Говорим с малышом
Тем не менее развитие речи детей до 7 лет, как правило, происходит стихийно. Его никто не контролирует и сознательно не направляет в определенную сторону. Никто не стремится специально работать над развитием речи маленького ребенка.
Правильно ли это?
Конечно, хорошо, что малышей не мучают какими-то специальными уроками развития речи – вроде школьных. И, конечно, речь многих детей 7-8 лет развита достаточно хорошо, а иногда и очень хорошо, несмотря на то, что специально с ними никто не работал.
Однако очень много и таких детей, которые говорят с трудом, короткими фразами, их словарный запас беден. Таким детям тяжело учиться в школе. Они избегают умственного труда. Как правило, не любят читать. Словом, у них – а значит, и у их родителей – появляется масса проблем, корни которых – в раннем детстве ребенка, когда его речь почему-то слабо развивалась.
Все дело здесь в т.н. «обогащающей среде» (или ее отсутствии). Обогащающая среда – это разговоры людей, которые окружают ребенка: разговоры не только с самим малышом, но и между собой. Если это общение в речевом смысле разнообразно, то есть: на самые разные темы (о людях, животных, природе, социальных явлениях, вещах, технике и пр., и пр.), используется богатая лексика, всем явно интересно общаться друг с другом, все стараются говорить ярко и остроумно – и ребенок «варится» в такой атмосфере постоянно, то его речь неизбежно будет хорошо развиваться, если только малыш интеллектуально вполне нормален.
Но в том-то и дело, что так бывает далеко не всегда. Очень часто в течение многих дней, недель и даже месяцев ребенок не слышит почти ничего такого, что могло бы его как-то обогатить. Не секрет, что в детских садах воспитатели мало общаются с детьми. Детей в группах много, с каждым не поговоришь. Воспитателю нужно обеспечивать «режимные моменты»: большую часть дня дети или едят, или спят, или гуляют (что нередко означает: носятся, как ракеты, с недоступной для воспитателя скоростью – поди с ними поговори!). К концу дня они расторможены, их уже не угомонишь. Шум, гам.
Б.П.Никитин сказал, что наши детские сады – это «камеры хранения для детей». И это, увы, горькая правда. Такова их реальная функция, поэтому для развития они дают немного.
Но часто и в семье с ребенком мало или очень одноообразно разговаривают. Нередко малыш и бесед взрослых друг с другом почти не слышит, или они ему мало что дают.
Есть ведь люди молчаливые. Многие устают на работе. Сейчас много маленьких – а то и крошечных – семей: мать, отец и один ребенок. Или даже: мать и ребенок. И все.
И тогда – жди неприятностей. Потому что искусственно создать «обогащающую среду» невозможно: или она есть в семье, или ее нет. А если нет, то это означает, что над развитием речи вашего ребенка нужно работать специально.
Как же это делать?
Основная цель такой работы в раннем детстве – обогащение словаря. Попросту: ребенок должен узнать как можно больше новых слов, понять их значения и научиться употреблять.
Вот, скажем, цвет. В русском языке существует более 100 самостоятельных (не двойных или тройных, вроде «красно-синего» или «серо-буро-малинового», а «одинарных») названий цвета; из них около 40 употребляется редко (индиго, ультрамарин и т.п.). Однако большинство даже взрослых людей употребляет в речи всего 8-12 слов, обозначающих цвет.
Интересно, что человек, не знающий названий цвета и оттенков разных цветов, не способен эти цвета и оттенки различать! Для него бордовый, алый, малиновый, розовый – это все «красный». И он действительно не видит между ними разницы.
Так почему бы не сказать ребенку о каждой вещи: настоящей или нарисованной – какого она цвета? Специального времени для этого не нужно. Разговаривая с крохой на кухне, на прогулке, по дороге из садика, можно обращать его внимание на разные предметы и называть их цвет. Только это не следует делать нарочито-дидактически: тогда малышу станет скучно, он не будет слушать. Сделайте из этого что-то вроде игры «Отгадай цвет». Пусть ребенок почувствует, что и вам это интересно: отгадать, какой же это цвет (кстати, это бывает непросто! – вы скоро в этом убедитесь).
Вот 26 названий цвета, которые может знать уже 4-5-летний ребенок.
Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый; зеленый, изумрудный (ярко-зеленый), болотный; желтый, золотистый, лимонный, рыжий, оранжевый, песочный (светло-коричневый), кирпичный, бурый (темный грязно-коричневый); красный, алый, вишневый, малиновый, бордовый, розовый; серый, сизый (серо-голубой), стальной, черный, белый.
Если ребенку нравится игра, «подключайте» и такие слова, как: медовый (золотисто-коричневый), пепельный (тусклый светло-серый), пурпурный, багряный, бежевый, кремовый.
< Рис. 1*>
Можно играть с ребенком в лото «Цвет». Для этого на простом альбомном листе нарисовать цветными карандашами (только покупайте самые большие наборы, где много карандашей разных оттенков одного цвета) «кляксы» разного цвета. Затем точно такой же – и так же разрисованный – альбомный лист разрезать на отдельные карточки. Задача в том, чтобы совместить карточку с тем же цветом на целом листе и назвать этот цвет. Еще лучше, если на карточках будет что-то (ягодки, звери и пр.) изображено. Можно сделать лист с карточками и для себя (или для старшей сестры или брата, есть они есть) и играть вместе с малышом.
Можно поиграть в игру «Рисуем словом». То есть просто что-то описать, примерно так: «Это дерево с темно-серым стволом, черными ветками и изумрудными листьями» или «У этой девочки волосы морковного цвета, уши розовые, а веснушки золотистые». Малышу может доставить удовольствие то, что он уже так хорошо умеет это делать. Если он заметит, что вас радуют его успехи, то с удовольствием будет играть в эту игру.
Все, что видит малыш, имеет также и размеры. Но кроме слов «большой» и «маленький», есть и «огромный, гигантский, громадный, необъятный, неохватный; и миниатюрный, крошечный, крохотный, микроскопический, карликовый».
Вот пробежала собачка маленькая, а вот – крохотная. Один жучок крошечный, а другой – просто микроскопический.
Можно тоже поиграть: например, рисовать что-то (дома, котов, людей, деревья), начиная с крошечного, а затем постепенно увеличивая размеры – и называть их.
Наблюдая (например, на прогулке) вместе с ребенком за другими людьми и животными (а умение наблюдать имеет огромное значение для развития речи), можно обратить внимание малыша на то, как они двигаются. Как минимум, кроха может узнать, что можно не только «бежать», но и «нестись, лететь, мчаться, поспешать»; не только «идти», но и «плестись, тащиться, слоняться, красться, бродить, шляться, шагать».
Большинству детей нравятся фразеологизмы, вроде «выйти из себя, взять себя в руки, держать себя в руках, водить за нос, голову повесил, плакать в три ручья». Такие выражения понятны большинству детей уже с 4 лет. Если показать крохе картинки, иллюстрирующие прямое значение этих выражений (см. рис.2) и объяснить, что это значит на самом деле (водить за нос – обманывать; выйти из себя – разозлиться), то ребенок поймет, что такое прямое и переносное значения слова, научится их различать, а это очень полезно для развития мышления.
Но самая неисчерпаемая тема – человек.
Например, черты лица. Скажем, нос может быть орлиный, утиный, прямой, с горбинкой, картошкой, курносый, приплюснутый.
Голова – круглая, квадратная, огурцом, как яйцо, как редька. Подбородок – круглый, с ямочкой, острый, квадратный, раздвоенный, двойной, длинный.
<Рис. 3*>
А выражение лица: печальное, грустное, тоскливое, мрачное, веселое, радостное, насмешливое, ироничное, удивленное, изумленное, озадаченное, робкое, испуганное.
<Рис. 4*>
Картинки, которые вы видите здесь, можно вырезать и наклеить на картон, а потом поиграть с ребенком так: разбросать картинки на ковре, а он пусть по вашей просьбе находит, где там лицо «тоскливое», где «ироничное» и пр. – и подает нужную картинку.
Когда я работаю с маленькими детьми над развитием речи, часто использую простой прием: ребенок говорит не от себя, а от имени симпатичного ему персонажа-куклы. Обычно это тряпичная кукла, которая надевается на руку. Чаще всего я использую три такие куклы: Крауса (это просто крыса), Мауса (мышь) и Котауса (кот). Краус (это я), Маус (мой ученик или ученица) и Котаус (мама ученика) занимаются разнообразными интересными делами: ходят в магазин, где что-то покупают, причем обязательно нужно назвать цвет и форму того, что ты покупаешь; хвастаются друг перед другом тем, что у них есть (а у меня стул огромный! А у меня вообще гигантский!); рассказывают, что они любят кушать (Краус у нас больше всего любит табуретки, старые тряпки и книги, а Маус – картофельные очистки, плинтусы и старую обувь; ну а Котаус – Маусов и Краусов); подшучивают друг над другом («У тебя, Маусик, ушки – как крылья! Ты, наверное, умеешь летать?») и пр., и пр.
Когда дети говорят не от своего имени, они раскрепощаются, чувствуют себя уверенней и свободней. И им это интересно, даже если речь идет о чем-то очень простом.
Очень полезная игра – «Большие и маленькие» (или ее вариант – «Дети и родители»). Все очень просто: вы называете животное, а ребенок – его детеныша. Или просто говорите какое-то слово, а ребенок – как будет называться то же самое, но маленькое. К ошибкам малыша относитесь снисходительно: тут важно, чтобы он освоил средства языка, а не запомнил, как что правильно надо называть.
Очень полезна также игра «Наоборот», в которую можно играть и дома, и на прогулке. В эту игру можно играть с ребенком, начиная с двух-трех лет. Просто вы говорите слово, а малыш должен назвать антоним (слово с противоположным значением): вы говорите «верх» – он должен сказать «низ»; вы «твердый» – он «мягкий». Если кроха уже хорошо освоил игру, старайтесь усложнять задания (иначе ему станет неинтересно), например, «подкиньте» ему такие слова, как «горе», «острый», «упасть» (подняться), «спокойный» (вспыльчивый) и т.п.
Может и ребенок давать вам какие-то слова. Только учтите, что он станет говорить «стол», «дом», «мама» – и ждать, что вы ему скажете «наоборот». Он же еще не знает, что не на всякое слово есть в языке то, которое «наоборот». Придется ему объяснить.
А еще малыши очень любят, когда взрослый ошибается и удается исправить его ошибку. В этом случае кроха чувствует себя сильным и умелым! Так что иногда специально ошибайтесь, говорите вместе «салатовый» – «голубой»; вместо «огромный» – «крохотный». А можно и поиграть в такую игру – «Исправь ошибки». Причем, ошибки должны допускать именно вы, а ребенок – их исправлять! Вы говорите приблизительно так: «Однажды коричневая лиса пришла в гости к розовому журавлю» – а малыш, глядя на картинку, поправляет: «Нет, рыжая лиса! К серому журавлю!» Детям это доставляет огромное удовольствие.
Еще одна хорошая и интересная игра – «От какого это слова?». То есть: от какого слова образовалось это слово? Например, птичка «зеленушка» – от слова «зеленый». Наверное, она зеленая! Для ребенка это открытие. А «каменка» (тоже птичка) – она что, питается камнями?! Как интересно! Оказывается, она живет среди камней. Что же она там ест?! А «дубонос» (и это птица) – у него что, дубовый нос??????
Вот слова, которые можно использовать в этой игре:
Птицы: пищуха (она пищит), ушастая сова, поползень (ползает по стволу), синица (синяя), мухоловка, снегирь, цапля (от слова «цап!»), сплюшка, ходулочник.
Растения: шиповник (у него шипы), ежевика (колючая, как еж), черника, голубика.
И помните: вы не должны с ребенком заниматься. Вы с ним играете! Так он это должен воспринимать. Он не должен догадываться о ваших педагогических намерениях, а догадается – пиши пропало. Ему все сразу наскучит.
Только если маме самой интересно играть с малышом в языковые игры, он тоже ими увлечется. И тогда – только успевайте подкладывать «языковые поленья» в костер его любознательности.
И тогда – даже если в вашей семье нет обогащающей языковой среды – ваш ребенок в речевом смысле будет развиваться вполне успешно.
. . .
Рис. 1 - это самый обыкновенный определитель цвета. Должны быть все цвета, перечисленные в тексте статьи, и под каждым – название этого цвета. Лучше, если это будут рисуночки (кубики, ягодки) разных цветов, а не просто цветовые мазки.
Рис.2 - иллюстрирует прямые значения фразеологизмов, то есть, например, «взять себя в руки» – человек, который огромными руками держит сам себя. Это юмористические картинки. Иллюстрировать так нужно все фразеологизмы, названные в статье.
Рис.3 - каждая картинка изображает определенную черту лица: орлиный нос, нос картошкой и т.п. Картинок столько, сколько черт лица, под каждой – соответствующая подпись.
Рис.4 - изображается определенное выражение лица (см. файл с картинками).
Свидетельство о публикации №213122801350