Несостоявшаяся дружба

1963-й год. На это время автор этих строк уже год, как секретарь совхозной комсомольской организации, молодой парень, пытающийся отстаивать правду, наивный человек, который еще думает, что нормы и принципы, заложенные в Уставе ВЛКСМ, одинаково обязательны для всех, не взирая ни на чины, ни на звания и должности. И, как следствие, ему щедро отвешивают хорошие такие тумаки. Очухавшись, утеревшись, как ни в чем ни бывало, продолжает гнуть свою линию.

…Осенью этого года состоялась отчетно-выборная комсомольская конференция Пригородного района (Нижний Тагил). Все люди как люди и ведут себя на конференции подобающим образом (подробности упускаю, ибо они есть в первом томе воспоминаний «ОБЖИГАЮЩИЕ ВЕРСТЫ» и повторяться не вижу смысла), а вот я учиняю серьезную бузу. На почве? А не понравилось, что за спиной нашей первичной организации комсомольское и партийное начальство района в тайне затевает некую кадровую игру, пытаясь «пешку» (одного из наших товарищей) сделать значительной фигурой. Я (меня поддержала вся делегация, в том числе и та самая «пешка») стал требовать, чтобы при решении кадрового вопроса учли и мнение первички, предложив альтернативную кандидатуру: она по всем характеристикам ни чем не уступала той, которую начальство двигало вперед.

Планы начальства были сорваны: «пешка» так и осталась на шахматной доске «пешкой», но конференцию организаторам пришлось продлить аж на пять часов. История неслыханная по тем временам.

С какой целью я вспомнил про бузу? А из-за нее на образовавшемся вакантном месте очутился, можно сказать, случайный человек (прошу простить меня) – Лина Логиновна Сергиенко (далее ее буду называть лишь по имени): она была избрана вторым секретарем Пригородного райкома ВЛКСМ, куратором идеологического воспитания молодежи.

Впоследствии кое-что узнал о новой начальнице: работала учителем в одной из сельских школ района, недавняя выпускница Свердловского пединститута. Вот, собственно, и все. С ней, конечно, встречался, но не по-дружески. В моей организации ей не удалось побывать ни разу: не нашлось времени. Потому что, спустя буквально несколько месяцев, Лина покинула случайно обретенную должность: на областной отчетно-выборной комсомольской конференции ее избрали вторым секретарем Свердловского сельского обкома ВЛКСМ (в то время в области существовало два обкома – промышленный и сельский).

Общение наше стало еще реже: встречались на бегу, обменивались приветствиями и все. Разговора по душам не было, поэтому я не знал, как она на самом деле относится ко мне, бузотеру, но интуитивно чувствовал ее теплоту и внимательность. Возьму на себя смелость заявить, что зла (в отличие от другого начальства) ко мне не испытывала. По крайней мере, когда на одном из пленумов обкома первый секретарь мне вручил билет члена Союза журналистов СССР (факт по тем временам беспрецедентный для областной молодежной организации), то в первый же перерыв в кулуарах Лина отловила меня и сердечно поздравила с важным (она это понимала) для меня событием – приемом меня в творческий союз.

Проходит менее двух лет. Власть в Кремле поменялась, соответственно, прежние порядки стали перекраивать, то есть возвращать общественную жизнь назад. Так сказать, по Ленину: шаг вперед, два шага назад.

Сельского обкома ВЛКСМ не стало. В объединенном обкоме комсомола, очевидно, для Лины не нашлось места (если честно, она не вписывалась в чиновничью среду, потому что от природы чуралась всякого комчванства). И она исчезла с моего горизонта. Лина, по слухам, была направлена на учебу в Академию общественных наук при ЦК КПСС.

Мне казалось, что больше я с Линой Сергиенко никогда не столкнусь. Не тут-то было! Пути-дорожки наши неожиданно пересеклись.

1977-й год. Приезжаю на очередную экзаменационную сессию (практически, все образование получил заочно), подхожу к канцелярии, изучаю вывешенное расписание лекций. Вижу новую фамилию преподавателя, кандидата исторических наук (предстоял экзамен по истории партии). Фамилия мне ничего не сказала. Имя и отчество? Тоже, потому что были лишь инициалы. Конечно, если бы был любопытным, то мог бы зайти в канцелярию и у заведующей узнать. Но, подумал я, зачем? Увижу на лекции, что это за птица.

И вот очередная лекционная пара. Группа партийных журналистов в ожидании. И вот открывается дверь аудитории и… Вижу: входит она, Лина Сергиенко. Узнал сразу же, несмотря на прошедшие годы. Не подал вида. Лина прошла за кафедру, присела, обвела взглядом аудиторию. Понял: ищет старосту. Она встречается впервые и не успела еще познакомиться. Я встаю и, как положено, докладываю:

- Группа слушателей в полном составе присутствует в аудитории, - делаю короткую паузу и добавляю. – Староста группы Мурзин Геннадий.

Смотрю: Лина заулыбалась.

- Спасибо, Гена, - говорит она. Вижу, что группа вперилась изумленно в меня, в своего старосту. – Мог бы и не представляться. Помню… Давным-давно знакомы.

Вот так произошла еще одна встреча. Оба в разном статусе: Лина – доцент кафедры истории КПСС, а я – простой слушатель ее лекций. Хотелось встретиться по-дружески, повспоминать комсомольские годы. Но мои причудливые комплексы помешали. Посчитал, что Лина не так поймет. Глупость, конечно.

Оказалось, что Лина в Москве вышла замуж, защитила кандидатскую диссертацию и занялась преподавательской работой в престижном по тем временам высшем учебном заведении.
После получения диплома я с Линой Сергиенко (это ее девичья фамилия) не встречался. Поэтому не знаю, каково ей живется в это непростое время. Поискать через Интернет? За многие годы пользования Интернетом я не нашел ни одного знакомого. Другие умудряются находить. Находят и меня: например, пару лет назад именно через Интернет нашел Виктор Дворянов, доктор исторических наук, с которым знаком долгие годы.

Я не нахожу по известной причине: не везет мне…. Как всегда…

…Минуло, ужас, полвека!

ЕКАТЕРИНБУРГ – ПЕНЗА, 1963 – 2013.


Рецензии