Пеппи

Это была озлобленная, скучная, но какая-то нервная девочка, по-видимому, из неблагополучной семьи. Училась она плохо. Я спрашивала ее: почему? Она отвечала, что у нее плохая память. Ко мне в театральный кружок она пришла случайно. Точнее даже не пришла, а сопровождала кого-то из подружек по двору, просто от нечего делать зашла.

Авторитета в классе у нее не было, ни в чем нигде и никогда она не участвовала. И в классе, и на улице, где она жила, ее всегда дразнили. Не было у нее имени,  а только нелепая кличка «Рыжая». Поэтому она быстро научилась огрызаться и давать сдачи. 

Я смотрела на нее и удивлялась: фигуру она имела стройную, с хорошо очерченной талией,  длинные ноги и круглое белое лицо, весьма симпатичное.  И главное, волосы у нее были обыкновенного цвета — светло-русого, которые только слегка отливали тусклым золотом. Откуда взялась кличка «рыжая», почему?

Мы готовились к Новогоднему утреннику. Сначала Вероника   сидела в стороне от нас и скучала, озираясь по сторонам.  А у нас была читка. Мы изучали сценарий.  У меня была такая практика: все дети по очереди читали разные роли, а я слушала и выбирала своих персонажей.  Вскоре я поняла, что у меня нет одной героини — Пеппи - Длинный чулок.  Все мои «актрисы» очень старались изобразить озорство, но ни у кого ничего не получалось. Это была катастрофа, хотя  роль  не была главной.  Ее можно было вообще выкинуть из сценария, слов было мало, действий еще меньше.  Но мне почему-то хотелось, чтобы персонаж этот заиграл.  Расстроенная неудачей  я отпустила их всех домой.

В пятницу Вероника  снова пришла со своей одноклассницей Машей. Маша ходила ко мне второй год. Хорошая, яркая девочка, видимо, в классе любимица. Но роль Пеппи она играть не могла, у нее была другая задача. Неожиданно для самой себя я сказала:
«Вероника, подойди, пожалуйста, ко мне». Та подошла. Я протянула ей листок с ролью и попросила прочитать.  Вероника, спотыкаясь, прочитала несколько предложений. Я поняла, что героиня нашлась, и сразу сказала ей об этом. Она заученно мне ответила, что у нее ничего не получится. «Ничего страшного,—  заверила я ее,—  все будет хорошо. Это Новый год. Вокруг тебя уже опытные актеры.  Елка, много огней, смеха, роль маленькая, и твою неудачу никто не заметит. Ты сама-то хочешь играть?"
Засветившиеся в ответ глаза мне сказали, что, конечно, хочет. И вопрос был решен. Вероника стала приходить на репетиции, и я внесла ее фамилию в журнал.

Лидеров у меня было трое: Тихон, Артем и Маша.  Яркие, дерзкие, талантливые  ребята, которые подружились у меня на кружке. Точнее, Маша и Артем дружили давно, с первого класса, а вот Тихона они узнали только здесь, в нашей студии.  Вероника в эту великолепную тройку не вписывалась. Но у меня был принцип: «Нет плохих детей — есть плохие педагоги», и я незаметно вела их всех к одной цели — спектаклю. Я говорила им: «Слушайте меня внимательно! Я подсказываю и направляю вас только здесь, на репетиции. Там, на утреннике, я буду стоять в стороне и мило улыбаться. Если что-то случиться, или пойдет не так,  будете выкручиваться сами. Я пальцем не пошевелю». Это тоже была одна из моих коронных находок — заставить детей работать самих, но так заставить, чтобы им было самим интересно проживать свою роль на сцене.  Им надо было жить на сцене, а не пытаться сыграть хорошо. Поэтому я всегда поощряла ребячьи импровизации.  Иногда я видела, что не все дети играли хорошо, у кого-то что-то не получалось, но моя великолепная тройка могла вытянуть любой спектакль.
Сначала роль озорной Пеппи у Вероники не получалась: из нее прямо-таки лезла ее злость и отверженность сверстниками. Играя, она как бы вопила: «Да, я плохая! Плохая! И мне не нужно вашей любви!!!»  Почти сразу же мне пришлось  оставить ее после репетиции для беседы.

— Ты книгу про Пеппи — Длинный чулок читала?
— Нет.
— Знаешь, кто написал?
— Нет.
— И кино не видела?
— Видела.
— Уже легче. И какая она, Пеппи?
Вероника ничего не смогла сказать вразумительного, кроме одного: "она поднимала лошадь".

— Ты сейчас тоже поднимаешь лошадь,— сказала я, вздыхая,— просто твоя лошадь — это твоя маленькая роль озорной девочки, которую все любят.  ЕЕ ВСЕ ЛЮБЯТ, понимаешь? Любят, потому что ОНА САМА ЛЮБИТ ВСЕХ. Вспомни, как в фильме она помогает детям и другим жителям  маленького городка? А ты? Ты же очень красивая девочка, гораздо выше и стройнее Маши. Но посмотри, как ты ведешь себя? Приходишь злая, ни с кем не здороваешься, с Машей сразу начинаешь огрызаться.  А она ведь тебе советы дает.  Хорошие советы, нужные. А ты злишься? Завидуешь, что ее любят, а тебя нет?
— Тогда почему играет не она, если она все умеет? — опять взбрыкнулась Вероника.
— Потому что она играет Снегурочку. У нее большая роль. Много слов. Они с Артемом ведут весь утренник.  А ты три предложения запомнить не хочешь.
— Не могу.
— Нет, не хочешь. У тебя есть полосатые чулки?
Я не знаю, зачем я спросила про полосатые чулки. Но она сказала, что чулки у нее есть.
— Решено,— предложила я ей, —  на следующую репетицию ты придешь в полосатых чулках и косы заплетешь как у Пеппи.
— Они не будут стоять,— уже вяло возразила она.
— Без проволоки не будут. Но ты ведь найдешь проволоку? Хотя бы к спектаклю?
И она только кивнула мне в ответ, соглашаясь.

Чтобы сплотить детей и научить их помогать друг другу, нередко после репетиций мы играли в разные игры, или ролевые, или подвижные. Быстро выяснилось, что даже в игры Вероника играть разучилась. Если ей выпадало кого-нибудь выжигать, она делала это так ожесточенно, что мне казалось, даже мячик жалобно пищал, ударяясь о стенку. Я даже подумала, что она нарочно сильно бьет мячом, чтобы сопернику стало больно. Она явно мстила детям за свою отрешенность. Пришлось снова с ней разговаривать, а ребят попросить быть с ней поласковее и даже что-нибудь подарить, типа открытки, или шоколадки.
— Ну, ради меня, —  добавила я осторожно, видя их недоуменные лица. — И не забывайте, что у нас скоро утренник, а вы еще так мало похожи на команду.

Первой согласилась Маша. Она принесла ей небольшую шоколадку, а Артем сочинил  стихотворный экспромт, обыграв ее имя.
Наша Пеппи - Вероника прекрасная  как богиня Ника.

Кто такая Ника девочка не знала и спросила меня. Я рассказала ей, что так звали богиню Победы у древних греков, и посоветовала ей сходить в библиотеку.
   
Спектакль прошел на «ура». Моя тройка лидеров вела весь утренник как надо: весело, задорно, с юмором. Блистала и Пеппи. На ней была желтая водолазка, яркая красная шелковая юбка и полосатые чулки в больших ботинках.  Аккуратно заплетенные косички весело торчали в разные стороны. На щечках мы ей нарисовали крупные веснушки. Она не только хорошо отыграла свою роль, но и самостоятельно придумала и провела несколько игр с детьми после спектакля.  А игры у нас проходили сразу в нескольких местах зала и сцены, чтобы как можно больше детей могли принять в них участие.      

Все наши педагоги, увидев ее игру, были в радостном изумлении.
— Как Вам удалось ее так хорошо раскрыть? — спрашивали они меня после утренника, — подростка просто не узнать. Раскраснелась, похорошела, глаза горят.
—  Это ее роль изменила,— ответила я, радуясь ее чудесному преображению. 
 
***
После утренника жизнь у Пеппи-Вероники изменилась. И хотя она не стала явным лидером в классе, но ее перестали дразнить рыжей и стали снова называть по имени.  Когда она почувствовала уверенность в себе, она немного подтянула учебу, обрела друзей и научилась, наконец, радоваться жизни.

После школы она вышла замуж, родила здорового ребенка, а когда случайно встречала меня в городе, всегда благодарила за эту маленькую роль, резко изменившую ее жизнь.
Что и говорить, Пеппи!!!!



=====================
мульт автора: elfim-vladimir


Рецензии