Теория Человек информационный

Социальная теория "Человек информационный" и её применение.


Почему общество и соответственно государство обязаны заботиться о состоянии собственной информационной среды?

Почему практика государственного управления, как часть процесса общественной саморегуляции, должна в очень значительной степени быть сконцентрирована на формировании, поддержании и защите конструктивного ( то есть способствующего развитию) состояния своей информационной среды?



Определение человека, в современной биологии и антропологии, как Homo sapiens (Человек разумный), а тем более распространение и использование этого определения на другие области знания, особенно так называемые гуманитарные - ошибочно. Причём эта ошибка оказалась заложена в самые основы широко распространённого в современных обществах мировоззрения. Именно эта причина повлекла искажение представлений многих живущих ныне, живших ранее, в том числе и тех, кто оставил нам результаты своих философских исканий, о мире, о человеке, об обществе и об их взаимодействии.

Ошибка в недостаточной точности этого определения. Ведь даже внешне незначительное уточнение, поправка и смещение акцента в первичном знании, в отправной точке, влечёт существеннейшие изменения на "выходах" - в производных социальных теориях и прикладном их значении, в формах и способах организации жизни общества, в практике государственного управления.


Более точное определение человека, и как биологического вида, и как социального субъекта должно быть таким - Человек оперирующий информацией (социальн.), или способный оперировать информацией (биологич.).

Считаю, что именно такое, столь принижающее "современно мыслящих" людей  определение, которое в некотором роде умаляет значимость понятий "свобода воли", "исключительная самобытность и независимость творчества индивидуального и коллективного" и даже покушается на святое, безразмерное и неприкосновенное высокое современное содержание понятия "Свободная, Независимая Личность", вместе с тем, наиболее точно отражает действительную, а не желаемую суть жизнедеятельности человека и общества, содержание причинно-следственных связей и поэтому даёт ключ к лучшему пониманию исторических и современных процессов, поскольку направляет познание ровно в "точку формирования" поведенческой мотивации отдельного человека и социальных групп.

Такое внешне новое, но давно вызревшее понимание человека, его природы, позволяет в очень значительной степени изменить отношение как к существующим в теориях, так и активно практикуемым, имеющимся сегодня и имевшимся ранее способам организации жизни общества, способам социального взаимодействия (в первую очередь - организации хозяйства (экономики), политического устройства, систем образования и воспитания, права, правосудия, культурного информационного пространства и также методов и допущений социальной (внутривидовой) борьбы).

В контексте этой теории в ином ключе ( используя иные термины и понятия ) современниками может быть воспринято религиозное знание, исповедуемое основными традиционными религиями.

При этом, не отрицая, но значительно уточняя соотносится новая теория с постулатом марксизма "бытие определяет сознание", где под "бытием" должны пониматься не столько сами материальные способы и условия производства и обмена, а  совокупность имеющейся в данный момент в распоряжении индивидуума или общества информации о мире, в том числе о самом человеке, как его части, о системе взаимозависимостей, лишь элементом которой является экономическая информация. Поэтому столь горяча и порою бескомпромиссна бывает тайная или открытая социальная борьба за смыслы, за содержание информационной среды. Осознанно или интуитивно люди бьются за информационные отправные точки, за настоящий базис, и этот базис явно не только знания и отношения по поводу  производства и торговли.


Человек "животное стайное", общественное, социальное. Естественный способ жизни человека это жизнь в обществе, во взаимодействии с другими людьми. Если состояние человека, как материального субъекта, как биологического организма определяется во многом тем, что он употребляет в пищу, пьёт, чем дышит, то человек социальный есть то, во что он верит. Широкая, но верная формулировка, поскольку суть социальной характеристики человека это то, что и как он мыслит, чем руководствуется в своих поступках, его устойчивые или вероятные поведенческие акты  (модели). А состояние сознания индивидуума предопределено объёмом и содержанием поступившей в его распоряжение информации, которую сам индивидуум определяет как достоверную, то есть проверенную опытом или принятую на веру.


Очень обобщённо и грубо можно сравнить процессы физического метаболизма и информационного, и в данном контексте обнаружить их сходство. Если питательной средой для колонии бактерий или грибов может быть бульон, то средой, предопределяющей качество развития человека является информационная среда, наличествующая в месте и во времени жизни индивида. От её содержания непосредственно зависит, каким будет человек и соответственно общество, состоящее из таких индивидов.

***

Индивидуум - человек одновременно выполняет функции простого носителя информации ( принял, передал ) и субъекта, способного в различной степени сложности производить операции с имеющейся в его распоряжении информацией ( здесь ключевой оборот - "имеющейся в его распоряжении" ). В большей части виды информационных операций, осуществляемых человеческим сознанием универсальны, и по характеру своему принципиально не отличаются от работы автоматизированных систем. Исключение составляет такой вид операций, как оценка достоверности информации, способность принимать или не принимать информацию на веру.

Человек на базовом уровне, как биологический субъект является носителем физико-химической (биологической) информации, содержащейся в генной структуре, в ДНК и предопределяющей форму, состав тела, нервную организацию и физиологию организма, то есть той информации, которая содержится (заложена) в его биологической программе и не зависит от информации, поступающей человеку после рождения.
На ином, следующем уровне, психически полноценный человек становится носителем  и оператором информации, полученной им в процессе взаимодействия с окружающей средой, существенной частью которой является социум.


Человек рождается не в произвольной форме и с произвольным биологическим содержанием, а "по образу и подобию". Из-за разницы языков изложения одна и таже по сути  мысль может быть сформулирована как " по образу и подобию создателя", или "по заложенной программе" .

Таким образом, любой человек представляет собой одновременно биологическую систему - организм, возникший и развивающийся в соответствии с программой, имеющий физиологические потребности, инстинкты самосохранения, размножения, при этом выполняющий функции сохранения и передачи биологической, генной программной информации, то есть функции носителя такой информации, но и также (в случае если индивидуум с рождения не изолирован от других людей) и носителем и оператором накапливаемой социальной информации, приобретённой человеком в результате собственного опыта и полученной из внешних источников.

И ничего более индивидуум из себя не представляет. Это осознание очень трудно и мучительно принять человеку, чьи воззрения сформировались на основе недостоверной иллюзорной информации.

Поведение человека предопределено либо планом достижения целей, либо якобы спонтанной реакцией на вводные обстоятельства. Однако,  и реагирование человека, кроме крайних рефлекторных форм, есть поведение производное от воспитанных им ранее системы ценностей, морали, представлении о должном или неприемлемом поведении. Таким образом любые поступки человека, повторюсь, кроме действий , вызванных физиологией, рефлексами, которые мгновенны, все остальное - плоды мировоззренческих установок, которые были сформированы в определённой информационной среде. Как поведёт себя член общества в разных ситуациях, каков будет его выбор - примет ли он бой или сдастся или сбежит, предпочтёт ли корыстный обман  либо честь и достоинство, будет создавать, растить и воспитывать детей, или напротив, уклоняться от труда лелея лишь собственное тело "развивая дух" развлечениями, будет уважать и руководствоваться правом и нравственными нормами или изберёт модели неправового, асоциального поведения - зависит во многом от содержания социальной информации, поступившей в распоряжение индивидуума.

Чем определяется неизменный и постоянный мотивационный выбор каждого, без исключения, между скорой выгодой и истиной?


Грузинский мыслитель М. Мамардашвили художественно определял культуру, как механизм обуздания звериного в человеке.


Теория человека информационного в значительной степени низвергает абстрактного, обобщённого индивидуума с пьедестала, на который он был возведён ошибочными  либеральными, псевдогуманистическими учениями. Напротив, теория удивительно созвучна, не по форме, а по существу, знанию, составляющему основу традиционных мировых религий. Для выявления этого созвучия необходимо обнаружить связь между содержаниями понятий, определяемых разными терминами в разных языках изложения, разница которых обусловлена различием культур и исторических условий, то есть способностью аудиторий к восприятию того или иного языка изложения.

Так, например, во времена формирования традиционного знания и соответственно избрания языка его изложения отсутствовали в принципе понятия - информация, носитель, оперирование, или качество информации, так же её достоверность и полнота, оценка информации, но были при этом понятны обобщённые - Бог, истина, ложь, ересь, от лукавого, или дух, душа, чистый дух, святость, наполниться светом, просветлиться ( отсюда - просвещение).

Поскольку информационный ряд составляют также образы, звуки, запахи, любые ощущения, то весь этот инструментарий полноценно задействован и в социальном информационном обмене. У очень значительной части социума способность к рациональному абстрактному мышлению (оперированию логически удалёнными категориями, сложно устроенными причинно-следственными связями, смыслами)  не достаточно развита, поэтому естественным способом передачи сложной информации избирается путь через трансформацию социальных смыслов в образы, иные чувственные инструменты, через культ,  позволяющий достичь доверие к информации минуя все этапы эмпирического опытного, доказательственного исследования.

Религиозные учения во многом оснащают индивидуумов умениями не только взаимодействовать друг с другом, формировать внутренний, понимать и воспринимать внешний мир, но и умениями оперировать информацией, оценивать, избирать и, в первую очередь, защищаться от вредной, пагубной информации. Отсюда понятия греха, пагубного пути, искушения. Само формирование и защита системы ценностей и табу, то есть социальных настроек, есть действенный способ взаимодействия, в том числе и с самой информационной средой.

Сегодня и всегда актуальна задача соединения древнего знания и современного. Истина одна, её познание разнообразно и бесконечно.


Истинное знание в полноте своей не доступно индивидууму (смертному(-ым). Где смертный - это характеристика ограниченности пределами продолжительности биологической жизни конкретного человека, организма, или даже одновременно живущих индивидуумов (поколения).

Отсюда и смиренное и естественное отношение к смерти физического тела, проповедуемое традиционным религиозным знанием. Ведь единый информационный массив формировался задолго до физического возникновения (рождения) конкретного индивидуума и с его физической смертью не утрачивается, не погибает, а лишь меняет носителя, продолжая существовать и развиваться в новом поколении, и так далее (вечная жизнь). Выходит, дух, идея, информация в своем единстве относительно бессмертны, а тела носителей, каждого в отдельности, материя - бренны.
Информация и энергия не могут существовать без носителя(-ей), но носитель теоретически без информации и энергии - груда мёртвых атомов, хлам мёртвой материи.

Очень похоже, что это понимание в состоянии снять остроту древней философской дилемы о соотношении идеального и материального.

Информация - знание, программа, алгоритм (совокупно  идея), - бестелесна, но при этом есть свойство материи. Неотъемлемое свойство материи быть носителем информации. Материи не несущей информации нет. Способ существования информации - только на носителе, передача информации в том числе и её сохранение производится посредством взаимодействия носителей.  Материя одновременно есть проводник (и трансформатор, синтезатор) энергии. Сложный материальный объект, коим является биологический организм, возникает, развивается и существует в соответствии с заложенной программой, предопределяющей процессы внутреннего и внешнего энергетического обмена. Свойство человеческого индивида, его нервной организации заключается в  реагировании. Человеческий организм реагирует на поступающую информацию, в том числе, выделением энергии, которая сразу, или в последствии, зачастую воплощается в действие. Идея, информация вызывает реакцию индивидуальную и коллективную, поэтому миром (социальным) правят социальные идеи, в значительной части, а в остальном "идеи биологические", то есть информация биологического характера. Получается, что в любом случае поведения человека информация первопричинна, а материя, тело и его энергия только инструмент, способ реализации заложенной либо биологически, либо социально программой, набором команд, то есть информации.


Развитие человечества, как в смысле демографии, так и увеличения количества и повышения качества иных носителей, так и интенсивности развития технологий информационного обмена, её (информации) распространения - прямо влияет на усиление воздействия информации, мира идей на материальный мир через действия людей, в том числе и в отношении собственно самих людей, как части материального и информационного мира.


Ответ на философский вопрос на поверхности и заключается в диалектическом единстве, а не в противопоставлении  идеального и материального, если рассматривать взаимоотношение информации, носителя и энергии.

Стратегически человечество развивается по пути организации, в том числе канализации информационного обмена, однако при этом современное состояние во многом можно характеризовать, как скачкообразное увеличение объёма при значительной доле бессистемности движения информации. То есть удовлетворение естественной потребности социума и индивидуумов в упорядочении информации и информационных потоков не поспевает за лавинообразным увеличением её объёма.

Отказывает ли теория индивидууму в претензии на уникальность. Нет, не отказывает ни в коей мере. В чём уникальность индивидуума. В уникальном сочетании, в уникальной комбинации имеющейся в его распоряжении информации и уникальных свойствах его способности к действию - воле (несмотря на то, что и это свойство во многом воспитуемо).  Уникальность информационной комбинации, определяющей позицию индивидуума состоит в сочетании информации полученной в результате собственного опыта и из внешних источников, что так или иначе предопределено свойствами среды исторической, культурно-географической и иными. Но эта уникальность не абсолютна, а относительна, поскольку информационное содержание индивидуального сознания и соответственно мотивация индивидуума прямо производна, детерминирована информационной средой в которой формировалась конкретная личность. Это, повторюсь, собственный опыт и также информация усвоенная из авторитетных, определяемых, как заслуживающих доверие источников, посредством книг, фильмов, спектаклей, газет, эфира, интернета, или полученная непосредственно из собственного круга общения и т. п.

Индивидуальный или коллективный творческий акт есть результат комбинирования имеющейся в распоряжении творца информации, при всей возможной уникальности и новизне, всё же это комбинация предопределена и непосредственно производна от исходной для творца информации.  В любом случае творческий поиск способен привести лишь в точку незначительно удалённую от уровня информированности, предшествующего творческому акту, "на расстоянии вытянутой руки", а ни как не "за горизонт". Именно поэтому с развитием науки пропорционально увеличивается и возможность прогнозирования такого развития.

Несомненно люди различны, человечество неоднородно. Люди различны по своим свойствам, важнейшим из которых является способность оперировать информацией - собирать, различать, отсеивать, сортировать, определять причины и следствия, главное и второстепенное, выявлять противоречия, недостоверность и недостаточность, то есть оценивать информацию, использовать формально логические построения, либо принимать на веру, ориентируясь при этом на авторитет источника. По степени развитости этой способности ( анализ или интуитивный поиск, не важно ), по уровню различия типов нервной организации (психотипов) всех людей можно подразделить на группы, однако такое разделение поможет лишь выявить разницу в степени глубины и эффективности оперирования информацией разными индивидуумами (группами), но независимо от уровня эффективности, всё равно каждый, будь то школьник или академик, подросток или старец, туземец или президент державы, так или иначе выполняет одну и ту же функцию - оперирует имеющейся в его распоряжении информацией.

Следовательно ситуативное или устойчивое плановое поведение человека, его стратегическое, тактическое или реактивное целеполагание, его мотивация предопределены объёмом, содержанием и пределами принятой ранее и обработанной им информации.


Технический прогресс кратно усиливает информационное давление на индивидуума и общество. Также технический прогресс кратно увеличивает последствия действия индивида и общества, которые,как мы видим, прямо производны от потреблённой информации. С момента изобретения технологий и материалов создающих угрозу массового поражения, цена поступка выросла до максимальных величин. Следовательно выросла цена качества исходной информации, требования к её полноте, достоверности, своевременности.
Качественность информации определяется степенью её приближённости к истине. Истина в абсолютном своём значении недоступна человеческому разуму, ограниченному формально логическим способом познания, недостаточностью опыта, пределами биологической жизни индивидуума, поколений, человечества, не сбалансированным преобладанием в незрелых обществах краткосрочных интересов (прибыль, власть, избыточное потребление, удовлетворение текущих потребностей , то есть "суета мирская") над задачами общества, обеспечивающими его сохранение и развитие.


Обладание таким знанием приводит к очевидному выводу, что практикуемая или пропагандируемая политика, направленная на неограниченную  информационную свободу - есть путь к деградации. Зрелые душа и разум это результат многотрудных и длительных усилий самосовершенствования. Таких мудрых и нравственно зрелых индивидуумов в любом обществе, в  силу объективных причин, подавляющее меньшинство. Их голос неизбежно будет подавлен в условиях информационного хаотичного гвалта. Который к тому же на 99% состоит из бессодержательной, обрывочной, бессистемной  и недостоверной, либо напротив системной, но вредной информации. Такая среда оптимальна для анонимного своекорыстного манипулирования. Поэтому структурирование, канализация распространения и обмена информацией, саморегулирование обществом собственной информационной среды есть эффективный способ защиты и развития этого общества.

Дискуссии, выработка смыслов, в том числе и политических, уместна в квалифицированной среде, но не в общей. Тогда эти действия могут оказаться во благо, в противном случае - во зло.

Таким образом, устойчивые распространённые индивидуальные поведенческие модели, система ценностей и преобладающих мотиваций в определённом обществе прямо зависимы и производны от качества информации, системно или хаотично поступающей его членам и особенно формирующимся личностям - молодому поколению, чьё образование и воспитание являет собою процесс отнюдь не замкнутый в пределах образовательных программ и стен образовательных учреждений.

Пренебрежительное отношение к традиционной проповеди, сдержанной пропаганде базовых ценностей и соответствующей цензуре - неразумно.


Прикладное значение знания, выраженного в этой теории, например в том, что формируя информационную политику знающий не допустит обмена нравственного и интеллектуального здоровья наших детей, а значит и общества, в котором нам скоро предстоит жить, на разного рода рейтинги и прибыль немногих, эксплуатирующих страсти и низменную часть человеческой природы в угоду большинству ныне живущих поколений, но не будущих.


Задача общества создать, развивать и защищать механизмы, направленные на формирование качественной, способствующей собственному развитию, а не деградации, информационной среды.

07.2013


Рецензии