Басни из итальянского шкапчика. Часть4. В такое в

Басни из итальянского шкапчика.  Часть 4.  В ТАКОЕ ВОЛШЕБНОЕ  ЛЕТО…


                «Мадам, уже песни пропеты.
                Мне нечего больше сказать.
                В такое волшебное лето...»
            
                Александр Вертинский. Слова из песни               
                «Мадам, уже падают листья».
               
     Флоренция и Александр Вертинский. Вы скажите, что не видите связи. В Италии не пел, об Италии не пел. Где Флоренция, а где его творчество!? Да, Вы правы. Но для меня их соединил Игорь Северянин, так как именно он….
     Вот об этом я напишу уже в конце рассказа. Но не потому, что хочу Вас заинтриговать  (это, конечно, присутствует, но не главенствует). Просто я хочу писать всё по порядку. Ведь первую часть « Басен из итальянского шкапчика» я написала несколько месяцев назад,  со свежими впечатлениями от поездки на Международный фестиваль, от экскурсий по Италии, с радостью от встречи с другом детства Давидом. С мраморным Давидом, созданным  гениальным Микеланджело. С моим давним другом из моих детских грёз. Потребовалось больше полувека, чтобы мы встретились. Жарким летом на Piazza della Signoria.
 
     «Мадам, уже падают листья». Нет, мадам, листья уже опали, и за окном лежит снег. Природа ушла на заслуженный отдых. Я тоже. «Могу купить козу, но не имею желания. Хочу купить дом, но не имею возможностей». А это ещё к чему? А к тому, что хочу писать рассказы о своих  впечатлениях во  время путешествий, но не имею возможностей путешествовать на пенсию. Могу писать о ежедневных прогулках по городу, но не имею желания. Придётся, наверное, проверить насколько склероз вольно обжился в моём организме, а лучше потеснить его и начать вспоминать …

                « Дворовый, верный пёс Барбос, 
                Который  барскую усердно службу нёс…
 
                … Как  счастье многие находят лишь тем,
                что хорошо на задних лапках ходят».

                И. А. Крылов. Басня «Две собаки». 
               
     И, первое, что мне вспомнилось, это не знаменитые памятники Флоренции, а советский мультфильм про пса, который постарел, и хозяева выгнали его из дома. И он неожиданно нашёл поддержку и дружбу у волка, которого раньше, ну, никак не мог включить в  свою «группу поддержки». Скорее наоборот. Сами понимаете. Почему я это вспомнила? Моя судьба при увольнении  меня с работы не в связи «с уходом на заслуженный отдых» (это приятная формулировка), а просто в связи с окончанием контракта  « совпала» с  судьбой старого, честно отслужившего пса: « без «спасибо» и «косточки».  Это я так назвала премию, хотя бы в размере 15 рублей, чтобы я могла на автобусе или маршрутке совершить «круг почёта по городу».  А где же поддержка  «волка»? ….
     Так вот, меня  поддержал не «заклятый враг», а родной профсоюз. Да, не удивляйтесь. Профсоюз!  У нас в городе он жив и работает! Мне выделили путёвку в санаторий на побережье Чёрного моря. Не вышвырнули из профсоюза, не исключили, не бросили, а поддержали  и отправили отдыхать. И, хотя, я только, что вернулась из Турции и Израиля, я обрадовалась и согласилась. Коль уж я потеряла «право на труд», даже вахтёром в родном учреждении,  (наверное, я - террористка или злостная прогульщица, но мне об этом ничего неизвестно), то «правом на отдых» я решила воспользоваться. И вот я в Адлере. Слишком далеко от Флоренции и Давида? Ну, потерпите.

     Отдых удался. Но «были у меня три дождливых дня», если перефразировать слова эстрадной песенки. А один -  так просто с проливным дождём. И я смотрела телевизор. Показывали «Дни высокой моды» в Милане. Это уже ближе к Италии! Вас в детстве друзья пугали рассказами, которые начинались словами: «В чёрной, чёрной комнате…»? Так вот. «Высокие, превысокие девушки на высоком, высоком помосте показывали высокую, превысокую моду». Нет, я не пугаю Вас этими миланскими моделями. Но «слишком далеки они от народа», гораздо дальше декабристов. Те, кто не забыл школьную программу, меня поняли. И тут я подумала: «Интересно, как Давид  смотрелся бы на подиуме в этом самом Милане»? Но мысль не додумалась, так как пришло время обеда. Милан Миланом, а обед по расписанию. 

     Вы когда-нибудь отдыхали в межсезонье в санатории среди разношёрстной публики? Нет? Вот где «высокая» мода! Здесь и резиновые «вьетнамки» с трудом напяленные на хлопчатобумажные носочки, прикрывающие ножищи 46 размера. И очень «близки»  высокой моде бусики из натуральных камней, вольно улёгшиеся на груди 6 размера, туго обтянутой китайской футболкой с надписью «Adidas»!  А закалённые мужчины, «потерявшие» накаченные» бицепсы в  днях своей юности, в блеклых трикотажных майках! Каким замечательным дополнением служат они для своих спутниц в нарядных платьях! И стройные дамские ножки в тонких колготках и туфельках на высоких каблучках очень выигрывают на фоне  линялых треников и домашних тапочек. О, меховой жилет! Красивый. А вот рядом нарядный яркий сарафан! Его же везли, его надо показать.  А то, что хозяйка мерзнет, легко исправляется курткой от спортивного костюма. И наряд получается необыкновенный! Не подумайте, что я сноб или злобная «шипучка»! Нет! Мне хочется донести до Вас забавную несуразность, весёлую разнокалиберность нарядов в межсезонье у отдыхающих различного достатка, приехавших из разных мест.  Это чтобы Вы поняли, почему я долго смеялась в ресторане, вызывая недоумение за соседними столиками. А я просто представила, как приезжаю во Флоренцию и вижу пятиметровую статую Давида, одетого в современную рубашку  с галстуком, в бриджи  с огромными оттопыренными карманами, а на ногах съезжающие носочки, засунутые во «вьетнамки».   И всё это из мрамора. Белого каррарского мрамора. Вот я и смеялась.

     О, нет! Боже упаси от такого! Пусть красавиц Давид  своим обнаженным телом радует глаз. И вот не надо ни про пропорции, ни про мышцы, ни про обрезание, ни про копию.  Давид красив!  Он достойный символ Флоренции.

     Фло-рен-ци-я…. Ну что там пишет про неё необъятная тётушка Википедия? «Центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства». Согласна. Советская школа нам тоже этому учила.  И про грандиозный вклад в европейскую и мировую культуру. Когда там это произошло?  Да, школа многому учила, но кто знал, что это потребуется! Я бы лучше запоминала многое из той школьной программы. Но…. Как бы выразиться посовременнее?  О, упущенные возможности!
     Спасибо, Википедия! В XIII-XVII  веках Флоренция особенно вкладывалась в мировую цивилизацию. Спасибо, Флоренция!

     Честно сказать, если бы не надежда на близкую встречу с  другом детства, я бы не поехала.  Нет, я очень хотела увидеть Флоренцию.  Но…   

     Целый день в автобусе, да ещё «галопом по Европам», по  каменным раскалённым « сковородкам» площадей! В туристический сезон! «Но, ведь, это -  Фло-рен-ци-я!»- сказала Оверина Ирина Георгиевна. Как – то так душевно, проникновенно! И я поняла, что надо ехать. И я захотела ехать. И я рада, что поехала.

     Я уже была в Италии. Тоже «галопом»,  и даже ещё сезоннее. Культура Италии меня уже успела «потрясти», тем более с Италии началось моё личное знакомство с зарубежными странами. Это был мой первый выезд за границу. Живешь «невыездной». Точно знаешь, что заграница – это не для тебя. И вдруг выезжаешь… и сразу в Италию.   Радостно волнуясь и настороженно опасаясь. Одним словом, трепеща! 

     Это было в голодные  и беспредельные «девяностые» годы! Живя в то время, и без культуры Италии обалдеешь.  «Голь перекатная» и эпоха Возрождения. Хорошо, что глазеть по сторонам можно было бесплатно, без долларов. Ещё  я запомнила, что с нами ехал один ребёнок лет восьми. Так мама ему на всю поездку дала 6 рублей (1 поездка в метро), 1 доллар, 1 варёное «вкрутую» яйцо, четвертинку чёрного хлеба и бутылочку воды. И всё…. На 10 дней…. На 10 дней!  Правда, у нас уже были оплачены завтраки и ужины. Континентальные завтраки…. Много кофе, кипяченое молоко  «с пенками» (дети говорили «б-р-р-р»), малюсенькая упаковка кекса, мармелада, масла и кусочек хлеба в целлофановой упаковке. Всё в красивой упаковке. Но упаковкой сыт не будешь. Я вспоминаю недоумённые взгляды ребятишек и их вопросы: «А где наша еда? А когда её принесут?»  Дети советских детских садов и пионерских лагерей не могли знать, что есть ещё и континентальный завтрак! Без каши, без сырников, без картофельного пюре с сосиской. Как в фильме «Республика ШКИД»: «Завтракать будете в ужин!». В  7 или 8 вечера. И наедаться после 6 часов вечера совсем не вредно, а очень даже полезно и охота. И всё-всё-всё хочется съесть, а, главное, чтобы этого всего было много.
 
     Мы когда пересекли границу Италии, встречающая сторона нам объявила, что мэрия города Римини маленьким артистам и их наставникам дарит обеды на всё время пребывания в Италии. Мы даже не оценили этого сначала. Потом до нас «дошло». Группа, конечно, была разношёрстная. Но большинству хватило денег только на оплату туалетов и водичку, ну, может на порцию мороженого. Вот поэтому и написала «голь перекатная».  Не буду о грустном. Было в той первой поездке и много хорошего.

     Итак, мы досыпаем в автобусе. Благо  мест достаточно. Набираемся сил для прогулки по Флоренции. «Наша Наташа» (как мы её звали), наш гид, настраивает нас на долгое пешеходное путешествие по Флоренции, так как автобусы близко не могут подъехать к экскурсионной зоне. Но я пропускаю пока всё это мимо ушей. Это вечером до меня дойдёт, что лучше шоколад горький, а не опыт. А пока я сонная, неопытная экскурсантка по Флоренции. Впрочем, как и большинство, досыпающих в автобусе, участников фестиваля.

     Пробок нет, дорога красивая, умница Наташа нас просвещает, позволяя отрывочным знаниям   из тёмных закоулков мозга выбраться на поверхность, всплыть и систематизироваться. Я даже подумала, что всё новое - хорошо забытое школьное.  Во время  поездки «наша  Наташа» периодически куда-то звонила и вздыхала: «Ну, хоть бы нам достался Серёжа!» или «Серёжа обещал быть у нас сегодня гидом по Флоренции!» И разные другие вариации на тему «Серёжа». Это мне напомнило один забавный эпизод, связанный с первой поездкой на фестиваль в Италию.

     Я уже писала, что в молодости « вступила в связь» с военно-промышленным комплексом, и поэтому среди моих коллег и знакомых не было  людей, кто бывал в капиталистических государствах. Наоборот, были те, кто всячески скрывал, что у них есть родственники за кордоном. Как там  эти итальянцы живут-поживают, никто не знал. Но когда я ездила в Москву оформлять визы в Италию, моим соседом по купе был учёный – физик, возвращающийся из Италии. Он был на конференции в Милане. Я расценила этот факт, как удачу, ниспосланную свыше. И стала « выжимать» из него хоть что-то про жизнь в Италии. К блестящим рассказчикам его вряд ли отнесёшь, но я не отцеплялась. Мне надо было хоть что-то узнать.  И он пытался донести кое-какую информацию, по мере своих возможностей, что-то рассказывал, но всегда любой эпизод заканчивал фразой: «Но вино там очень дёшево!» «Да, уж!»- подумала я. «Где конференция, а где детский фестиваль!» И вот мы побывали в Италии.

     Встреча с родителями.  Я стараюсь красочно донести до «невыездных» родителей подробности жизни в Италии. И ловлю себя на том, что заканчиваю почти все рассказы словами: « Но вино там очень дёшево!» Это про детский фестиваль-то! Забавно! А, что? Правда. Вино там было дёшево. А вот всё остальное! Очень и очень дорого было для нас!  Даже туалеты. У нас тогда в стране только стали появляться платные туалеты. А бесплатные  надо было искать, искать…. и ещё раз искать, что, видимо должно было воспитывать такую черту характера, как терпение. Разнообразие итальянской сантехники и её симпатичный вид, чистота туалетов заставляла соглашаться с  тем, что за это надо платить. Непонятно было, почему не платили нам, дома, за те бесплатные туалеты, которыми нам приходилось пользоваться. Ну, да мы были рады и таким. Редким, как крупный алмаз. Простите мне наболевшее отступление. Но даже в этом году мне было стыдно за туалет на Красной площади в Москве.  За «главный» туалет России.  « За державу обидно!»

      Возвращаюсь к родительскому собранию. Родители меня поняли и посмеялись. Ведь наши дети  - умненькие дети!  И они говорили: «Жаль, что мороженое там очень дорого!»
 А вино и ликёр я привезла не из Италии, а из беспошлинного Сан-Марино, и с удовольствием угощала ими друзей. Да, была моложе, здоровее, коммуникабельнее. Из последней поездки я привезла  вяленые помидоры (200 грамм), и ем их сама.
 
      Но вот мы уже доехали до Флоренции и идём искать Серёжу. Почему он нам так нужен? Единственный, что ли, экскурсовод, владеющий русским языком?
Фло-рен-ци-я….
      Мы идём по «раскалённой ручке сковородки», по узкой улочке, среди толп…. Гуртом. Очень,  по моему,  подходящее слово для нашего сплоченного коллектива, приехавший на 2 больших экскурсионных автобусах. Мы тянемся. Жара. И меня это огорчает, несмотря на то, что я  «отдыхаю» в Италии. Но я точно знаю, зимой приятно будет вспоминать. Вот поэтому и заканчиваю зимой, потому что приятно вспоминать.
 
      И мы вышли на Пьяццо Санта Кроче. Красоты в ней было маловато, зато каких-то железных трибун, сводящих на нет название Пьяццо, что означает площадь, многовато. Я даже в начале подумала, что это в связи с ремонтом теплотрассы. Такой вид был у этой площади. Но всё объяснилось позже, когда нам наш долгожданный экскурсовод Серёжа рассказал о празднике и  средневековом футболе в исторических костюмах, и когда мы пожалели, что всего этого не увидим.

      Но начну я нашу экскурсию по Флоренции с полновесных дифирамбов Серёже. Этому удивительному человеку. Оказывается, у бога есть даже такой талант, как талант экскурсовода. За мою жизнь я была на десятках экскурсий. Экскурсоводы, которые их проводили, были разные: знающие и не очень, рассказывающие и не очень, любящие свою работу и не очень. Но только  одного человека я видела, которому бог дал такой талант, а он щедро раздавал его людям. Помните Михаила Кононова  в роли Нестора Петровича Северова в телефильме «Большая перемена» с его: «И вскричал Нерон!»? Кто видел этот фильм, тот не забудет ту экскурсию по музею. Так и с Серёжей вышло. Его экскурсия по Флоренции не забудется.  Нет, Серёжа не так, конечно, вёл экскурсию. У него наряду с большим актёрским мастерством прекрасное чувство юмора, великолепное знание предмета и огромное желание, чтобы за такое короткое время мы смогли полюбить богатую историю Флоренции, заинтересовались жизнью людей, живших здесь в средние века. Иногда казалось, что вчера он встречался с Микеланджело,  и нам тоже, возможно, удастся с ним познакомиться. Или нам всем гуртом удалось побывать на ужине у  Медичи. История ожила,  мы забыли и про жару, и про толпы, и про современность.  Серёжа дарил частицы своей души нам, они в нас растворялись, и мы влюблялись во Флоренцию.  И, видя это в наших глазах, он радовался и, наверное, становился сильнее. А иначе, где он черпает энергию?!

      Да, хороши и площади, и дворцы,  и соборы, и базилики и статуи. Великолепен главный собор. Собор Санта-Мария-Дель-Фьоре.  Дуомо. Всё прекрасно сохранилось. Всё прекрасно сохраняют. Спасибо итальянцем за это. Красиво. Смотреть, не пересмотреть. Но, главное, не дворцы, а творцы. И те люди ожили в рассказах Сергея. Я его очень понимала с моим отношением к Давиду с детства. И я, стоя на Площади Синьории у ног Давида, слушала Сергея и улыбалась. С такой любовью мой отец рассказывал о своём стрелке, с кем летал во время Великой Отечественной войны. Вот такая она история: тут тебе и ветхозаветный герой, и гениальный скульптор, и лётчики Великой Отечественной и моё возвращение в детство. Экскурсия закончилась. В уши стали вливаться звуки большого шумного города. Ноздри ожили, учуяли вкусные запахи уличных кафе. И только глаза, по-прежнему, завороженно смотрели на старую и теперь такую родную Флоренцию. Я попрощалась с Давидом и детством. Всё было хорошо, кроме маленькой занозы в душе. Откуда такое ощущение. Наверное, оттого, что долго я шла к этой встрече? Может быть….

      И вот я в совсем несолнечном декабре 2013 года. И судьба дарит мне два замечательных подарка.

      Я на выставке двух нижегородских художников Михаила Крапивина и Валерии Надеждиной знакомлюсь с  их Италией.  Италией  – тишиной. У Валерии даже есть картина «Тишина в Венеции». А эти «средневековые» фотографии Михаила! Всё совпало.  Их Италия и моя. От светлой и прозрачной до задумчивой и мрачной. Но безлюдной.

      А вторым подарком была песня  «Бразильский крейсер» Александра Вертинского на стихи Игоря Северянина.  Был в Доме учёных (наш город - город науки, не абы как) концерт Сергея Полонского «В бананово-лимонном Сингапуре».  Донести песни Александра Вертинского до слушателя сложно,  слишком уникален был этот исполнитель. Но Полонскому это удалось. Я потихоньку «растворялась» во времени и музыке  Вертинского. И вдруг слова Игоря Северянина: … «наблюдая, как лунеет мрамор. И проток дрожит на нём муаром».

      Вот она, заноза! Я обязательно должна вернуться во Флоренцию поздней осенью или зимой.  Безлюдной предрассветной порой я должна побывать на Площади Синьории, постоять у скульптуры «Давид» и посмотреть, как «лунеет мрамор», каков он «муар» на каррарском камне и как красив мой друг из детских грёз в эту предрассветную пору. Вот тогда вся мозаика и сложится!

      Планы как раз на российскую пенсию. Как говориться: «Планы – ураганы!»

      Прощай, Флоренция! А жаль. Жара спала. Наступил тёплый летний вечер. И мы с высокой точки над городом на прощание могли полюбоваться понте Веккьо, тем самым старинным  мостом,  без которого трудно представить любой фотоальбом по Флоренции. А как хотелось не только поглазеть на него, а походить среди зданий, залезших ему на спину. Ну, как в сказке Ершова «Конёк – Горбунок». Там люди обжили спину кита. Вроде, кита. И здесь, во Флоренции, тоже своё чудо-юдо, только не кит. Морда - на одной стороне реки Арно, хвост – на другой. И стоит на двух  толстых лапах, поджав живот. А спина от этих людишек с их домами чешется уже много веков. В общем, необыкновенный мост. А по-итальянски как красиво пишется: ponte Vecchio.  Итальянский язык и пишется, и слышится красиво. Флорентинцы и здесь не остались в стороне. Именно, на основе тосканского диалекта базируется современный итальянский язык. Уж сколько сделал знаменитый уроженец Флоренции Данте Алигьери со своей «Божественной комедией» для этого! А земляки? Тогда не оценили, а сейчас все пользуются, все гордятся звучностью и колоритом  итальянского.  Жаль, поздно сказать : «Спасибо!»

      Похоже эти итальянцы ещё и современным фэнтезийным писателям помогают. Во Флоренции: белые и чёрные гвельфы и гиббелины,  а у писателей: эльфы и гоблины. Это я так, с юмором.

      Если честно, то мост этот я очень хотела увидеть, так как уж очень он, по-моему, итальянский. Как тарантелла. Как Чиполлино. Как пармезан. И чем чаще бываешь в Италии, тем дольше хочется там оставаться. Особенно, мне там нравится на закате.

      Вот и подошли к концу мои « Басни из итальянского шкапчика».  Надо ли было их писать? Иван Андреевич Крылов про таких,  как я написал: «Так думает иной Затейник, что он в подсолнечной гремит. А он дивит лишь муравейник». Хоть бы муравейник!  Что такого? Просто писалось.

      Но у этих «Басен»  есть две крёстные матери, нравиться им это или нет. Это Ирина Георгиевна и моя сестра Лариса. И я благодарна им.
 
      А в конце опять басня.«Лжец».Опять  Иван Андреевич!

                Из дальних странствий возвратясь,
                Какой-то дворянин  (а может быть, и князь),
                С приятелем своим пешком гуляя в поле,
                Расхвастался о том, где он бывал,
                И к былям небылиц без счёта прилагал….

                …. «Вот в Риме, например, я видел огурец:
                Ах, мой творец!
                И по сию не вспомнюсь пору!
                Поверишь ли? Ну, право был он с гору!»….

                …. «Хоть римский твой и чуден огурец…»-
                «Послушай-ка,- тут перервал мой Лжец,-
                Чем на мост нам идти, поищем лучше броду».

               
                22 декабря 2013 года.

 


Рецензии