Глупый, глупый амур
Маленький легкокрылый Амур, пролетая над землей, заглядывал в окна жилых домов, осматривал парки и скверы, высматривая тех, кто нуждался в его помощи. Но… люди были слишком заняты своими будничными делами, а о делах сердечных, так уж получилось в этот солнечный июньский день, никто не думал. И маленький Амур оставался без работы.
На занятиях сценического движения, когда студенты, облокотившись, вполоборота сидели на полу, высоко задрав ноги, и рисовали кончиками пальцев картины на воображаемом полотне под незамысловатую мелодию таперши, старательно барабанившей по клавишам, Полина Павловна, Пол Палыч, как любовно называли преподавателя студенты, вдруг громко спросила:
- Машк, а что это за красавчик встречал тебя вчера возле училища?
Машка тут же побагровела, как вареный рак, и опустила ноги.
- Ну-ка, ну-ка, не филонить, ножки выше и ри-су-уем, ри-су-уем… Просто красавец, похож на юного Мефистофеля. Очень хорош. И где ты такого отхватила?
Машка готова была расплакаться от такого публичного замечания, уж кто - кто, а она прекрасно знала, как Пол Палыч относится ко всякого рода увлечениям «на стороне» девочек театрального училища, особенно если предметом увлечения становятся ребята не русской национальности. А Тимур был чистокровным грузином. Действительно, красив, как бог, но неви-и-инен, как младенец.
А познакомились они совершенно случайно.
Машка искала квартиру, потому что баба Санечка, у которой она проживала с момента зачисления ее в театральное, умерла. И ее сын потребовал, чтобы девочка срочно искала себе новое жилье. В училище подружки сказали, что на набережной, в одной из пятиэтажек, живет старушка, которая сдает угол. Конечно, не бог весть что – жить в одной комнате со старым, да еще и совсем чужим человеком, но что же делать? И Машка пошла по данному ей адресу.
Солнце жарило во всю, и, скрываясь от его палящих лучей, девочка перешла в тень. Вдруг из распахнутого окна первого этажа угловой квартиры выскочил, как черт из табакерки, молодой кавказец с глубокой тарелкой, на которой персики, груши, виноград и абрикосы таяли в предчувствии скорой кончины. Он встал перед Машкой на одно колено, протягивая, точно рыцарь – шпагу, блюдо с фруктами. Машка растерялась. А молодой человек молчал, но его прекрасное точеное лицо буквально заворожило ее. Он будто сошел с картин Михаила Врубеля – вот он, перед тобой, «…печальный Демон, дух изгнанья…». Такая боль и такая непостижимая тайна в глазах, с надеждой устремленных на нее, Машку.
- Пожалуйста, это вам.
- Мне? За что?
- Вы так прекрасны…
- Я-я-я-я-я?
Удивление было искренним, потому что Машка считала себя уродиной. А то, что ее приняли в театральное, куда, все это знают, принимают не только талантливых, но и красивых девочек, ни о чем не говорило, просто зачислили, по ее глубокому убеждению, случайно, не заметив ее изъянов или не придав значения тому, насколько она отвратительна. И вдруг совершенно незнакомый ей человек лезет под нос со своими дурацкими фруктами, мало этого, он еще и потешается над ней, заявляя, что она – прекрасна, нет, этого вынести она не могла.
- Ну, вот что, насмешник, виноградину я съем, а ты скажи своим дружкам, что пари выиграл. И давай отсюда.
- Ну, зачем вы так?- он медленно поднялся с колена.
Среднего роста молодой человек спортивного телосложения, чуть склонный к полноте, стоял перед ней, совершенно не зная, куда деть это блюдо с фруктами. Мягкие черты лица его были довольно привлекательны, но самым поразительным были глаза – совершенно синие, как августовское небо, огромные, обрамленные длинными черными загнутыми ресницами. О таких глазах говорят – «с поволокой». И была в этих глазах какая-то вселенская печаль, которая не могла быть сутью этого мало повидавшего в своей жизни мальчика, а печаль, которая, как нечто святое, как семейная реликвия, передается из поколения в поколение. Его глаза завораживали, заставляя забывать все на свете. Видимо, мальчик уже знал, какую притягательную силу имеет его взгляд, поэтому с людьми обычно старался разговаривать, смотря куда-нибудь вниз или в сторону. Но стоило ему только приподнять ресницы, и люди вздрагивали от силы его взгляда. Тут уж никакие преграды тогда были ему нипочем. Сейчас он смотрел на Машку прямо, не скрывая своего восхищения. И в сердце ее что-то оборвалось.
- Да, действительно – пари. Но я сказал правду, вы очень красивы.
Машка, пережив один шок, еще не была готова ко второму, поэтому собрала в кулак все свое самообладание и ответила:
- А я в ваших любезностях не нуждаюсь. Какая я – знаю сама.
- Простите, если обидел вас, - он виновато опустил голову.
И тут Машка поняла, что он действительно раскаивается, и ей вдруг стало жаль красивого парня, так нелепо теперь выглядевшего с этой дурацкой тарелкой с фруктами. Она примирительно улыбнулась.
- Ладно, давайте знакомиться. Я – Машка. А вы кто?
- Тимур Магрулидзе. Я студент, учусь на физтехе. Второй курс, – чопорно представился недавний насмешник.
- Ясно, а дружки кто?
- Тоже студенты, мы живем вместе, только они старше меня.
- А ты откуда?
Машка вдруг решительно перешла на «ты», потому что почувствовала абсолютную неуверенность молодого человека в себе, и по праву старшинства, она на все сто была уверена, что если не по возрасту, то по жизненному опыту она намного старше этого парня, застолбила за собой право самой решать, как поступать в их отношениях. Да – да, она уже знала, что эта встреча – начало их отношений. Что встречаться теперь они будут очень часто.
И тут на горизонте появился Амур. Внимательно присмотревшись к этим двум молодым людям, он хитро прищурился и хихикнул, потому что теперь-то он знал наверняка, что работенка ему найдена, ведь опекать влюбленных – его прямая задача.
- Я из Тбилиси.
- А я сразу поняла, что ты грузин. Верно?
- Да, – он опять виновато опустил голову.
- Знаешь, - она немного подумала, стоит ли так уж откровенничать с этим парнем, которого и видит-то впервые, но взгляд его внимательных синих глаз был так доверчив и пронзителен, что она решилась, - у меня отец и брат живут в Тбилиси. В этом году я ездила в Грузию к отцу в гости.
- Как это, в гости к отцу?
- Очень просто…
Тут Машка, конечно, соврала, потому что ездила не в гости, а по делам. Матери нужен был развод, и она послала дочь к отцу. Отец Машку любил, поэтому ни за что не отказал бы. На это мать и рассчитывала.
Дело в том, что много лет назад, когда дети были маленькими, решили их родители расстаться, а детишек поделить так, как делят игрушки. Это – мое, а это будет твоим. Брат с двух лет жил с отцом, не подозревая, что у него есть мама, а Машка – с матерью. Сейчас, глядя на этого красавца – грузина, Машка вдруг вспомнила и шикарную квартиру отца в Глдани, и его гостеприимную жену Валентину, и Наташку, дочку Валентины. И ей стало вдруг очень грустно и захотелось уйти, спрятаться и горько-горько пореветь вволю, чтобы никто не мешал. В горле встал комок, который надо было или проглотить, или выплюнуть, но держать в себе, она ощутила это почти физически, не было мочи.
- Ладно, поговорили. Пошла я. Прощай, - скороговоркой проговорила она дежурным голосом, едва сдерживая слезы, и уже хотела исчезнуть. Но молодой Дон-Жуан, вдруг что-то поняв в этой девочке, такой грубой и так не похожей на тех, с которыми он учился в школе и которые приходили к ним в гости в Тбилиси, перехватил ее движение и неловко обнял так, что она носом уткнулась ему в плечо и всхлипнула. Он прижал ее сильнее. И вдруг она разрыдалась, спасительными слезами омывая свое лицо. Фрукты с тарелкой валялись на песке, а девочка с мальчиком стояли в тени под деревом, и добрый Амур уже нацелил свои стрелы в их незащищенные сердечки, но они стояли так неудобно: дерево заслоняло практически всю верхнюю часть тела. Амур пробовал и так, и этак, но тщетно. Так и не нашел подходящего места, ох уж этот незадачливый Амур…
На набережной Машка квартиру так и не сняла, а стала жить с двумя одинокими старушками, которых много лет тому назад, когда Машки еще и на свете не было, свела война. Бабушка Наташа потеряла в войну мужа, а сын, став взрослым, жил самостоятельно со своей семьей и только иногда приходил к ней в гости. Для бабушек это был настоящий праздник с пирогами, танцами, музыкой. Бабушка Настя в войну потеряла и мужа, и двоих сыновей, поэтому Владик стал и для нее сыном. И бабушку Наташу, и бабу Настю Владислав Иванович называл мамой. И никто из них на это не обижался, наоборот, они были счастливы. Пенсию старушки получали маленькую, поэтому сдавали угол, то есть не совсем угол, а роскошный кожаный диван черного цвета, доставшийся бабушке Наташе по наследству еще от ее бабушки и чудом сохранившийся во время бомбежек.
Диван был действительно знаменитый. Никогда в жизни Машка такого не видывала, поэтому относилась к нему как к живому существу, которое может и обидеть, и обласкать. Большой и черный, он иногда блестел от радости, особенно тогда, когда в доме были дети. Тогда диван был добродушен и ласков. Дети забирались на него, иногда даже с ногами, прыгали, кувыркались, а он, точно старый дедушка, всегда был настороже. И ни разу ни один ребенок не упал с него. Но когда кто-нибудь из бабушек заболевал, а в последнее время это случалось довольно часто, он становился тусклым и даже мрачным. Тогда никто, кроме Машки, на него не садился. Все старались обойти его стороной, а он все тускнел и тускнел.
Машка осторожно присаживалась на его краешек, будто прося разрешения попользоваться им некоторое время. И если он не скрипел и натужно не надувался, она легким движением откидывала подлокотники, таким образом увеличивая диванное пространство, застилала простынкой и, уютно поджав под себя ноги, клала голову на мягкую подушку, проваливаясь в сон, будто в тар-та-ра-ры. Спала Машка без снов, потому что так уставала на занятиях, что с трудом добиралась до дверей квартиры. И диван воспринимала как доброго друга, ведь чаще он, конечно, ласкал ее, потому что был не просто стареньким, а древним, умудренным, как считала бабушка Наташа, опытом. Он, если бы говорил, мог бы многое рассказать о себе. Но он молчал, а рассказывали чаще всего бабушки, и рассказывали в праздники, когда собирались родные, друзья, когда Машке не надо было бежать сломя голову в училище. Рассказывали, как жили в войну, как прятались от бомбежек, как вместе переживали голод, разруху, как восстанавливали город и как помогали друг другу, когда помощи было ждать неоткуда.
Фирменным блюдом на праздничном столе у бабушек был знаменитый пирог. Это был такой пирог, который по-настоящему таял во рту. Глядя на этот пирог, вспоминался знаменитый обломовский, который был не просто сказочных размеров, а имел над жителями Обломовки непобедимую власть, такую, что память о нем неизменно возвращала героев в детство, в неизбывную пору, когда мир представлялся прекрасной сказкой со счастливым концом. Никогда и нигде Машка не ела такого замечательного пирога, но и стряпать такой так и не научилась, потому что бабушки держали рецепт его изготовления в строжайшем секрете. Но всегда, когда заводилась речь о пирогах, Машка вспоминала пирог бабушек и невольно глотала слюнки даже тогда, когда и голодна-то не была.
С Тимуром Машка встречалась редко, потому что целыми днями была занята то на занятиях, то на репетициях, то они сдавали зачеты, то готовили самостоятельные отрывки. Тимур терпеливо ждал ее или у дверей училища, или возле ТЮЗа, где проходили занятия сценической речи и актерского мастерства. Чаще всего гуляли по тенистым улицам города. Он рассказывал о себе, о своих родных, она – про друзей, про знаменитых актеров. Они, как маленькие дети, оказавшись одни в этом большом городе без родных, вне привычной обстановки, искали друг в друге то, что не могли найти в сокурсниках – понимания. Поэтому и разговоры их были бесконечны. Им было очень хорошо вдвоем. Тимур часто приносил Машке мандарины, очищал их и, отделяя одну дольку от другой, осторожно клал в рот, наблюдая, как меняется выражение ее лица. Он любил наблюдать за ней особенно тогда, когда она увлеченно рассказывала то об очередных репетициях, то о том, как ребята показывали отрывки. Перед ним постепенно раскрывал свои двери таинственный мир театра, такой прекрасный, и такой завораживающий.
А Амур все летал над ними и никак не мог найти удобное место, чтобы пристроиться и, наконец, выстрелить.
Прошел год, и однажды Пол Палыч увидела Тимура, когда он подхватил с разбега спускавшуюся с лестницы Машку и стал кружить ее, хохочущую прямо на середине улицы, мешая прохожим. Пол Палыч не могла не отреагировать на подобное поведение своей ученицы, потому что была не только преподавателем, но и завучем училища. И обязана была следить за моральным обликом своих учеников. Машка подавала большие надежды, и старому педагогу вовсе не хотелось терять ее. А подобное поведение, Пол Палыч была в этом глубоко убеждена, не могло не привести к плачевному результату. И она начала планомерную целенаправленную работу по разрушению этих Машкиных отношений с молодым человеком, никакого отношения к театру не имеющим. Она решила, что, если у девочек есть время встречаться с мальчиками, значит, они недостаточно загружены на занятиях. И это было началом конца. Началом конца только – только зародившихся у ребят отношений. Амур это почувствовал и забеспокоился.
В театре стали ставить грандиозный, по замыслу режиссера, спектакль, где по настоянию Пол Палыча были заняты все ребята Машкиного курса. С утра они были на занятиях в училище, потом сломя голову бежали в ТЮЗ на репетиции своих отрывков и на занятия по сценической речи, а вечером, уже после занятий, оставались на репетиции спектакля, где изображали толпы народа. Машке дали там даже небольшую роль, и она была по-настоящему счастлива. С Тимуром теперь стали встречаться все реже и реже, пока, наконец, эти встречи совсем не прекратились. Последний раз она видела его, когда взяла «входные» на спектакль для него и его друга с приятельницей. Тогда, на спектакле, Тимур сидел в зале без нее, у Машки был очередной прогон, а рядом с ним пустовало ее, Машкино, место. Бог знает, о чем он тогда думал, но больше они никогда не виделись. Амур так и не смог использовать ни одной стрелы. Глупый, глупый Амур… Как жаль…
Свидетельство о публикации №213122700043