Определение русского космизма в современной науке

В современной философской, научной, теологической, научной литературе и публицистике достаточно велик и стабилен интерес к феномену русского космизма. Данное мировоззренческое течение считается одним из фундаментальных и, вместе с тем, оригинальных проявлений русской культуры XIX – XX вв.
Содержание, вкладываемое в понятие “космос” в разные эпохи и в различных культурах, существенно отличается. Русский космизм, сформировавшись в русле европейской культуры и являясь неотъемлемой частью мирового космизма, обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире.
Следует заметить что, в современной литературе пока нет общепризнанного определения русского космизма как философского направления, но не смотря на это, термин «космизм» получил распространение в отечественной литературе в 80-х гг. XX в. Этому способствовали успехи в освоении космоса и рост интереса к общеметодологическим трудам “отца космонавтики” Циолковского, к работам его последователей и сторонников, а также к идеям Чижевского и В. И. Вернадского. Вначале его относили только лишь к трудам русских естествоиспытателей (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.), но с выходом из забвения имени Н.Ф. Федорова, переиздание в 1982 году под редакцией А.В. Гулыги и с предисловием С.Г. Семеновой некоторых работ философа отдельной книгой, термин "русский комизм" получает более широкое значение. Он начинает использоваться также для характеристики работ отдельных русских философов, сыгравших существенную роль в развитии отечественной культуры конца Х1Х-начала XX веков.
Исследованию русского космизма посвящена большая по массиву публикаций литература. В ней даны различные определения и интерпретации русского космизма, выявляются разные его формы, изучается эволюция. Под космизмом понимается: «психологический и мировоззренческий феномен, который находит проявления в различных сферах культуры – религии, философии, искусстве, литературе, обыденном сознании; глубинное переживание человека и космоса, в рационализированной форме выражаемое мировоззренческими идеями и философскими принципами, которые соответствуют различным этапам культурной истории человечества» .
Анализируя различные подходы к пониманию космизма, известный исследователь этого феномена В.В. Казютинский отмечает следующие наиболее характерные смысловые позиции: 1) специфическое «мировоззрение» или «мировосприятие», связанное с осознанием единства всего со всем; 2) распространение «космической точки зрения» на человечество, его прошлое и будущее, высту-пающее в одних случаях как мировоззренческое выражение идеи единства человека и космоса, в других – освоения космоса человеком; 3) мировоззренческая идея «активной эволюции» человека и мира, направляемой разумом; космическая экспансия человечества оказывается частью этой программы; 4) почти неуловимые смыслы внутреннего космоса человека (связанного, естественно, с космосом физическим); 5) «последнее слово философии техники» - считается, что космизм выступает оправданием самых антиэкологических и антигуманных черт современной цивилизации (такая точка зрения, выдвигаемая антикосмизмом, относится не к космизму как таковому, а лишь к его техницистским версиям). В некоторых из этих интерпретаций космизм оказывается синонимом не собственно космических, а земных ситуаций, лишь проецируемых на космос .
Так же, В.В. Казютинский считает, что "космизм слишком многомерен, чтобы его смысл можно было выразить единственной фразой", поэтому он предлагает рассматривать космизм "как одну из глубинных тем или универсалий мировой культуры, пронизывающих всю историю, как феномен гетерогенный, объединяющий или, точнее, сцепляющий идеи связи человека и космоса, различные социокультурные феномены и представленный не одним, а многочисленными образцами" . Близка к такому подходу О.Д. Куракина, которая предлагает следующее определение: "Русский космизм — это тысячелетняя отработка в Русской метакультуре мировоззрения живого нравственного Всеединства человека, Человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению" .
С.Г. Семенова выделяет основополагающее для русского космизма качество мироотношения. Этим качеством является "… идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство" . С.Г. Семенова считает поэтому, что это направление, возможно, правильнее определить не столько как космическое, сколько как активно-эволюционное. Человек в этом направлении предстает как "существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко несовершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу" .
A.B. Гулыга сводит данное философское направление к следующим идеям: 1. Человек — космическое существо. Освоив Землю, он проникает в Космос. Становясь фактом космического бытия, он несет ответственность за судьбы Вселенной, ее самопознание и развитие.
2. Человечество единый организм. Наступление космической эры устраняет насилие в отношениях между людьми и народами, приводит к исчезновению войн.
3. Человек — не предел эволюции. Биологические факторы дополняются социально-техническими, в результате чего достигается преодоление смерти и возникновение нового типа мыслящих существ. Человек превращается в сверхчеловека" .
Таким образом, если выражаться совсем кратко, можно сказать, что программа космистов заключается в выходе в космос, установлении мира на Земле и в достижении бессмертия. A.B. Гулыга считает, что русские космисты подготовили нравственные предпосылки для освоения космоса.
Ф.И. Гиренок определяет в качестве важнейшего момента в этом направлении то, что "русский космизм, пожалуй, впервые стал обосновывать идею объединения людей, обращаясь за аргументами не к социально-политическим или идеологическим теориям, а к идеям экологического порядка. По отношению к природе люди выступают как единое целое вне зависимости от социально-экономических и идеологических расхождений" .
Мы в своей работе будем придерживаться определений русского космизма, которые дают В.В. Казютинского, О.Д. Куракиной С.Г. Семенова, A.B. Гулыга, Ф.И. Гиренок в своих исследованиях. В целом их определения можно привести к общему знаменателю и обозначить как социокультурный феномен, где человеку отводиться центральное место и развиваются идеи антропоцентризма, что является недостаточным для выяснения сущности космической философии, ибо в космизме определяющим являются антропокосмоцентрические тенденции.
Одним словом, в изучении феномена русского космизма нет недостатка внимания со стороны философов, естествоиспытателей, теологов, публицистов.

1.Космизм // Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М. – С.-Пб. – Нью-Йорк, 2006. С. 449.

  2. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма // Космическая философия К.Э. Циолковского. М., 2001. С. 403.

 
3. Казютинский В.В. Космизм, космонавтика и перспективы цивилизации. // Общественные науки и современность. - М.: 1990. – С. 144. 

 
4. Куракина ОД. Русский космизм как социокультурный феномен. - М.: 1993.- С. 9.
5 . Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: 1993. С. 4.

 
6. Там же. - С. 4.

 
7. Гулыга A.B. Уроки классики и современность. - М.: 1990. - С. 227.

 
8. Гиренок Ф.И. Русские космисты. // Философия и жизнь. М.: 1990. - № 2. - С. 31.


Рецензии