О праве на бесчестье
В "Бесах" Достоевский описывает пореформенную Россию, когда все пришло в движение, потеряло прежние опоры и духовные скрепы, ища и не находя новые. Только понятия о чести, которые не были потеряны господствующим классом, только "духовные скрепы", инстинктивно хранимые народом, продолжали удерживать общество от падения в бездну.
Характерно, что наиболее циничные реплики на этот счет Достоевский вкладывает в уста либерального писателя Кармазинова (одним из главных прототипов которого был И.С. Тургенев). Наиболее полно он раскрывается в разговоре с П. Верховенским, который приехал в Россию сеять смуту. Это многое раскрывает в либеральной интеллигенции в ее мировоззрении и в отношении с откровенно деструктивными элементами.
- ...Все давно падают и все давно знают, что не за что ухватиться, - [сказал Кармазинов]. - Я уже потому убежден в успехе этой таинственной пропаганды, что Россия есть теперь по преимуществу то место в целом мире, где все что угодно может произойти без малейшего отпору. Я понимаю слишком хорошо, почему русские с состоянием все хлынули за границу и с каждым годом больше и больше. Тут просто инстинкт. Если кораблю потонуть, то крысы первые из него выселяются. Святая Русь страна деревянная, нищая и... опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих, а в огромном большинстве живет в избушках на курьих ножках. Она обрадуется всякому выходу, стоит только растолковать. Одно правительство еще хочет сопротивляться, но машет дубиной в темноте и бьет по своим. Тут все обречено и приговорено. Россия, как она есть, не имеет будущности. Я сделался немцем и вменяю это себе в честь.
- Нет, вы вот начали о прокламациях; скажите все, как вы на них смотрите?
- Их все боятся, стало быть, они могущественны. Они открыто обличают обман и доказывают, что у нас не за что ухватиться и не на что опереться. Они говорят громко, когда все молчат. В них всего победительнее (несмотря на форму) эта неслыханная до сих пор смелость засматривать прямо в лицо истине. Эта способность смотреть истине прямо в лицо принадлежит одному только русскому поколению. Нет, в Европе еще не так смелы: там царство каменное, там еще есть на чем опереться. Сколько я вижу и сколько судить могу, вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести. Мне нравится, что это так смело и безбоязненно выражено. Нет, в Европе еще этого не поймут, а у нас именно на это-то и набросятся. Русскому человеку честь одно только лишнее бремя. Да и всегда было бременем, во всю его историю. Открытым "правом на бесчестье" его скорей всего увлечь можно. Я поколения старого, и, признаюсь, еще стою за честь, но ведь только по привычке. Мне лишь нравятся старые формы, положим по малодушию; нужно же как-нибудь дожить век".
Февральский переворот, сместивший царя, был именно радикальным делегированием "права на бесчестье", что привело к расколу России, консолидации ее врагов за рубежом, погружению в ужасы Гражданской и Великой отечественной войн.
Таким же образом был развален СССР, который мог трансформироваться конструктивно, а не деструктивно - даже у Китая это получилось. Право на бесчестье в СССР и России было дано известными деятелями с помощью кличей типа: "Обогащайтесь!" и "Берите суверенитета столько, сколько хотите".
Так или иначе все, пережившие перестройку и развал СССР в сознательном возрасте, замараны соучастием в бесчестном деле, так что теперь мы как бы в одной лодке с продажными экс-коммунистами (они же либералы). Учтем также, что честь и бесчестье наследуются. Возможно, имеются положительные сдвиги в освобождении от бесчестья, в осознании специальной пагубности именно российского либерализма, который сам по себе вирус и должен быть не то, чтобы изжит, а подавлен до безопасного уровня.
Когда сейчас говорят о плохой демографической ситуации и пытаются решить ее материнским капиталом или возвращением обычаев через религиозные нормы, "покаянием снизу" (наверху все по определению честные), забывают о главном. Нормальный человек, клейменный социальным бесчестьем, намучившись по жизни и отчаявшись - а это удел очень многих сегодня - не решится передать свое бесчестье по наследству, а предпочтет домыкать свой век и закрыть лавочку.
Пути восстановления чести неисповедимы, но убежден - они лежат в мирном поле. Пройдут годы и десятилетия - надо только не мешать - и те, кто восстановит доброе и честное имя, непременно захотят передать его по наследству. Захотят иметь детей, которым не стыдно давать читать "Капитанскую дочку".
Свидетельство о публикации №213122700827
"И честь не в честь, коль нечего есть".
И, если уж рассматривать пушкинскую "Капитанскую дочку", то мотивацией поступков Петруши Гринева была не столько честь, сколько любовь – ради своей Маши ведь он по сути дезертировал и обратился за помощью к самозванцу:
"...оный прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге от начала октября прошлого 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он из города отлучился и с той поры уже в команду мою не являлся. А слышно от перебежчиков, что он был у Пугачева...",
– ради Маши лишил себя и возможности оправдаться:
"...если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался...",
– и только по милости государыни избежал ошельмования с преломлением шпаги?
Мария Гринберг 27.12.2013 14:20 Заявить о нарушении
Петр Лебедев 27.12.2013 15:11 Заявить о нарушении
Петр Лебедев 27.12.2013 15:13 Заявить о нарушении