Грибы к Новому году

Купили мы  к Новому году солёные грибы - трёхлитровую  банку  прекрасных груздей. Я тут же, не дожидаясь Нового года, стала их кушать. И так постепенно, каждый день, брала их и брала из банки. И уже половина осталась, и ещё меньше…

Я с детства люблю эти грибы.
Они немного горчат, конечно, но своеобразная горечь и твёрдость, и хруст при  раскусывание груздя, восхитительны!

Я вспомнила, как раньше в нашей семье  солили  грузди.

У каждого дома в деревне росли подсолнухи. Семечки  были крупными, серыми и полосатыми. Сейчас я не вижу таких. Может быть,  они растут где- то, но в наших краях я не встречала.  Семечки продавались стаканами и ссыпались в кулёчек из газеты. И такие они были вкусные!  А сейчас продают во всех магазинах чёрные, мелкие, в упаковке, тоже жареные, тоже вкусные. Но нет в них вкуса тех,  давних, полосатых…

Что- то я от темы отклонилась…  Но, это к месту всё же.
Лес от нашего дома в шести километрах. Но я была там всего несколько раз. Родители сами собирали грибы, знали места, где растут именно грузди.
Помню, их много, целая гора, лежит у сарая. И мама говорит мне: «Дочка, сходи, нарви листья подсолнуха!»
Я пошла рвать листья. А они колючие! Принесла и мы, всей семьёй, стали мыть грибы. Занятие это не из лёгких. На шляпках грибов прочно прилипли травинки, листики… Просто так они не удаляются и надо потереть  гриб шершавым колючим листом подсолнечника. Вот такой способ мытья груздей. И промыть их в «нескольких водАх», так говорила мама.
А потом грузди укладывались в ошпаренную кипятком  и просушенную дубовую бочку, слоями, пересыпались солью. Не помню, клали какие приправы, или нет… Вспомнила –  клали листья папоротника! И на дно бочки и сверху!
И обязательно -  груз.

 А зимой  меня часто посылали в подвал за грибами. А грибы у нас были разных сортов. И я накладывала в большую эмалированные чашку и рыжиков, и маслят, и чёрнушек -  так называли у нас чёрные грузди, и самых моих любимых – белых груздей. А в другую чашку – мочёные яблоки. Сверху в бочке  намерзал лёд, и надо было сначала разбить его и потом только доставать огромные яблоки сорта «Антоновка». Я сейчас тоже  готовлю «на зиму» мочёные яблоки. Но вкуснее тех, из детства, уже нет… А вода в бочке с яблоками была такая ледяная,  что я и сейчас  помню ощущения окоченелости .

А дома тепло, дрова в печке пощёлкивают.
И нет ничего вкуснее горячей картошки с холодными грибами. И особенно с груздями!
Я и сейчас люблю есть целую картошку с грибами, без всяких добавок к ним. И есть руками!  Я всегда оставляю несколько кусочков картошки, и только потом готовлю  картофельное пюре.

Купили мы  к Новому году солёных грибов …
Кстати, эти грузди, купленные к Новому году, не горчат.
Наверное, их долго варили, прежде чем закрыть в банку.
Экология…


Память Моя семья


 Большой семьёю жили,
 И дружные всегда.
 И точно помню - были
 Мы счастливы тогда.

 Читала мама книжки
 При свете фонаря,
 И слушали братишки,
 И слушала их я.

 Всю зиму из подвала
 Несли соленья в дом,
 Их до весны хватало -
 Подвал вмещал с трудом.

 Я помню яблок бочку,
 И сверху лёд на ней.
 Антоновка на мочку
 Годится без затей.

 Грибов не счесть в подвале,
 И множества сортов.
 К картошке подавали
 Усладу всех столов.

 Отец косил до пота
 Всё лето, допоздна.
 А мама всё в заботах
 Без отдыха, без сна.

 Стемнеет лишь немножко,
 Но только не совсем,
 Играла всем гармошка,
 И я гордилась тем.

 И скажет брат мой третий:
 "А ну, мотив напой!"
 И вмиг разносит ветер
 Мотив тот  над рекой.

 Лишь вспомнишь нашу речку...
 Осталась, как во сне...
 Сама к нам шла "на печку"
 Вся рыба по весне.

 Однажды - продавали...
 Ну, вот так дожились!
 Себя же осмеяли:
 "Ишь ты, купцы нашлись!"

 ...Пред временем бессильны...
 Случится, что не ждёшь...
 Даётся крест посильный,
 И ты его несёшь...

 (Стихотворение написано 28.02.2000 г.)
 


 


 


Рецензии
Да,было замечательное время. Солили вкуснейшие грузди, яблоки, арбузы и капусту качанами. Рыбу, которая сушилась летом, бабушка распаривала как-то зимой и тоже подавала к картошке. Как же вкусно было все это и никаких опасений,что есть какая-то химия.
Спасибо, Наталья, за все эти замечательные воспоминания!
С уважением,

Надежда Мирошникова   21.10.2023 01:25     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Надежда! Да, всё было так. Я и сейчас люблю картошку с огурцами солёными.)

Всего Вам доброго!

Наталья Меркушова   19.10.2023 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.