Все едут во Львов

                Дневник-рассказ




– Алло!
– Слухаю вас.
– Здравствуйте. Я по объявлению. Я хотел бы у вас снять квартиру.
– А вы откуда? Из Белоруссии?
– Нет. Из России.
– А из какого города?
– Из Москвы.
 
На этом диалог закончился. Житель Львова бросил трубку, а я сразу понял, что попал по адресу. И так было два раза подряд. За третьей попыткой удача нам улыбнулась, и мы всё-таки сумели договориться об аренде квартиры.
 
Итак, что рядовой гражданин России может сказать о Львове? От своей непросвещённости и наслушавшись коммунистической брехни, на вопрос о Львове получаешь стандартный ответ: сепаратисты, бандеровцы, предатели. От такого простого и доходчивого ответа наших "знатоков" у человека сразу складывается чёткое и ясное представление, что во Львов ехать не нужно, а то бандеровцы, по прибытии поезда на вокзал, тебя тут же расстреляют. За нас уже давно решили, куда нам ездить надо, а куда не надо. Вот и получается, как в советском фильме: «Гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь».
Соответственно, в Западной Украине ситуация аналогичная, только наоборот: «Ты в Москву не езжай, а то тебя там, на вокзале, НКВД в синих фуражках наперевес с ППС-43 расстреляет». Но об этом я напишу далее. Это всё плоды идеологической обработки. Цель которой – посеять рознь между людьми.
Я решил купить билет на поезд и отправиться во Львов сам, чтобы разобраться в сложившейся ситуации на месте.
 
Дорога
 
Когда мы приехали на Киевский вокзал, поезд уже стоял на перроне и ждал своего часа отправления. Наш восемнадцатый вагон как раз оказался последним, и нам не пришлось особо никуда ходить, а оставалось только войти и найти свои места. Не затягивая времени, мы решили сразу расположиться и разложить свои вещи. Я, как всегда, занял верхнюю полку, так как только там можно абстрагироваться от дорожной рутины. Боковые места пока оставались пустыми.
Напротив нас сидели женщина и девушка. Они так хорошо говорили на русском языке, что я бы никогда в жизни не подумал, что это коренные жители Украины, тем более Западной.
Это стало ясно, когда к нам в Калуге подсели три мужичка. Двое были лет пятидесяти, а один был явно моложе, лет сорока или около того. Первым делом, что они сделали после того как разложили свои вещи по полкам, – достали горилку, чёрный хлеб, сало и лук. После трапезы самый старший из них первым решил завязать с нами разговор, чтобы узнать, кто, откуда и куда путь держат. Вот тут-то и стало ясно, что наши девушки – коренные жители Западной Украины, так как разговор завязался на родной мове. По ним хорошо было видно, что за то время, которое им пришлось провести в России, они очень соскучились по своему языку. Последователи ура-патриотического движения сразу бы усмотрели в этом подвох и оборались, что это хитрые и самостийные украинцы специально и демонстративно разговаривают на своём языке в пику россиянам и всей России в целом. Спешу сразу разубедить «наших радикалов», что после того, как граждане Украины вдоволь наговорилися рiдною мовою, они перешли на великий и могучий.
Поезд прибыл на вокзал Львова в 13:00 по местному времени. После выхода на перрон наш приветливый попутчик-львовянин доходчиво объяснил, как попасть на улицу, где останавливаются маршрутные такси. Также я был приятно удивлён, что на вокзале делают объявления на трёх языках: украинском, русском и английском.
Найдя «Сбербанк России», мы обменяли рубли на гривны по приемлемому для нас курсу, сели в маршрутку и отправились по указанному адресу в центр города. Туда, где нам предстояло жить.
 
Приезд
 
Когда мы вышли на остановке у оперного театра, нас встретила милая женщина, хозяйка квартиры. Она нас сразу приметила, так как мы с собой волокли наш багаж. Через пять минут ходьбы мы прибыли по адресу нашего дальнейшего места проживания.
Перед нами стоял трёхэтажный дом со слуховыми окнами конца XIX – начала XX века. Мы расположились на третьем этаже в уютной квартире с евроремонтом и балкончиком с цветами, где можно было посидеть с чашечкой кавы, неспешно попыхивая ароматной сигариллой.
Немного передохнув и приняв прохладный душ, я со своим другом отправился знакомиться со Львовом.
 
Прогулка по городу
 
Стою на площади оперного театра. Погода солнечная. Головой кручу по разным сторонам. Любуюсь архитектурными красотами города. Вокруг идёт тихая и размеренная жизнь. Жители и гости Львова неторопливо прогуливаются по площади. Недалеко – палатки с разными слаcтями и воздушными шарами, а также бюро экскурсий по достопримечательностям Львова иЛьвiвщини. Мы, долго не раздумывая, сразу приобрели путеводитель по городу. Я его сразу раскрыл и понял, что и туда хочется, и туда, много куда. И вообще, на какую страницу не гляну, мгновенно возникает желание посетить это место.
В первый же день приезда мы решили, что совершим подъём на Высокий замок, чтобы насладиться видом города с высоты птичьего полёта. Для тех, кто не знает, что такое Высокий замок, я объясняю. Высокий замок – это смотровой майданчик, с которого, и только с него, можно увидеть всю панораму Львова. Дорога туда для физически выносливых людей. Нужно всё время взбираться в гору, а под конец предстоит подняться по лестнице, по которой когда начинаешь карабкаться, то в голову после трёх-четырёх пролётов приходит мысль, что этому восхождению никогда не будет конца. Чувствуешь себя паломником, который лезет ввысь пирамиды майя. Взобравшись и отдышавшись после покорённой высоты, начинаешь осознавать, что не зря ты сюда лез, не зря! На самой выси смотровой площадки гордо на ветру развивается флаг Украины, а вокруг открывается панорама старого и нового Львова. Город делит пополам железная дорога. Наверху лавочки, на которых можно и нужно посидеть, полюбоваться просторами и подумать о том о сём. Уходить не хочется. Так бы и сидели там, если бы о нас не вспомнил голод.
Спустившись с Высокого замка, сразу пошли искать харчевню, которая бы накормила. С этим проблем в городе нет. Кафе, рестораны и закусочные здесь расположены практически на каждом углу и на любой вкус.
После еды мы продолжили бродить по уютным скверам и улочкам до позднего вечера. Возвратившись в наши апартаменты, вдоволь нагулявшись по городу, легли спать. И спали без задних ног. Так прошёл первый день знакомства со Львовом.
 
Криївка 1
 
Крыивка  –  название помещений, которые оборудовались и использовались в качестве укрытий и тайников членами украинских националистических организаций. В том числе ОУН и УПА.
Вот и в центре Львова на Площади Рынок справа от ратуши есть самая настоящая крыивка. И об этом я собираюсь подробно написать далее.
Утром проснулись от звонкого постукивания лошадиных копыт о брусчатую мостовую. Каждое утро и вечер повозки и кареты с запряжёнными в них лошадьми проходили один и тот же маршрут мимо нашего дома к оперному театру и обратно. На них катают всех желающих, соответственно за определённую плату.
Заварив кавы, держа в руках сигариллу, вышел на балкончик, чтобы поразмыслить о том, как сегодня можно интересно провести день. И тут мне пришло в голову, что в центре города есть очень интересный ресторан с местным колоритом: крыивка! Желание посетить это место родилось ещё два года назад до того, как я приехал во Львов. Как раз намечался очень жаркий день, и я сразу понял, что это самое лучшее время для посещения этого тематического заведения в подвале, а заодно можно дождаться прохладного вечера. Переждав дома самые жаркие часы, мы решили пойти в запланированное нами место. За пять-семь минут быстро дошли до Площади Рынок и решили найти крыивку сами, без посторонней помощи. Нам ещё в поезде сообщили, как её искать, что она находится в арке справа от центрального входа в ратушу по соседству с еврейским кафе со всевидящим оком, где чашечка кофе стоит примерно сто пятьдесят гривен. Да-да! Я не ошибся. Именно столько в еврейском заведении стоит маленькая чашечка кави. Я про себя сказал: «О, да… Соседство, конечно, гениальное! Зато жидам при случае разгуляться негде будет, зная, что под боком у них такие замечательные соседи». Вход в крыивку хорошо замаскирован. Найти ресторан мало. Для того, чтобы в него попасть, посетитель должен знать пароль, по которому пускают внутрь. Вот и мы подошли к воротам с вырезанным окошком в дверях, которое открывается лишь после того, как в него постучишь. Стучу. Открывается окошко, и на меня смотрит повстанец в форме с автоматом и спрашивает пароль. Я ему говорю: «Слава Украiнi!» Он мне в ответ: «Героям слава!» Только потом отворяются ворота, и мы попадаем на территорию крыивки. Но это ещё не всё. Начинается допрос с целью выяснения, кто такие и откуда. Спрашивает нас: «Москалi, комуняки?» Я ему в ответ: «Москалi, но не комуняки!» Говорит: «Хорошо, тогда, раз не комуняки, то и не москалi».  Выясняется, что москалi – это те, кто за советскую власть. А раз не за советскую власть, то, значит, и не москалi! Наливает медовухи или хреновухи (по выбору) и просит спускаться вниз в сам схрон. Такая процедура повторяется с каждым новым посетителем. На моих глазах «бедным» французам так и не удалось попасть внутрь, но потом, я уверен, им всё-таки удалось пройти с одной стороны незамысловатый, а с другой стороны трудный пароль.
Спустившись вниз, оказываешься в самом настоящем схроне времён Второй мировой войны. На стенах красуется нацсимволика, плакаты, портреты воинов и лидеров ОУН-УПА. Ходят официанты в соответствующей военизированной одежде-форме и просят занять свободный столик, после чего, как и везде, приносят меню. Столы и стулья деревянные. Как и должны быть в партизанских схронах. А где-то и вовсе приходится сидеть на ящиках из-под боеприпасов. Вот и нам приносят стравоспис(меню). Меню выполнено в виде военного журнала, по которому можно не только сделать заказ, но и познакомиться с воинами УПА и их предводителями. Изображены портреты, агитационные листовки Нила Хасевича (художника ОУН-УПА), оружие и прочие интересные факты. Мне, как яростному противнику сталинщины, было очень приятно в руках держать такое интересно оформленное меню. Особенно радовали названия блюд. Одно из них хочу привести в пример. Итак, коктейль «За упокой «Марксизму» (коньяк, вермут, джин, тоник, лимон). Думаю, для умного достаточно…
Спустя некоторое время к нам подошла девушка, чтобы принять наш заказ. На первый раз я заказал украинские вареники с мясом «Пiсня райового» и кружку пива «Зеник». Мой друг попросил себе принести то же самое. Спустя пять-десять минут нам принесли наше блюдо. Подали вареники со сметаной, как и положено, в металлических мисках, сверху украшенные сладким и сочным луком. Сняв со всего пробу, я сразу понял, что это заведение мне по душе и вкусу, и что я со своим другом обязательно ещё сюда вернусь. Напротив (по разговору я понял) сидел ветеран УПА и тоже обедал. Рядом с ним сидел подросток и слушал рассказ своего деда о том, как тот воевал с советскими оккупантами. Но, странно, говорили они на русском языке, и я предположил, что мальчик ему приходится родственником, который приехал летом из Восточной Украины во Львов, чтобы навестить своего дедушку.
После вареников, к пиву мы решили заказать пивную тарелку «Стрiлецька тактика» (ковбаска смажена натонко, бiлiсухарики, соус часниковий). После чего оставили официанту деньги на деревянном столе (так положено) и ушли. На выходе из крыивки я купил фирменную майку с надписью «Українська Повстанська Армія», а также кепи. Сытые и довольные отправились на прогулку по вечернему Львову.
 
Один день повстанца
 
Во Львове власти и жители уделяют большое внимание теме ОУН-УПА. На домах можно встретить красно-чёрные знамена УПА среди традиционных жовто-блакитних. Хочу особо отметить, что современный флаг украинской державы берёт своё начало именно во Львове, со времён революции 1848-1849 годов, когда мадьярские и польские вельможи восстали против Габсбургов. Также в городе встречается множество памятников известным деятелям 1930-40-х годов, которые боролись за независимость Украины. Видно, что львовяне гордятся и чтут своих героев, сохраняя бережно традиции, чтобы передать их последующему поколению.
Вот и я решил посвятить целый день теме ОУН-УПА. Она для меня близка, так как я уже давно интересуюсь этим вопросом. Первым делом утром я решил посетить соответствующий музей. Собравшись, выпив кавы, пошёл в музей освободительной борьбы, который расположен на улице Лысенко, 23а, в доме с очень интересной историей. Он находится под Княжеской горой. Изначально в этом здании была стрельница Курковского братства, которое берёт начало в XV веке. Старинное здание, к которому я подошёл, построено в 1781 году. Стою и читаю табличку: «Музей визвольної боротьби України». Ага, подумалось: «Прийти-то пришёл, а заходить немного боязно. Вдруг сейчас меня не пустят, а ещё хуже, что со мной может случиться, так это пинками вышибут с криками “Геть москалів!”».
Ведь я не просто пришёл в какой-нибудь львовский музей, а в музей политический, который рассказывает о людях антисоветского движения. Набравшись смелости, всё-таки решился зайти внутрь. Подхожу к кассе (небольшому столику), здороваюсь. Прошу два билета: один входной, другой за фотосъёмку. Приветливая пожилая женщина охотно мне продаёт билеты. Спрашиваю: «А экскурсоводы у вас есть»? Мне отвечают: «Конечно, молодой человек, можно и экскурсию провести». «А на каких языках ведёте?» «На украинском, английском. На русском языке нет экскурсий».
Разочарованно вздохнув, сказал: «Ладно… Вас понял». И прошёл в первый зал осматривать экспозицию сам. Не успел я оглядеться, как ко мне подошла та самая женщина, которая продала мне билеты. Рядом с ней стоял улыбчивый и высокий, опрятной внешности, в белых брюках и рубашке молодой человек, лет тридцати-сорока. Она ему говорит, называя меня хлопцем, что я хочу экскурсию, но на русском языке, после чего удалилась, оставив нас наедине. Я от удивления проглотил язык. Смотрим друг на друга. Он изучает меня. Видит, вроде свой… На мне в тот момент была кепи с пуговичками над козырьком и футболка УПА, которую я купил в крыивке, на плече висела офицерская сумка Бундесвера. У меня начинают интересоваться, с какой такой целью мне нужна эта экскурсия, да ещё и на русском языке. Я ему объясняю, что давно интересуюсь темой ОУН-УПА. Много прочитал литературы, посвящённой повстанцам, и сделал определённые для себя выводы. Когда разговор дошёл до того момента, откуда я к ним приехал, то мой будущий экскурсовод впал в ступор. Я ему быстро объяснил, что перед ним стоит человек адекватный, с соответствующими взглядами. И тогда я услышал: «Рады видеть у нас! Будет тебе экскурсия на русском, но местами будешь помогать, так как я не очень силён в русском языке». «Договорились», – ответил я. И вот началась долгожданная экскурсия, которая продлилась около двух часов.
 
 Хочу отметить, что экспозиция построена по принципу хронологии событий освободительной борьбы. В первом зале представлена деятельность обществ «Сокол» и «Січ», образование Сечевых Стрельцов, боевые действия Украинского Легиона УСС в Карпатах, на Подолье и походы на Большую Украину. Далее – создание Центральной Рады, Украинского государства гетмана П. Скоропадского, деятельность Директории, провозглашение ЗУНР и ноябрьские бои во Львове в 1918 году.
Во втором зале – материалы, отражающие события завершающего этапа освободительных движений: Чертковская офензива УГА, объединение армий УНР и УГА, совместный поход обеих армий на Киев, союз с Петлюрой. Среди экспонатов чудом уцелели предметы из прежнего военно-исторического музея. Это личное оружие воинов УГА – сабля атамана УГА Ярослава Воевидки, штык сотника Василия Клима. В 1952 году дураками от советской власти часть экспонатов, касающихся национально-освободительных движений, к сожалению, была уничтожена.
Третий зал отведён периоду создания УВО, ОУН, событиям на Карпатской Украине. Здесь представлены личные вещи Августина Волошина, документы, фотографии, карты. Значительную часть экспозиции занимают материалы, посвящённые созданию УПА, в частности можно увидеть реконструкцию повстанческой крыивки, личные вещи, оружие, агитационные и идеологические материалы, которыми пользовались повстанцы.
Следующий этап экспозиции – это период ГУЛАГа. Времена ссылки, репрессий. В реконструкции лагерного барака выставлены вещи заключённых, их портреты, а также карта лагерей, с отмеченными местами восстаний в 1950-х и 1960-х годах. Линия экспозиции построена зигзагами. Таким образом удаётся продемонстрировать максимальное количество предметов и фотографий.
Последний «Гербовый зал» отражает период 70-90-х годов ХХ столетия. Cоздание Украинской Хельсинкской Группы, Украинского Национального Фронта, первые митинги. И завершают экспозицию хоругви и территориальные гербы всех земель Украины.
 Хочу особо отметить, что если бы не усилия родных и близких повстанцев, этого музея могло бы и не быть. Историю освободительной борьбы здесь показывают через судьбы людей, изучая их биографии. Есть люди, которые были в Сечевых Стрельцах, потом – в Украинской Галицкой Армии, впоследствии в рядах УПА, за что отбывали наказание в лагерях. Родные хранили память о них. Сегодня эта память стала частью экспозиции.
Немало интересных вещей осталось вне поля зрения посетителей потому, что просто они не вошли в постоянную экспозицию. Обычно предметы из фондов демонстрируются на временных выставках. Это общая музейная практика.
После окончания официальной части экскурсии я решил пообщаться с сотрудниками музея и задать несколько вопросов личного характера. Первым делом, что я спросил, так это про период советской власти: «Сейчас вы независимы. А как вам жилось в Советском Союзе? Когда было лучше: сейчас, в период независимости, или тогда?» На свой вопрос получил неоднозначный ответ. Мне ответили, что период сталинщины, конечно, ужасен и неприемлем, с чем и я, несомненно, согласен. А вот времена брежневского «застоя» (стабильности) были очень даже ничего. У людей была работа, уверенность в себе и завтрашнем дне. «Никто на заработки в Польшу и Россию не ездил», – отвечали мне сотрудники музея. «А теперь что? Одному только богу известно, что будет с Украиной», – уныло сказала смотрительница. Потом я спросил про отношение к гражданам России, в частности к русским. На этот вопрос мне ответили, что тут уже всё зависит от качеств самого человека. Какой человек – так к нему и будут относиться. С добром пришёл, значит, и отношение будет хорошее. А коли не с добрыми намерениями в Украину пришёл, то мало не покажется. Тут я абсолютно согласен. История знает достаточно примеров, когда в Украину приходили не с добром, и что потом с теми бывало (аналогичная философия и история и в России)… Хотя непорядочные люди везде есть. И в Украине, и в России. Вдоволь наобщавшись, напоследок я пожелал от всей души удачи и дальнейшего процветания Львову. На этой доброй ноте попрощался с сотрудниками музея. Никто ещё в тот момент не знал, что нам было суждено через несколько дней увидеться снова.
Выйдя из музея в раздумьях, я неспешно отправился на Марсово поле (недаром в фильмах Львов играл роль Парижа) и Холм Славы. Марсово поле расположено в северной стороне между Лычаковским кладбищем и улицей Угловой. Это воинский мемориал с погребениями 3800 советских солдат, которые погибли во время Второй мировой войны в боях с немецкими оккупантами и до середины 1950-х – с отрядами УПА. На стене мемориала было написано: «Посредине планеты в громе туч грозовых смотрят мёртвые в небо, веря в мудрость живых». Стихотворная надпись в честь советских воинов была ликвидирована по указанию городских властей в 1990-х годах. На Холме Славы возвышается крест в честь погибших от красного террора. Справа от советских захоронений установлены ещё два креста. Место тяжёлое. Стоишь, смотришь и думаешь: «На кой чёрт эта война нужна была? Народа-то, причём братского, кошмар, сколько полегло… А мы всё так и продолжаем спорить, кто прав, кто виноват, да мордовать друг друга за прежние обиды… Павшим явно от этого не легче».
Но хочу отметить один важный факт. УПА не вела бои ни под Москвой, ни под Варшавой, ни тем более под Берлином. Воевали повстанцы рядом с домом, тем самым защищая свою родину и семью от оккупантов с одной стороны, и от «освободителей» с другой. И этот факт имеет, как ни крути, право на существование.
Начало смеркаться. Я подумал, что такой день нужно завершить походом в крыивку, где меня ждала национальная живая украинская музыка, вкусная еда и хорошее настроение. Туда и отправился.
 
Криївка 2
 
В этот раз я попал в крыивку без всякого пароля. При входе, увидев меня, повстанец тут же открыл дверь, при этом сказав «свои», и мы прошли внутрь заведения, предварительно сделав фотографии на память. Скажу сразу, что посещать сие место вечером намного интереснее. В это время в крыивке проходят разные увеселительные мероприятия: то москаля начинают искать, то песни спивать, то ещё что-то. Всего не перечислишь. Советую поехать туда и увидеть всё своими глазами. В этот раз, когда мы заказали ужин, в крыивке выступали музыканты в национальных костюмах. Они ходили между столиками, играли на национальных инструментах и распевали украинские песни. Мне это всё так понравилось, что когда подошли к нам и начали играть у нашего столика, я, не раздумывая, тут же положил в мешочек для денег двадцать гривен.
Песни, развлечения и вкусная еда текли рекой! Вдоволь и от души насидевшись в столь колоритном заведении, решил сходить до ветру. И на этом пути меня ожидало новое приключение. За деревянной дверцей, как в сарае, меня ожидали удобства из цветного металла. Хороша крыивка! Лишь только я занялся делом, как вдруг внезапно погас свет. «Что за чертовщина?!» – подумал я. И тут же свет включился. Но ненадолго. Я опять оказался в кромешной темноте. Но, о чудо! Снова стало светло. И так продолжалось ровно столько времени, сколько я находился в туалете.
Мне в хмельную голову поначалу пришла мысль, что это «повстанцы» таким образом решили надо мной издеваться. Думаю: «Сейчас выйду, найду этот чёртов выключатель и увижу, кто это там такой «умный» развлекается». Выхожу, никого… Выключателя тоже нема. Решил: «Не пойду больше в этот клозет никогда. В другие ходить буду, а в этот ни ногой, так как случайно можно и в лужу угодить...» Через минуту моё недоуменье сменилось более позитивной мыслью: «Да и хрен с этим толчком! Не мне же, в конце концов, убирать за посетителями, которые впотьмах не попадают в цель». Потом выяснилось, что в таком режиме работает только этот виходок. Если прислушаться, то в крыивке фоном постоянно слышны какие-то взрывы, выстрелы… Вот и «интеллектуальный» сортир знает, когда ему свет выключать, а когда включать. Действует строго по команде. Выключает свет только тогда, когда раздаётся взрыв. В этот момент я рассмеялся и напоследок перед уходом решил пойти в тир, чтобы попалить из винтовки по советским вождям.    
 В другой (открытой) части крыивки есть зенитка. Она установлена на вышке ресторана. Туда нужно подниматься по железной лестнице через несколько пролётов. Вот и я взобрался. Уселся на место зенитчика в ожидании вражеских самолётов. К счастью, в этот день небо было чистое и ясное. Мне сообщили, что сегодня налётов не предвидится, и что можно со спокойным сердцем спускаться вниз, что я, собственно, и сделал, предварительно ещё раз лично осмотрев небо, чтобы окончательно убедиться в правоте нашего радиста.
Стемнело. Над головой разлилось звёздное украинское небо. В голове тихо «шумел камыш» под аккомпанемент «червоной калины».
 
Из разговора с местными жителями. Запад – Восток – Москва
 
Хочу отметить, что основная масса львовян приходит в недоумение, когда в разговоре выясняется, что перед ней стоит человек из России, да ещё вдобавок из Москвы. Я с этим много раз сталкивался, когда спрашивал жителя Львова, как найти нужную мне улицу.
Молодой и разговорчивый человек, подсказывая дорогу, вдруг начинает неловко себя чувствовать, когда узнаёт, откуда я. Видит, что перед ним стоит не русский Иван с автоматом, который приехал качать права, а воспитанный человек. Я его прекрасно понимаю, так как если бы мне каждодневно рассказывали про злых бандеровцев, а я охотно и слепо всему верил, то я бы тоже впал в ступор при встрече с жителем Львова. А что же нам делать? Ответ простой: почаще бывать друг у друга в гостях, чтобы окончательно развеять миф, слагаемый злыми языками. Хотя нужно отметить, что в Москве к УПА и бандеровцам не так агрессивно относятся, даже почти забыли про них в отличие от соседей с Восточной Украины. Их там хлебом кормить не надо, а только дай почесать языки о «проклятых предателях». Но это и понятно. Москва далеко, а Украина – компактная страна. Вот об этом и пойдёт речь в данном разделе.
В один прекрасный день, купив бутылочку пенного напитка, я решил, по старой московской привычке, посидеть во дворах в тени на лавочке. Нашёл для себя дворик (рядом с оперным театром), уселся на лавку и с хлопком открыл холодную бутылку. День ничего особо интересного не предвещал.
Сижу и неторопливо потягиваю напиток. Бутылочное живое львовское пиво очень вкусное. Небо и земля по сравнению с российскими помоями. Через некоторое время ко мне подошли двое львовян лет тридцати, видно, они тоже облюбовали этот дворик. В такой ситуации ежу понятно, что разговор по-любому завяжется. О чём-нибудь да завяжется. Так и получилось.
Сидим, общаемся. Я рассказываю им о себе, что я турист, что давно хотел посетить Львов, но всё никак не складывалось. Как всегда, дело дошло до вопроса, откуда я. Не знаю, почему, но львовяне очень любят интересоваться, откуда приехал к ним человек. С этим я столкнулся в самом начале своего путешествия. Я отвечаю, что прибыл из столицы России. А они мне в ответ, что хорошо, что не с Донбасса. Я смеюсь и спрашиваю:
– А почему не с Донбасса-то? Донбасс же – это Украина.
– Украина-то Украина, но чудные они там все какие-то.
– Чудные?!
– Ну да. Всё им не так. Деньги есть – плохо, нет денег – тоже плохо. А вздумаешь их от души угостить или, упаси боже, проставиться за приезд, так смотреть на тебя будут с рожею бабы-яги и шушукаться за спиной.
– А откуда такие выводы?
– Да к знакомому два года назад ездили в Донецк.
– Понимаю. Я тоже два раза был в восточной части, правда, в Запорожье.
– А ты там что делал?
– К приятелю ездил. Он раньше в Москве жил. Адекватен был, потом домой уехал, ну я его больше семи лет не видел. А когда приехал в гости, то столкнулся с аналогичной ситуацией.
И тут я вспоминаю про другого приятеля из Горловки, который уже больше десяти лет живёт в Москве. Он мне в своё время тоже описывал похожую картину, но только в Горловке.
– Непонятно, конечно, что с ними там происходит. Местечковый народ, да и только. Зато про нас гадости любят говорить. Мол, тут предатели живут, а у самих-то в башке чёрти что. Это благодаря им о нас такое мнение складывается в Москве, так как они в основном к вам и катаются. А какой завистливый тугодум этот народец с Донбасса! Создаётся впечатление, что только и может киркой колотить.
– Да и чёрт с ними. Пусть и дальше себе живут с ржавыми памятниками Ильичу и безумными идеями. А что про Москву сказать можете?
– А что Москва? Город как город. У вас там народ разный. Как и везде. Сам об этом знаешь. Но впечатление пещерных жителей не производите.
– Спасибо! Вы тоже.
Допив пиво, мы разошлись, пожелав друг другу хорошего настроения. 
И таких примеров достаточно. С кем только я на эту тему во Львове не общался, с каждым собеседником находил общий язык и понимание.
Мне о Восточной Украине ещё в поезде сказали, что они приверженцы пещерного сталинизма. Отсюда и поведение такое. А теперь и сами львовяне свидетельствуют об этом. Соглашусь, менталитет жителей Львова сильно отличается от менталитета их соседей с востока. Никто косо на тебя не смотрит и в спину ничего дурного не говорит. Люди как люди.
Почему-то не принято в современном обществе рассматривать социальные явления через призму национального характера народа. Укоренилось представление, что социальные проблемы стоят над национальными, и потому социальные явления одинаковы у всех обществ, имеющих похожую политическую и экономическую структуру. Однако жизнь говорит, что это не так. В действительности, я вам скажу, национальный характер народа во многом определяет структуру общества, окрашивает её в национальные цвета, заполняет национальным содержанием. Львов, без сомнения, является уникальной частью Украины, а львовяне – это его сердце, источник, из которого рождается национальная идея. Поэтому вне стен Львова его жителям часто приписывают устоявшиеся стереотипы только потому, что они из Львова. Чтобы понять украинца – нужно уметь думать по-украински и желательно на украинском языке, а иначе у вас ничего не получится.
(То же самое можно сказать и о русском человеке.)
 
О национализме
 
Об этом пишу коротко и ясно. Украинский национализм от «русского» отличается на сто восемьдесят градусов. Во Львове и всей Западной Украине в целом под словом «националист» подразумевается патриот Украины. А раз патриот Украины, следовательно, антиимперец! Так что ехать в Украину и грозно размахивать имперской тряпкой не имеет смысла. Хочу отметить, что украинские националисты – это демократы и европейски мыслящие люди. (Провонявший «евромайдан» никакого отношения к демократии не имеет. А раздача всяких печенюшек заграничными эмиссарами украинскому народу просто оскорбительна. Я бы побрезговал такой «гуманитарной» помощью.)
Среди «русских националистов» мало людей светлых, мало людей европейски мыслящих, мало людей прогресса. Я хочу встретить среди националистов подлинных демократов, которые любят Россию, считают её своей родиной. Надоели националисты тупые, националисты агрессивные, националисты с глазками сектантов и фанатиков, не умеющие вести конструктивный диалог, которые занимаются только самопиаром!
В России портят идею такие гоблины, как Александр Поткин, Дмитрий Дёмушкин и прочие тесаки, а в Украине – такие люди, как Ирина Фарион и компания. Время боротьби  миновало, пора собирать камни. 
 
Замки Львiвщини и поездка в Карпаты
 
Нельзя побывать во Львове и не съездить ни на одну экскурсию. Вот и мы решили отправиться на две обзорные экскурсии. По рекламному флаеру, который нам вручили при прогулке по городу, мы отправились по указанному адресу: вул. Сiчових Стрiльцiв, 21. Скажу честно, что если бы мы располагали достаточным количеством времени, то я уж точно посетил бы все экскурсии, указанные в рекламе.
Приобретя билеты, мы решили, что в Карпаты поедем как положено, а именно – в вышиванках! И я с другом отправился в вернисаж. Блуждая среди торговых рядов, я всё-таки приглядел себе вышиванку чёрную изо льна с вышивкой цвета серебра. Пояс к ней подобрал такой же. Влад купил себе традиционную белую с красной вышивкой. Женщина, которая нам продала рубахи, осталась безумно довольна. Ведь не каждый покупатель вот так сразу может с лёгкостью отвалить тысячу триста гривен. Мы тоже были рады, что сумели найти для себя подходящий вариант… В вернисаже русский язык знают все без исключения. И понятно, почему знают… Говорят аж без акцента.
Первая наша дальняя автобусная экскурсия называлась «Золота пiдкова».
Утром мы пришли к указанному месту сбора, к памятнику Тарасу Шевченко, где нас ждал организатор, который проводил до автобуса. Читателю, наверное, будет интересно узнать, что это за такая пiдкова, да к тому же ещё и золота. Это маршрут, который совершает автобус, объезжая три замка, расположенные в виде подковы: Олеський, Пiдгорецький и Золочiвський. Вот и мы отправились по подкове к Олеському замку.
Олеський замок стоит на крутом холме, возвышается над окружающей местностью – Бродовской равниной. На протяжении своей истории замок служил твердыней, дворцом, резиденцией.
Первое упоминание об Олесько относится к 1366 году, когда он вместе с Луцком и Владимиром, находившимися под властью Литвы, был захвачен польским королём Казимиром III. Будучи расположен на границе между Литвой и Польшей, Олеський замокстал своеобразным «ключом к Волыни» и часто являлся объектом вооружённой борьбы и дипломатических торгов между польскими и литовскими феодалами, соперничавшими в ограблении украинских земель. Олесько много раз переходил из рук в руки.
Следующий замок, который ждал нас на своём пути, был Пiдгорецький. Мне он особенно понравился. Так понравился, что я не хотел оттуда уезжать. И о нём я готов написать подробно.
Підгорецький замок – хорошо сохранившийся ренессансный дворец, окружённый оборонительными сооружениями. Расположен на востоке Львовской области в селе Подгорцах. Здесь снимались эпизоды советского фильма «Д`Артаньян и три мушкетёра».
Замок имеет форму квадрата. С востока, юга и запада замок окружает линия оборонительных укреплений, окружённая глубоким рвом и земляными валами.
Неповторимый вид архитектурному ансамблю в Подгорцах придаёт парк, в зелени которого утопают и замок, и двор, и целый ряд других сооружений. В давние времена именно парк оказывал на путешественников значительно более сильное впечатление, чем сам замок. Подгорецкий парк принадлежит к памятникам садово-паркового искусства государственного значения. Построенный на уровне наилучших образцов так называемых «итальянских» парков, он является лучшим и чуть ли не единственным на Украине парком такого типа. Местный парк окружает замок со всех сторон, он отличается целостностью художественного замысла и глубоко продуманными взаимосвязями рельефа, архитектуры, скульптуры и растительности.
Двор Подгорецкого замка имеет форму квадрата. Именно такую форму приняли служебные помещения, окружающие замок со всех сторон. С севера же к замку примыкает огромная терраса, обрамлённая каменным резным забором и украшенная скульптурами. С террасы в парк ведёт широкая лестница. Когда-то тут прохаживались знатные вельможи, сейчас же, кроме туристов, тут можно встретить разве что мрачных и навевающих мистическое настроение чёрных кошек. Со всех сторон квадрат двора окружён глубоким, укреплённым камнями рвом. Так что Подгорецкий замок, несмотря на свою славу дворца фейерверков и других всевозможных развлечений, вполне мог постоять за себя во время различных вражеских нападений.
Оборонительный вид Подгорецкому замку добавляют и смотровые башенки по углам двора, дающие понять, что за празднествами замок не теряет своей бдительности и наблюдательности. Вход на территорию замка осуществлялся через роскошный портал, увенчанный вырезанными гербами и надписями. Существовал для многочисленных гостей Подгорецкого замка и парадный въезд в гостиный двор – большая арка с колоннами. На территории заезжего двора были установлены солнечные часы, которые сохранились до наших дней. Сейчас всё это былое величие Подгорецкого двора представляют разрушающиеся кирпичные стены, арки, тёмные ходы куда-то вглубь, поросшие травой каменные склоны оборонительного рва. Но именно это запустение делает посещение Подгорецкого замка с его обилием камней и тёмными проёмами интересным и романтическим. У самого замка царят мрачная атмосфера, дух величия и мистические настроения. Усилению таких эффектов способствуют зияющие проёмы окон, серые тона облупленных стен, грозное нависание строения над теми, кто рискнул подойти к замку впритык. Кажется, что вот-вот в окне где-то на верхнем этаже покажется белое туманное очертание призрака белой дамы, и между стен раздастся леденящий стон, многократно усиленный эхом. Возможно, что роскошные камины и дверные проёмы из разноцветного мрамора, сохранившиеся до наших дней, не только напоминают о былом величии, но и хранят в себе множество тайн, секретов и мистических событий. В подземелье замка можно попасть в лабораторию алхимика, куда мы и спустились…
О третьем замке напишу коротко, так как он впечатление не произвёл.
Золочевский замок представляет неоголландский тип оборонительных сооружений и относится к памятникам типа «palazzo in fortezzo», то есть сочетает функции обороны и жилья. Парк замка похож на парк усадьбы Кусково в Москве. Но это вовсе не значит, что не нужно ехать на экскурсию «Золота пiдкова» из-за того, что Золочевский замок мне не пришёлся по вкусу.
 
Через несколько дней нас ждала наинтереснейшая экскурсия в Карпаты. По программе мы должны были посетить водопад Шипiт и озеро Синевир. Проснувшись в семь утра, позавтракав и нарядившись в вышиванки, мы отправились к 8:00 к месту нашего сбора у памятника Тарасу Шевченко.
Организатор, увидав нас в вышиванках, сразу спросил: «Вы, ребята, теперь украинцы?» На что мы ответили: «Ага, именно так!» «Прикольно!» – сказали нам в ответ.
Нам представили нашего экскурсовода Андрея, который проведёт с нами в горах целый день. Мне Андрей сразу понравился, и я понял, что скучать мне сегодня не придётся. Далее мы прошли к микроавтобусу, чтобы отправиться в горы. Микроавтобус был новенький и чистый, с вентиляцией и удобными сиденьями. Комфорт внутри автотранспорта меня порадовал. Видно, что агентство, которое предоставляло услуги, заботилось о туристах. Мелочь, а приятно!
Пока автобус катил по улицам Львова, Андрей нам подробно рассказывал о городе, о жителях, о местных словесных терминах и о других интересных вещах. Например, ровер – это велосипед, а кавун – это тот, кто пьёт кофе не чашками, а кружками. Его рассказ был не занудный и лаконичный. Из чего я сразу сделал вывод, что Андрiй Кусiй является профессиональным львовянином! Откуда такая мысль, спросит меня читатель?! Приезжайте во Львов сами и закажите несколько экскурсий по городу и его окрестностям, после чего вы сможете убедиться, кто является профессиональным львовянином, а кто нет.
Первой нашей остановкой стал водопад Шипiт. Дорога к нему пролегает через город областного подчинения Закарпатской области Украины Воловец. Город расположен в горной ложбине. Вид открывается незабываемый, когда ты находишься на горной вершине, а внизу простирается город. Дальше ещё интереснее. Мы ехали по узким горным дорожкам и любовались видами открывающихся нам пейзажей. И через некоторое время мы всё-таки прибыли к месту назначения.
Водопад Шипiт находится в Закарпатской области Украины. У подножия горы Гемба (Гимба) горного хребта Полонины Боржава.
Водопад уютно устроился в глубокой расщелине, по которой протекает река Пилипец. От одноимённого села ведёт дорога. При входе взимается плата. Поляна перед водопадом оборудована дорожками, мостиками и беседками.
Над водопадом находится поляна, где собираются неформалы.
Многие из них купаются здесь в голом виде, шокируя некоторых туристов.
В трёхстах метрах от водопада расположен горнолыжный подъёмник, куда мы потом и отправились. Горнолыжный подъёмник нам особо запомнился. Поначалу я не особо хотел подниматься на подъёмнике, но потом, когда я всё-таки на нём проехал, я понял, что оказался бы полным идиотом, если бы отказался на нём прокатиться. Это было незабываемо. Сидишь себе, потягиваешь пенный напиток, а тебя не спеша тянет вверх подъёмник. Внизу пасутся коровки, светит солнце, обдувает прохладный ветерок, а ты ни о чём не думаешь и любуешься просторами. Такие моменты редко бывают в жизни, но когда они происходят, ты их запоминаешь навсегда.
Покатавшись на таком замечательном аттракционе, мы отправились к озеру Синевир. Горная дорога стала ещё круче, чем была. Вот тут-то я и начал задумываться, а доедем ли мы целыми и невредимыми. Слева постоянно находились горы, а справа обрывы. Где уж тут шукать «червону руту»!  И так мы ползли к горному озеру Синевир. Но вы сами знаете, что тот, кто не рискует – не пьёт шампанского! В итоге, нашей наградой стал вкусный обед у гуцулов и озеро Синевир. Озеро Синевирнеобычайной красоты. Оно расположено в верховьях реки Теребли. В народе существует легенда о происхождении озера. В далёкие времена горы принадлежали богатому графу, и люди работали на него: пасли овец и коров, рубили лес. У графа была красавица дочь Синь.
Девушку звали так потому, что глаза её были синее самого неба. Однажды граф взял дочь с собой в горы. Пока граф проверял работу лесорубов, дочь собирала на поляне цветы. Вдруг она услышала звуки свирели и увидела, что на лугу сидит парень и играет. Это был Вир – пастух. Заметив девушку, он перестал играть. Так они познакомились.
После этого девушка стала часто приходить в горы к пастуху. Они стали встречаться и полюбили друг друга. Но отец узнал про это и запретил им встречи. Но не могли они больше жить друг без друга. И тогда граф приказал убить Вира. Люди графа выждали момент и сбросили на него камень со скалы.
Узнав об этом, Синь прибежала к тому месту, обняла камень и заплакала. Долго она плакала, пока на том месте не образовалось озеро. Вода в озере синяя и чистая, как глаза Сини, а посредине видна верхушка того камня.
С тех пор озеро называется Синевир. Сейчас на берегу озера установлены вырезанные из дерева фигуры Сини и Вира. Сюда приезжают праздновать свадьбы из многих уголков Карпат. Говорят, что если люди познакомились и полюбили друг друга на озере, то их ждёт крепкая любовь.
Хочу честно признаться, что когда я приезжаю в Украину, то чувствую себя как дома. Нет ощущения, что я у кого-то в гостях. Не знаю, почему, но это чувство меня не покидает. Но сложилось так, как сложилось. Я родился в Москве, и с этим ничего нельзя поделать.
Теперь нас ждала долгая дорога обратно во Львов через Ивано-Франковскую область. День был трудный, но очень интересный. Мы устали и хотели спать. Но дорога назад не подразумевала сон. Дороги в Карпатах оставляют желать лучшего. Наш микроавтобус на обратном пути то и дело подбрасывало вверх на кочках. Порой доходило до того, что я подлетал чуть не до самой крыши автобуса. Не знаю, почему, но меня это очень веселило. Это мне не давало заснуть, и я смог проследить весь маршрут из Карпат обратно во Львов. По приезде во Львов я поблагодарил Андрея за увлекательнейшую экскурсию, сказал ему, что он много знает и умеет донести до слушателя. На этом, попрощавшись, мы разошлись в разные стороны. Гости Львова, просите стать вашим гидом Андрея Кусия.
 
Вместо эпилога
 
Львов является одним из важнейших центров образования в Украине. Здесь расположены университеты, академии, институты.
В 2013 году «Солнечная электростанция» львовских учёных внесена в список ста лучших разработок мира.
Кроме своей культурной и образовательной значимости, Львов продолжает оставаться важным промышленным центром Украины. Когда-то здесь интенсивно развивалось машиностроение, приборостроение, работали авиаремонтный и танкоремонтный заводы. Между прочим, машина, которая везла Юрия Гагарина к ракете на космодроме, была сконструирована на львовском заводе «Электрон». Широко известной была продукция львовских заводов железобетонных конструкций, изоляторного завода, искусственных алмазов, завода фрезерных станков. Но в XXI веке взяли верх пищевая промышленность и туризм. Гости Львова могут найти всё, что их душа пожелает. Были бы деньги – товары найдутся на любой вкус.
Во Львове есть сеть крупных продуктовых магазинов «Арсен» и «Ашан». Да и маршрутка №25 объезжает все объекты сразу. От оперного театра до вокзала, аэропорта и «Ашана». Одним словом, одна маршрутка на все случаи жизни! Когда заходишь в такие гипермаркеты, то создаётся впечатление, что ты находишься не во Львове, а у себя дома. Вот только цены не в рублях, а в гривнах. И ассортимент товаров всё-таки не такой, как в Москве. Я оказался перед дилеммой: какому товару отдать предпочтение. Поступил просто: стал присматриваться, какие продукты берут местные жители. И не прогадал. Хочу отметить, что продукты тут намного лучше, чем в Москве. Одна колбаса чего стоит, у которой срок хранения пять суток. Я сразу не поверил, когда в руки мне попал батон колбасы. Подумал: опечатка, что ли. В Белокаменной отродясь такого не видывали. Ну не может колбаса храниться лишь пять суток. Колбаса должна лежать месяц как минимум и не портиться, а это странная какая-то. В общем, юмор юмором, а этот факт говорит только о том, что продукты здесь натуральные и необыкновенно вкусные. И таких примеров немало. Даже молоко есть, которое через три дня киснет, а не лежит месяцами-годами. А уж какой во Львове кофе! Это отдельная песня. Привёз с собой пару пачек в Москву и не смог здесь подобрать точного аналога. Аромат не тот. Растворимый же кофе стал казаться просто гадостью. Львовский кофе снова зовёт меня в Лемберг.
В последний раз взобравшись на Высокий замок, окинув взглядом город, я воскликнул: «Прощай! Вот и пришло время нашего расставания…» После чего нас ждала тихая и спокойная вечерняя прогулка.
Я бы ещё многое мог написать о городе Львове, но об этом в другой раз.
 
Средь знаков звёздных городов
Вдали не блекнет город Львов.
Львы так красивы, величавы!
Своих гостей так привечали!
 
Москва. 2013 год.
 
 
 
 

               


Рецензии
Как говорится, дело Власова живет и процветает. Так оставайтесь там, уважаемый, на ПМЖ. Зачем Вам дремучая и отсталая Россия, где почему-то до сих пор не чтят бандер и шухевичей, а празднуют День Победы - это "коммуняцкий" праздник?

Йонсон   09.05.2014 13:04     Заявить о нарушении
Уважаемый, где вы тут видите бандер и шухевичей? О них тут ни слова.

Стив Вайс   11.05.2014 15:45   Заявить о нарушении
Достаточно взглянуть на фото...

Йонсон   16.05.2014 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.