Горький новогодний подарок

    Близился Новый   тысяча девятьсот пятьдесят седьмой год… Ей, сорокалетней женщине, матери – одиночке, очень хотелось  маленького-маленького новогоднего чуда. Дочке , которая родилась без отца, исполнилось четыре года.  Наконец-то государственные службы  помогли устроить  дочку в детский сад. А до этого она бегала , пока мать на работе, по улицам, играла сама во дворе, уходила так далеко от дома, что не раз её привозили на машине с близлежащего посёлка ( ушла    по железной дороге, собирая  кислицу ,ягоды вокруг железнодорожного полотна, а однажды с восьмилетней девочкой добралась  до шахты).
     Эта серая, без просветов, жизнь  ни давала ни капли радости, а  её  так  хочется… Подруги жизни только  приносят несчастье. Она ловит себя на мысли, что каждый раз, как только зовут её в гости, собирает с собой малышку и ведёт  на праздник. Вот недавно пошла к одной  на вечеринку. Всё шло, казалось , хорошо. Нашла купе-квартиру ( подруга жила  в  вагоне- бараке, который и стоял прямо на железной дороге,  на рельсах в тупике). Несёт подарок своей приятельнице. Поднимается по ступенькам, стучит… С порога слышен радостный   голос:  «Ой, Симочка, наконец-то… А мы тут уже вовсю празднуем…»
      Из соседней комнаты выходят «поглазеть»  гости на двух запоздавших. Девочка рассматривает всех с интересом… не отпускает руку мамы.  На вопрос, как  зовут, бойко  называет имя своё  :   «Алла».
-Ой, какая ушлая девочка,- восклицает опрашивающая.  Девочке становится немного весело – всё внимание переключено на неё.
     Вдруг  резко открывается дверь… Из комнаты какая-то женщина выскакивает и ,  приревновавшая мужа за что-то, бросает об пол  эмалированную миску…Миска внезапно отпрыгивает от пола и ,  делая косую траекторию, вонзается прямо в переносицу малышке.
     Все бросаются к  раненой: кто с  намоченным полотенцем, кто с  иодом… Мажут, приговаривают что-то… Слёзы обильно текут из глаз дочери… Думала мать, что останется доченька без глаза. Ничего – пронесло…
   Может быть, - размышляет женщина,- хотя бы в этом году исполнится  какая-нибудь добрая мечта… И углубляясь в воспоминания , она видит себя такой, какой была несколько лет назад…
     Лучшая работница  Макаровской шахты…её портрет висел на Доске Почёта работников предпприятия. Как-то быстро завертелась  жизнь  в  славе! Однажды послали в Крым как лучшую работницу  производства. Приехала тогда с Крыма, города Углича, вся  модная по тем временам. Пошила себе разлетайку ( они модные были в те времена),  крепдешиновые платья привезла оттуда. Подруги и просто  незнакомые люди оборачивались на неё, когда она шла по городу Макарову. Называли её  «модисткой»…
     Единственная радость теперь - это дочурка,  смуглое дитя, с азиатским строением лица… в папу,  её гражданского мужа, которого сама же и  «бросила» ( свекровь , у которой жили, часто донимала, учила, как жить…),  она же  не жалела ни о чём. Помнит, как он сначала  после её ухода  полез в петлю…сняли… потом он успокоился. Умная  растёт,- усмехается про себя  Серафима.- Вот и буквы уже читает в букваре, который ей  отдала соседка, вырастившая своих детей.
      -Всё  подмечает,  наблюдательная такая. Ведь вот  заметила, что мама молится, крестит себя знамением и приговаривает про себя:  «Прости меня, душечку грешную…»    Серафима вспомнила случай, как однажды, разозлясь на слишком шумные игры девочки, схватила ремень и пригрозила, что побьёт дочку…Та вдруг встала ровненько , посмотрела прямо в глаза  неистовствующей маме и,
вытянув вперёд  две руки, как бы защищаясь от нападения, стала  выдавать дрожь и ногами, сгибая  их в коленях. Из уст её только слышалось :
- Не надо, мамочка!  Прости меня , душеньку грешную!
Злость словно рукой сняло: « Доченька, да ты же ещё не грешная…» Заплакала  и обняла доченьку, так вместе, обнявшись, и плакали. Одна  - от  тяжести  невзгод, другая – от прощения мамы…
     И вот Новый год. Женщина  сдала деньги на подарок. Доченька в этом году будет танцевать настоящий  танец снежинок,  с атласными летами, прибитыми на длинных палочках.  Как  швея-самоучка,  мать пошила  дочурке  платье из старого тюля,  ополоснула в синьке, накрахмалила… Долго примеряли это платье во время пошива. Дочка  кружилась, показывала разные  «па»  дома, напевала   песенки…очень ждала этого новогоднего утренника. Да и мама так ждала этого дня- гордость за умненькую говорунью переполняла сердце… Сшила ещё ей из простыни беленькие  пинетки, на  верёвочках, как у балерин… В этот день она ушла на работу, отправив дочурку одну в садик…
      В саду было многолюдно: многие мамы и папы пришли полюбоваться на своих детей, посмотреть утренник…получить подарки. Девочка едва пробивается к своим  детишкам по группе. Сейчас  грянет музыка! Грянула… Девочка вылетает  на   « сцену»-круг… Летает счастливая Снежинка, среди многих других, живо двигаясь в танце…Жалко, что  здесь нет её мамы, вот бы увидела, как она танцует! Как быстро заканчивается танец… Все хлопают в ладоши… Праздник закончен .Навстречу  по коридору двигаются  мамы чужие , папы, дети, одетые в  карнавальные костюмы. Кто-то, уже одетый в пальто, уходит..
- А подарок! Мама наказывала, чтобы я обязательно взяла подарок новогодний…Как мне его взять? Здесь не пройти к воспитателю,- думает  малышка.
    Толпа оттесняет её в сторону. Поняв, что ни за что не  получить  долгожданного пакета с  конфетами и печеньями, с отчаянием в сердце,  девочка одевается и  спускается по сопке , на которой стоит детский садик, вниз, к своему дому.  Переступает порог  своей серой   квартиры. На кровати сидит мама. Вскидывается сразу:
- Ну что, доченька, как станцевала? И вдруг, словно опомнившись, спрашивает:
 - А подарок где, доченька?
- Нету,- тихо отвечает  дочь, сама сжимаясь от детского несчастья- радость отвернулась от неё  в этот  весёлый, казалось, день…
- Как? Я же  платила деньги за подарок…А ты почему не подошла, не спросила?- уже в гневе кидается мать на ребёнка.
- Я  искала… я не могла найти…  мне никто не дал подарка, - заплакала   девочка.
    Мать хватает дочку, бьёт её по спине,   шлёпает по    заду, кричит, тормошит,  выкрикивает и в адрес воспитательницы, и в адрес  дочери грозные слова.
- Сиди здесь, я сейчас приду, -  завершает свой  суд мать и  уходит.
    Хлопает  за нею дверь. В углу ,на стене, угрожающе смотрит  радиоприёмник, чёрный круглый, с сеткой посередине.  Часто-часто всхлипывая,  девочка ложится в кровать и укрывается от  всего происходящего, от этого Нового года, от приёмника. Мелодии, как назло,  взвизгивающие  скрипкой внутри., производят  тоскливые  звуки…   девочка засыпает….
        Наконец открывает глаза, выплакав своё горе,  маленькая девочка. На улице не слышно никаких голосов. И за стеклом уже темно…Страшно..
- А где же мама? Неужели совсем  ушла, на всю ночь?
Вдруг слышит она, что  дверь, выходящая на улицу, ударяется  о косяк.
-  Кажется кто-то входит,- догадывается  дочь. Испугавшись, тут же прячется под одеяло и закрывает глаза, как будто спит. Ресницы, как назло, вздрагивают.
 Звук ключа в дверях… Тихо подходит мама, садится на край кровати и… гладит по голове доченьку, приговаривая:
-Проснись, дочурочка…. Вот твой подарок, держи. Я им показала всем за то, что они  тебя хотели лишить подарка!
    Счастливая развязка. В комнате сидят мать  и дочь-малышка. Повеселевшая  девочка перебирает в кульке печенья, аппетитно  похрустывая   такими редкими  для неё   сладостями. Рядом успокоившаяся и кающаяся  за  вспыльчивость мать. Новый год наступает!


Рецензии
Пронзительный и жесткий рассказ. Часть маленькая большого детского горя. Катерина

Екатерина Шильдер   22.01.2014 16:14     Заявить о нарушении
Признательна Вам, Катерина, за Вашу оценку моего рассказа.Вы верно подметили: это горе, к сожалению, имеет свойство откладываться в памяти надолго. С уважением.

Алла Орлова   23.01.2014 02:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.