такими вопросами как идеология и интеллигенция. Современная демократия признает революции как средство утверждения демократии, но ведь и любая революция - это насилие, следовательно и утверждение диктатуры. Появляются термины «бархатной» или даже «мирной» револции. Но ведь суть то остается - насилие. Вопрос стоит только КОГО и над КЕМ! А кто определяет содержание этих КОГО и КЕМ? Те же политические силы со своей идеологией.  В СССР открыто признавалось установление Октябрьской революцией диктатуры.
Устанавливалась ли власть в любых других странах без насилия? Да нет же! Виктор Кингисэпп обоснованно писал - «кому независимость, а кому - иго!».

В нашей современной Эстонии после распада СССР и восстановления Эстонской Республики хозяевами экономики стали иностранные предприниматели (в основном), в результате тысячи работающих на прежних предприятиях рабочих и ИТР оказались безработными и никакой компенсации не получили. Более того, ликвидируя крупную промышленность, доставшуюся Эстонии от СССР. Республика сохранила за собой ПРАВО в определенном количестве загрязнять воздух промышленными отходами. Сейчас это Право продается, осуществляя тем самым заветную мечту Чичикова - ПРОДАЖА МЕРТВЫХ ДУШ! (не существующего воздуха). Оставляют людей безработными и ещё на этом наживаются. Разве это не диктатура? Диктатура - это когда осуществлял насилие со стороны КОГО то над КЕМ -то! Чьи интересы  здесь преобладали?

  3 ноября, смотрел передачу «королева», об королеве Англии и принцессе Диане. Похороны принцессы. Королева не очень хочет выступать перед народом. Ей рекомендуют это сделать поскольку тогда будет «легче управлять толпой». Вот как сочетается идеология с политикой, демократия с диктатурой по вопросам «управления толпой», сиречь народом. Во главе ТОЛПЫ должен стоять УПРАВЛЯЮЩИЙ!. А кто ведет эту идеологическую борьбу?  В первую очередь СМИ, общественные деятели, представители интеллигенции.

Но на формирование человеческого сознания оказывает влияние не просто факты жизни, а и их истолкование. А здесь уже полностью поле деятельности и ученых, и педагогов, и писателей, и артистов, и художников, т.е. ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. ЕЁ представители ведут между собой подчас непримиримую борьбу. Вот пример: 4. ноября, т.е. вчера, в Москве проходили митинги и демонстрации - сторонников партии Лимонова - «Национальный большевизм», их поддержал Навальный, один их лидеров оппозиционной Правительству партии, Сторонники партии ЛДПР - Жириновского, «Царская партия» также провела свою демонстрацию.

Митинги проводила правящая в России партия, а коммунисты готовятся к 7 Ноября. Палитра всех цветов радуги. А во вчерашнем номере « Постимеес» ( на русском языке) статьи - противников партии центристов (об общественном транспорте в Таллинне). Статья корреспондента газеты, бывшего работника редакции, не допустивший опубликовать мою статью об Интеграции русских в Эстонии. А в статье корреспондента высоко оценивается автор новой книги (перевод с эстонского на русский язык) как постоянный «диссидент» - недовольный всеми и вся. Есть статья о способствованию НАТО (читай США) распространению педофилии в Афганистане (в результате чего страдает местная молодежь, мальчишки.) Чем тоже не букет. Это называется, конечно, демократическим подходом, если не одно НО. В октябре, в связи с выборами в местные органы власти в эстонской прессе, да и в русской говорилось, что эстонские политики дают в печати по одному и тому же вопросу две разные информации - одна для эстонских читателей на эстонском языке и другая - для русских читателей на русском языке. В частности в эстонской печати перемывали косточки лидеру правящей партии - IRL ! А в русской печати этого же человека, как своего друга всячески поддерживал бывший чемпион мира по шахматам Г. Каспаров. Все во всех перечисленных случаях принадлежали к одной социальной группе ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Почему это происходит? У неё нет своей идеологии? В чем дело???

 Вот почему  меня интересуют вопросы идеологии и интеллигенции, а не просто вопросы политики и государственных форм власти. Итак сначала идеология!
     Это определенное мировоззрение, миропонимание, понимание процессов, происходящих в нем, возможностей его изменения в соответствии со своим пониманием ценностей и своих интересов, понимание, наконец своего места и своих возможностей в данном обществе. Понимание может быть более полным, но и частичным или даже искаженным, но это общественное явление, а не простой набор личных впечатлений.  Другими словами  и мировоззрение и любая идеология связанны с конкретным обществом, данным его этапом и в области науки и социально - экономических отношений. Эти отношения могут принципиально отличаться друг от друга, могут быть как бы промежуточными. Отсюда разные идеологии в конкретном обществе отличаются друг от друга как разные познавательные ВЕРСИИ  при раскрытии истины в определенном деле. Версии могут быть и приближающиеся к истине, и похожие только на истину, но могут быть и чисто утопическими или даже намеренно искажающими истину. Но первоначально должна быть какая то идея и определенная конкретика, факты, если хотите, то есть определенная реалия. А для формулирования основных исходящих идей должно иметься два фактора - определенное развитие науки и практики человеческой деятельности. Обе эти предпосылки возникают не сразу, а постепенно в связи с развитием общества и человеческого мышления. А также практики.

  Возьмите к примеру древнюю Грецию и Египет.  В Афинах в эллинскую эпоху основными представителями идейно -теоретической мысли были философы, пытавшиеся понять - что представляет из себя мир, в котором мы живем.
 Философия древних греков как бы в себе скрывала зародыши научного познания окружающего мира. Они теоретически доказали, что представление о мире не едино, существует его материалистическое и идеалистическое толкование, а методы исследования мира тоже могут быт различными - метафизическими и диалектическими. После Афин центр общественной мысли переместился в Александрию, основанную Александром Македонским. Здесь была основана Академия, знаменитая библиотека и Музей. Здесь трудились астрономы, архитекторы, литературоведы и придворные поэты. Здесь зарождались основы ряда наук, но представления о мире в целом, месте матушки Земли как центра Вселенной не изменились, религиозные взгляды передавали власть Солнцу и другим силам природного характера. Не удивительно что древняя «профессия» звездочетов, астрологов, волхвов «оракулов» встречается и в наши дни. А правители к ним как прислушивались, так и прислушиваются. Но это были громадные государства, империи, со множеством завоеванных и подчиненных земель и народов. А потом сформировалась Римская империя. Народами надо было управлять, подавлять вспыхивающие восстания. Языческая религия с обожествлением Солнца, Юпитера или Зевса, с неизбежным им поклонениям, как раз подходила для правителей таких государственных образований. Одной военной силы и принуждения было недостаточно, необходимо было иметь и своих чиновников и покоренные народные массы идейно подчинить своей воле.

Но становясь господствующей - религиозная идеология несет ответственность за политическую практику руководителей государства. А Империи, основанные на рабском труде и своего и покоренных народов претерпевают кризисы. И прежняя идеология уже неспособна объяснять происходящее или служить доказательством необходимости существующей политической власти. Язычество уступает место христианской идеологии. Римские императоры сначала запрещают «языческое вероисповедание», а потом поддерживают христианство и используют его как государственную религию. Христианская религия становится, господствующей, поскольку признается государственной властью Именно господствующей, а не просто одной или приемлемой большей частью населения. Параллельно происходит формирование и развитие соответствующих организаций - церквей и постоянного клира. Возникает Папство, власть Папы приобретает государственное значение и даже роль, Ватикан до сих пор является государством..

 Но кризис социально - экономической системы рабовладения отражается в сфере общественного сознания, затрагивая и религиозную идеологию. В противовес Риму растет роль «второго Рима» - Византии, христианство раскалывается на католичество и православие. Причем, особенностью, сказавшейся на этот процесс, послужили особенности социально-экономического и политического характера. Формирование единого централизованного государства в южной и восточной Европе происходило неодинаково. Централизованная Римская империя создавалась и расширялась путем военного захвата новых территорий и проживающих там народов.  В Восточной Европе - на Руси централизованное государство создавалось путем политического объединения княжеств, объединения необходимого для защиты своих родственных племенных групп. Подчас в борьбе с нападающими кочевниками, и не только ими. Но для нас в данном случае важен не факт и причины разделения христианства, а то, что в обоих случаях оно оставалось основным идеологическим оружием в руках имущих политическую власть. А это означало, что везде количество и роль людей, связанных с вопросами формирования общественного сознания и распространения идеологии — возрастало.
Возрастало и количественно и изменялось в связи с использованием органами государственной власти этих людей. То есть их социальное положение менялось, становилось более разнородным. А ведь здесь мы имеем дело с людьми умственного «труда», деятельности.

     К этой группе людей , конечно, относились и те-же прежние философы, теперь чаще занимающиеся теологией, люди, связанные с другими видами умственной, «духовной» деятельности - писатели, ваятели, строители, художники. Но их количество было относительно небольшим и принадлежали они как правило к высшим сословиям общества. (или зависили от них). Самостоятельного, относительно значительно слоя они не представляли.
 Принципиальные изменения в вышеназванных процессах выпали на долю Второго тысячелетия.

    Распад Римской империи, имевший место до этого привел к ослаблению существовавших органов государственной власти. Но общественные процессы нуждались в централизованной власти. Это привело к сосредоточению определенной политической власти в руках католической церкви. Крестовые походы вдохновляет и организует Папа. Его кардиналы получили большую политическую власть. Роль сегодняшней жандармерии, по наведению «порядка» выполняет Инквизиция, по сути организация католического ордена.
Рыцари католического ордена у нас в Прибалтике устанавливают свою государственную власть (Эстляндия за деньги покупается Орденом у Дании, например). Католическая религия стала государственной в полном смысле этого слова. Не принимавших её - считали язычниками, могли казнить и сжигать на костре.

  В то же время происходят принципиальные изменения в социально-экономической жизни общества.  Рост экономики, промышленности в особенности торговли, а также науки, техники, географические открытия, а , следовательно, появление не только новых рынков, но и источников богатств,
  В идеологическом плане середина второго тысячелетия, начало второй половины, характеризуется кризисом господствующей идеологии, построенной на религии ( католичество) и династической политической власти, как бы пожизненной (потомки Рюрика, династии Валуа, Тюдоров и т.п.)  Появляются новые идеи - Э. Роттердамский, его друг - англичанин Т. Моор, всё характеризуется «Глупостью». Но это отдельные люди, а подспудно это понимают новые нарождающиеся социальные силы. Результат - династические войны и возникновение в христианстве реформизма, отколовшегося от католицизма.  Идеологическая основа господства прежней власти шатается и даже теряется.

 Происходит революция с новыми идеями.  - «СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА, БРАТСТВА», но это общие лозунги . Тут же выясняется, что они  «понимаются» по разному - Во Франции 3 крыла — правые, центр и левые. Консерваторы, либералы- реформисты , левые - революционные демократы, которые также не однородны и центр - болото - «своеобразные Буридановы ослы»,. не имеющие четко выраженной направленности. готовые примкнуть к кому  угодно.  Отсюда и идеологические направления -  сохранившиеся практически до наших дней, то-есть более 200 лет. Долговато. Распространяются атеистические взгляды. Но в целом, идейная жизнь как бы законсервировалась Правда изменялись названия, появлялись новые теоретические защитники этих направлений, новые течения. Но их суть оставалась.

 Эти идеологические течения были взяты на вооружение ПОЛИТИЧЕСКИМИ партиями, приходившими или уходившими из власти в государствах.  Середина 19 го века - Развивается промышленная революция, вместо цехового производства - фабричное, заводское, с большим количеством рабочей силы.  К примеру в Нарве хозяйка Кренгольмской мануфактуры планируют даже завести из Германии 399 молодых работниц на ткацкое производство. Но условия труда практически не меняются. Рабочий день - 12 -16 часов, условия жизни очень плохие, за проступки рабочих наказывают прилюдно розгами. Не удивительно, что господствующие идеологические взгляды и даже теории вступают в противоречие с действительностью. Возникают новые взгляды, зарождается социалистическая идеология. Со своими теоретиками и организациями. Но она теоретически еще слепа, но все больше теоретиков и идеологов задумываются над ней. Способствует этому более четкое разделение общества на классы со своими проблемами и интересами. Но во второй половине 19 века нашлись теоретики, поставившие под сомнение доказательную, логическую, научную базу этих учений, идеологий.

Связано это было с последствиями промышленной революции и возникновением четко выраженного деления общества на классы капиталистов и пролетариата, рабочего класса. Революции 1848 года и Парижская Коммуна показали, что на политическую арену мира выходит новая сила. Это пошатнуло позиции господствующей идеологии. Но продолжалась борьба между различными течениями в новых социалистических взглядах на мир.

 Представители господствующих идеологических течений видели выход из углубляющегося идеологического кризиса в первую очередь в стремлении очернить новые взгляды, использую самые различные способы, вплоть до признания несовершенства существующих порядков, новое объявлялось (как и в Средневековье) происками дьявольских сил, в борьбе с которыми дозволены все средства вплоть до сожжения на костре, современной войны. Другим методом был метод древних греков, завоевывавших Трою - метод Коня. Повлиять изнутри на восприятие новой идеологии. Опыт предшествующих поколений, как уже говорилось, исходил из того, на восприятие новых идеологических взглядов и теорий необходимо очернить практику их последователей - руководителей. Тогда сознание масс автоматически перенесет свои отрицательные эмоции с поступков людей на идейно-теоретические взгляды и положения. На практике прежние «социалисты и социал-демократы» превращались в «болото» времен Французской революции.

 20 век. Век колоссальных социально экономических, политических потрясений, громадного шага в развитии научно - технической мысли, и практики. Мировые войны, мировые экономические кризисы, мировые потрясения в политической и духовной жизни общества. Возникновение Социалистического государственного строя, распад мировой социалистической системы. Принципиальные изменения в геополитической системе мира. Создание Организации Объединенных наций. Да мир становится все больше един. И кризисы и войны тому подтверждение. Даже наука имеет свой подтвержденный оценочный центр - Нобелевские премии мира. В идеологическом плане это нашло свое подтверждение - различные политические силы ведут борьбу за влияние на мир в целом, на МИРОВУЮ политику.

В 20-ом ВЕКЕ. Сегодня в 21-м уже веке продолжает борьбу за первое место в мире США. Отчасти Евро -Союз, но и идея Исламское государства- Халифат. Россия и Китай стремятся создать новый мировой центр, объединяя большинство населения мира, ВРИК. В соответствии с этими политиками распространяется и идеология - господствующая роль идеологии США. Распространение ислама. Правители России ищут свою «идеологию» с национальными особенностями, а в мире продолжает господствовать идея о  свободной конкуренции и торговле, разрешающей, якобы, все проблемы и являющейся «абсолютной истиной». Марксистская идеология, стремящаяся доказать обратное, наличие объективных закономерностей неизбежно ведущих к крушению вышеназванной «абсолютной истины», имея под собой малый практический опыт и необходимого совершенствования, в практике осуществления своих идей не устояла.
А ведь мир, наука, техника, жизнь развиваются. В то же время  сумятица в головах людей, понимание того, что в мире происходит  сохраняется.  Сохраняются даже методы этой борьбы представителями разных идеологий. Вышеприведенные две тактики в идеологической борьбе - остаются и сейчас главными. Только «троянским конем», судя по последним сообщениям, могут быть целые господарства как Украина или Турция , готовые влезть в создаваемые Россией Китаем Азио-европейское объединение с общим рынком.
 А отношение к опыту СССР и КПСС?. Практически тоже всё старые «испытанные» приемы. С одной стороны используя на практике положительный опыт и взгляды, открыто всячески поносят идейно- теоретические основы, оперируя промахами, ошибками, теоретической незрелостью и недостатком опыта, «дикостью» Коммунистов с другой стороны.

 Да ПРАКТИКА - критерий истины, но и база для её познания, развития теории. А в теориях зачастую сохраняется догматизм, «неприкосновенность и абсолютность значения понятий» как догм. В то же время эти понятия имеют и большое практическое оценочное значение.  Понятие демократии связано с понятием власти большинства. Это СПРВЕДЛИВОСТЬ. Но вот понятие большинства ограничено законом. Что получается? Мер Москвы избирается фактически 17% москвичей, имеющих право голоса, 17% - это большинство! Абсурд. Но на практике такой подход может иметь принципиальные отрицательные последствия. На выборах в Эстонии в начале 1924 года за объединенную левую партию среди рядового состава Таллинского гарнизона проголосовало 40 % Для левых это был колоссальный успех, говоривший о политических настроениях среди военных.(компартия готовилась совершить государственный переворот) НО! Участвовало в голосовании всего 10% военнослужащих. А это означало всего 4% от общего числа. В абсолютных числах - всего 4 человека из 100!. На кого же можно опираться или на что- на % или реальности??

Да, понятия, использующиеся в теоретическом научном мышлении,  на практике в чистом виде не существуют. Жизнь всегда конкретна. Хотя без них не обойтись не только в математике, но и в политике. Возьмите самое простое - например число ТРИ. Даже в христианской религии ТРИ сосуществует с Троицей. Или понятие СВОБОДА!  Вообще? Что это могло бы значить?  А вот конкретно - это ясно - свобода кому, от чего освободился, в чем свобода, какие ей ограничения. В жизни нет свободы «вообще»! Это слово существует как понятие для характеристики чего то конкретного. А на практике как часто мы используем эти слова, не вдаваясь в конкретное их содержание. Нет СВОБОДЫ- значит нет ДЕМОКРАТИИ. Или наоборот! Но тогда, извините господа, власть меньшинства - большинство, следовательно, имеет меньше прав, это не демократия, значит отсутствует свобода. Вот сейчас у нас в Таллинне прошли выборы в Городское Собрание. Из 79 мест - 31 заполнили не выбранные туда люди, а их заместители, за кого практически НИКТО не голосовал. А выборы считаются ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ - закон это разрешает. Теперь судите - как оценивать данные понятия. Закон разрешает стать «избранником народа» не будучи избранным народом. И в то же время математика и политика не одно и то же. В жизни и в политике может случиться, что 2 х 2 = не 4, а 5 или 6, в одном случае и 3 или даже 2 в другом.  40% в приведенном случае равнялись математически 4%, а практически имели ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ значение, то есть меньше 0.. Жизнь - сложнее математики.
  Это небольшая характеристика условий, в которых живет современная интеллигенция. Поди ка, разберись, голову сломаешь! И ломает!  Фактически основным вопросом для людей, профессионально занятых умственным трудом является уяснение содержания самих понятий, ценностных ориентиров, на что опираться, действительно - «что делать?» Не удивительно, что порой может показаться даже безответным вопрос о «праве человека на жизнь!»

(Постимеес от 17.11.13 на русском языке.) В этом номере газеты говорится, что в Эстонии 100.000 пенсионеров по нетрудоспособности. Их количество в ближайшие 4 года возрастет еще на 70-000 170.000 это  на 653.000 трудоспособного населения. Сейчас еще 32.500 безработных О необходимости выяснить причины этого явления даже не ставился вопроса. А у государства денег не хватает, оно в долгу! Невольно задумаешься - что же с обществом происходит? Оно что — вымирает? И человек разумно мыслящий, к тому же профессионал - неизбежно попадает в сложное положение. Что делать? Некоторые авторы советуют - пойми самого себя. Осознала ли интеллигенция самою себя, свою роль и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выполнение этой роли?

 Что же представляет из себя современная интеллигенция  как социальное явление?  Интеллигенция - это труженики, у которых умственная деятельность - определяющая. Это действительно  передатчики мысли и идей на расстояние - другим людям. Но уже поэтому интеллигенции, как части народа, присуща и особая эмоциональность, чувствительность. Роль чувств очень большая, без чувств и разумное мнение не передашь! Но «передача мысли» - это не передача чувств, а результат работы разума, мысли, а, следовательно, и логики. Без неё РАЗУМНЫХ решений и поступков не бывает, во всяком случае они не гарантированы.  Сочетание этих двух вещей - чувства и разума всегда была и будет извечной проблемой интеллигенции. Именно сочетание, а не победа одного над другим. Этот вопрос приобретает не частное или личное значение потому что интеллигенция ПРОФЕССИОНАЛЬНО занимается умственным трудом.  А профессия - это общественное явление, не какая то личная особенность. Личная особенность не только здесь, но и везде накладывает свой отпечаток на любую и деятельность и безделие.

 Необходимость возникновения такой «профессии» - деятельности была всегда, но самостоятельной социальной группой населения, в том числе и особенностями по отношению к формам собственности сложилась практически только со становления капиталистического общественно - экономического строя.  Профессиональные специалисты были востребованы еще в древнейшие века. Правители нуждались в «обоснованных» предсказаниях для своей деятельности, нужны были и астрологи и архитекторы и военно-начальники и певцы и скульпторы и т.д. Но кого они обслуживали? В первую очередь элиту общества, - Придворных, Свет. Из её состава в подавляющем большинстве и рекрутировалась. (иногда из рабов или захваченной знати других народов).

 Фактически никакой самостоятельной экономической базы не имела. Но с развитием производительных сил, в особенности перехода от кустарно-ремесленного производства к машинному и фабрично - заводскому с одной стороны, и с другой стороны крушению династических властей со своей придворной свитой, поэтами и музыкантами, появилась и потребность и возможность в возникновении самостоятельного социального слоя - «свободных художников», профессионалах в гораздо больших количествах..
 Сами профессии дифференцировались. Сперва мадам за ним ходила, потом мусьё её сменил.  В архитектуре, литературе сами направления « моды» менялись гораздо чаще.  Росла необходимость в большем количестве школ, в том числе специальных и высших. И многое другое. В чем была особенность положения этих людей? Они были свободными гражданами, не просто на услужении у правящей верхушкой. Да и верховодить стали даже не купцы - богатеи, а предприниматели, промышленники и финансисты, а с ними возросла потребность и в ученых и учителях и в юристах.  Ведь первоначально учебные заведения возникали при церквях, монастырях или  различные «царско-сельские лицеи».  Необходимость в грамотных рабочих их нуждалась промышленность. Очень часто эта возникающая интеллигенция уже в силу самой необходимости становилась мелким частными собственниками. т. н. «мелкой буржуазией». Она нуждалась в «продаже» своих знаний, своего труда.

В том числе и нарождающаяся техническая интеллигенция. И определенная самостоятельность и независимость и, в то же время, зависимость от всех процессов, свойственных капиталистическому обществу, превращало  интеллигенцию в особый социальный слой общества и в то же время только промежуточный  между положением пролетария и предпринимателя, собственника. Поскольку всё это было очень неоднородно, постольку  и господствующие среди интеллигенции идейно-политические взгляды колебались от крайне левых до крайне правых.

 Что же произошло за последние сто, пятьдесят лет?
    Науч-технические революции, мощное развитие производительных сил общества. Полно преобразование социально-политической картины жизни мира. Нет прежней не только Азии, но и Африки и Латинской Америки, не говоря уже о Европе.

Маленький пример - наша Льнопрядильная мануфактура второй половины 1930-х  годов. На фабрике работало около 3000 человек. 5 директоров- среди них 3 немца, 1 англичанин и 1 русский. Последний командовал хозяйственной частью. Ему подчинялись — конюшня (директора пользовались конным экипажем - картами. В городе было всего 2 такси). Далее стадо коров, лесопильня, баня и др. Хоз части. Все обслуживал один врач, в больнице на соседней фабрике - один хирург, оба немца, фоны. Рабочие жили на территории фабрики, обнесенной забором в 12 казармах. Небольшое число рабочих жили в ближайшей деревне или в Ивангороде - пригород Нарвы. У рабочих и служащих были огородные участки, у служащих примерно размером 8-10 метров. Запасались на зиму своей картошкой и овощами. У директоров были сады. Довольно патриархальная картина. А через каких то 20-30 лет на предприятиях работало уже большое количество ИТР со специальным образованием. А в городе появился филиал Тартусского университета. Ушли в прошлое и кареты и первые радиоприемники  и оборудование и транспорт на конной тяге. Появились новые жилые кварталы, вместо плит с дровами - электрические. И тд. И тп. Изменилась и общественно политическая жизнь.

 Сегодня, несмотря на распад СССР и КПСС -- Коммунистические партии продолжают существовать и фактически являются единственной действительно ОППОЗИЦИОННОЙ силой существующим другим политическим партиям. В этом отношении Россия является наиболее демократической страной чем США или страны Евросоюза. Как это не парадоксально выглядит с точки зрения Западно-европейской демократии. Как всё это отразилось на положение интеллигенции?
   «Свободные профессии» фактически исчезают. Вместо частных врачей- клинические центры с частным или государственным капиталом. «Средний класс» является чуть ли не главным политическим объектом в борьбе правых, либеральных и центристских сил за места в центральных органах власти. Работники профессионально занимающиеся квалифицированным умственным трудом все чаще напрямую зависят от крупного капитала или правящей политической силы. Даже научные учреждения, а следовательно и ученые, напрямую становятся зависимыми от владельцев денег, того же крупного капиталиста, частных предпринимателей. Развлекательные культурно-спортивные мероприятия становятся объектом Шоу-бизнеса. А это и артисты и спортсмены.  Последних открыто покупают за громадные суммы долларов.

Фактически большие слои интеллигенции пролетаризуются, давая возможность крупному капиталу увеличивать свою прибыль, доходы. Экономическая и политическая зависимость представителей «свободных профессий» объективно ставит под вопросом лозунг существующего «демократического» строя - что же такое СВОБОДА в этих условиях. Неизбежно, следовательно, обостряются противоречия во всех сферах жизни общества, в том числе духовной жизни, национальных и социальных отношениях. Как все это совместить с творческим трудом, теоретической и познавательной деятельностью? (при возрастающей зависимости от власть имущих в области экономики и политики?)

 Пересмотреть свое отношение к существующему строю и порядкам - трудно, ты от них напрямую зависишь, пересмотреть прошлое, это касается не только политики, но и истории и культуры, литературы театра и т.д. Мне более известны и близки процессы, происходящие среди интеллигенции России
   Исторические события сейчас узаконили рассматривать в одном варианте (единый, апробированный учебник для школ по истории России). Но о чем , например, пишет «Комсомольская Правда« (6-12 ноября)?
Русские - великороссы - это уже не славяне, а ассимиляция славян с татарами и финнами. Им присуще агрессивность в характере. А вот истинные славяне - это украинцы - добрые, не агрессивные, не захватчики других земель.  Невольно вспоминается моя встреча с группой молодых армян (во время турист. поездки по Западной Украине). Я как то задал им вопрос - у нас считается, что наиболее ловкими «дельцами» являются евреи. А как у вас? Ответ - евреям с армянами не тягаться в этих вопросах, а вот нам не тягаться с украинцами. Мне лично пришлось побывать и на Украине (Крым, Феодосия) и в Грузии., еще в 1980-х годах. Что бросилось в глаза - так это проявление националистических тенденций. Вспоминается учеба в гимназии в городе Нарве в 1930- ые годы. Статистика была такова - в нашем классе русские составляли большинство учащихся. Но далеко не подавляющее - были и эстонцы и немцы и евреи и один поляк. Целый интернационал. А вот в немецкой и эстонкой гимназиях (немецкая была частной) были только молодые люди одной национальности (в эстонской правда училось несколько русских. В параллельном классе всего двое.  Вот и характеризуйте национальный характер.  Я уж не говорю как национальный характер проявляется в литературе и искусстве.  Что то агрессоров среди русских писателей-классиков - не помнится.

    Интеллигенция богата своим творческим мышлением. Это «золотое» богатство не должно быть подобным «Кощеева злата»! Ведь в конце-концов удел Кощея - над златом ЧАХНУТЬ! Чахнуть - это удел смотрящих только в прошлое. Но из прошлого надо уметь извлекать для себя уроки, а не останавливаться на существующем.
Для нашей Эстонии очень характерно мелкобуржуазное мировоззрение. Свидетельство тому статья в газете Постимеес (на русском языке от 15 ноября с.г.) Она посещена формированию мировоззрения молодежи по программе Entrum. Какова базовая характеристика мировоззрения молодежи (по мнению автора статьи) - « вкусно поесть, побольше поспать, купить украшения, пошататься на улице с друзьями, сидеть часами у Facebook? Откуда такое мировоззрение? Только от окружающей среды! От кошелька пап и мам?Но идеал — «вершина пирамиды» - реализация своих способностей, достижение созидательной радости, что твоя деятельность нужна людям это предел счастья. Но материальные потребности что - остаются изначальными? И нет никакой ответственности перед людьми? Не совсем так! На путях к достижению названного результата по совету автора, лежит необходимость научиться - как стать предпринимателем, а для этого - как найти платежеспособного клиента, как выгоднее продать свой товар или услугу, как заработать больше денег! Итак - путь к счастью - деньги, как их получить побольше, меньше работая! -  ИДЕАЛ!. Даже крупный капиталист понимает что надо побольше работать. Вынужден понимать это и простой работяга. Так какое мировоззрение считать в данном случае идеалом? Самое что ни на есть - обывательское.

 В заключение вернемся к математике   2 х 2 = 4. Элементарно и логично. Цифры есть цифры.  На практике 2 х 2 в жизни может  ровняться и другому - быть и больше и меньше четырех . Но что все же она еще говорит?  Каждая двойка это не только 1 + 1, а может быть и А + Б, к тому же больше единицы.. В этом случае, а именно так в жизни и бывает, люди то различные!. Тогда ( А + Б) х ( А + Б) = А квадрат + Б квадрат + 2АБ. То есть удвоенное сочетание сил А и Б, в добавление более развитые и А и Б. Арифметика говорит также, что если в паре находятся силы разных направлений, то результат может быть плачевным (А-Б) х (А-Б) приводит к следующему результат = да и А и Б наберутся опыта, «поумнеют». И А и Б будут в квадрате! Но их взаимодействие будет с отрицательным знаком, к тому же удвоенно  - 2АБ То есть различия фактически между А и Б увеличатся. Борьба идеологий сама по себе проблем не решает. Решать будет политическая практика стоящих за её спиной сил., вполне материальных и экономических и людских.  А это означает, что у интеллигенции фактически один путь - познать самое себя и на основе СВОИХ знаний теории и логики мышления  понять свое место в процессе жизни общества, логике, построенной не на чувствах, что очень свойственно интеллигенции, а на базе теоретических знаний и общественного опыта. А вот действия без учета чувственного восприятия мира невозможны. 

 Поэтому интеллигенция объективно должна многое сделать для общественного прогресса. Но не в качестве ГОГ или МАГОГ, а - простых людей Гошей и Магошей.  Простой народ, рядовые «работяги» интуитивно чувствуют что надо что то предпринимать. Интеллигенция должна показать не множество вариантов «решения» проблем. Пусть этим занимаются историки теоретической мысли, мировоззренческих теорий. Это нужное дело, но не для «сенсационных открытий - кто из воротил мира сего когда то и что то сделал. Это может подходить для газетчиков, стремящихся увеличить число подписчиков или для обывателя, который живет только сегодняшним днем, или просто «ловит момент». Случай. Или «предсказания ясновидящих». Как же относиться к религиозным идеологиям? Мне кажется, что «лакмусовой бумажкой» здесь будет взаимоотношения её представителей с политическими силами государств.

А так же, как удовлетворение каких либо частных, личных интересов людей, не затрагивающих политические «баталии» . Ведь нельзя исключать из повседневной человеческой жизни особенности человеческих личностей, а следовательно и особенности интересов. Важно то -какое место в иерархии интересов это будет иметь место. Ведь соответствующие организации  со своим членством существуют - клубы, кружки самодеятельность, спортивные организации, организации любителей истории, путешествий да мало ли чего.  Ведь в жизни все равно основными проблемами человека являются, его основные  интересы и потребности, и социально-экономический строй общества это обеспечивающий. Задача политиков ведь фактически должна сводиться к соответствующему устройству всего общества, без разделения на нищих и богатеев, трудящихся и бездельников, стремящихся урвать себе побольше за счет других и честных людей. И здесь громадное поле деятельности интеллигенции. Организованное общество всегда будет нуждаться в системе организаций, в кадрах, определенном единстве - следовательно и сочетании общественных и личных интересов.  А такая организация общества отнюдь не будет означать что либо похожее на современную власть, требующую подчинения при помощи силы.

Мне пришлось однажды в жизни столкнуться с таким случаем. Одна группа молодежи, студенческая художественная самодеятельность, направлялась в поездку в другую страну. Перед поездкой было сказано, что руководитель группы, преподаватель имеет «ДИКТАТОРСКИЕ» права в поездке. После возвращения из-заграницы студенты подарили этому преподавателю альбом (для фотографий) с надписью- «Лучшему в мире диктатору»!

 И «диктатура» может быть демократичной - выражать и отражать интересы  простых людей. Диктатура как правило направлена против определенных слоев населения и выражена в законах и установках центральной власти. А вот ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ она чиновничьим аппаратом, конкретными людьми.  Местным  «дикта - тором» может быть любой чинуша-бюрократ. Но он то зависит от господствующей системы власти и денег. Для «классической диктаторской системы, нужна потомственная власть СУЛТАНА и при нем Гарем, чтобы у него было много детей, способных быть защитниками престола.  В Западной Европе часто мы встречаем  наличие ДВУХ претендующих и воюющих между собой династий. А в  России господствовала всегда одна династия.  В современном мире  такими «династиями» являются потомственные политические партии.

 В США они договорились и поочередно правят страной. В Западной Европе фактически тоже две - консерваторы и социал-демократы. Иногда вклиниваются либералы. Все эти «династии» служат одной силе - силе денег и банковских воротил. Вот и пойми - где тут демократия, а где диктатура. Но на практике к группе диктаторов причисляются все, кто недовольны демократией. Сиречь- «демократами». Итак - мы имеем два вида власти демократическую диктатуру, где меньшинство большинства (партий) выражает интересы большинства (народа) и диктатуру демократов, когда большинство меньшинства (народа) выражает интересы меньшинства народа). Да, тот костюм политиков в который их наряжает идеология, и реальная жизнь далеко не одно и то же. В известной песне про блоху-Король приказал портному сшить Блохе бархатный кафтан. Каков был результат?  «И самой Королеве и фрейлинам её от блох не стало мо-очи, не стало и житья!» Из песни слов не выкинуть.
 
       Всеволод Архангельский - Таллинн Эстония  3-17 ноября 2013 года.


Рецензии