Жить на белом свете!
Жизнь - это то, что люди
больше всего стремятся
сохранить и меньше всего
берегут.
Жан Лабрюйер (1645 - 1695).
И Земля наша, в самые первые дни появления, не была прекрасна. Бесформенная и горячая масса, покрытая корочкой, остывающей в открытом холоде Космоса. Множество газов из жерл вулканов образовали Атмосферу. Провалы и впадины земной коры заполнились водой, охлажденный в Атмосфере пар выпал обильными дождями. И когда наполнились моря и океаны и реки в провалах потекли, вымывая себе русла, стала наша Земля зеленая и обжитая. А вначале был Хаос.
С тех далеких пор Мир изменился. Это уже не хаос первых дней творения. Вдали под синим небом, под белыми облаками - стоят белые дома городов. И краны, и краны над арматурой будущих новых построек.
Вот и дело рук человеческих, поначалу, нередко бывает похоже на разрушение. Особенно, если это огромная стройка. С земли сдирают ее травяной покров, срезают почву, которая создавалась веками. И громоздятся горы земли и глины, а на месте будущих домов и предприятий зияют котлованы.
Бульдозеры двигают перед собой срезанную землю: она, как живая, выворачивается перед его ножом, и гора заслоняет видимые дома деревеньки, тополя, сады. Словно на них движут гору.
Для современного человека и летящий в небе самолет и ракета, в дыму и пламени отрывающаяся от Земли на экранах тысяч телевизоров, и любые машины и механизмы - все это привычное глазу зрелище. Но сколько людей в наши дни видело, как работает гончар?
Гончар бросает ком мокрой глины на гончарный круг. И под его руками, которые и тысячу, и две тысячи лет назад были такими же, мокрая глина, кружась, вытягивается вверх, обретает живую форму.
Светит в открытую дверь низкое закатное солнце. В его косом свете особенно резко, со всеми тенями, щербинками, волокнами, видно стертое дерево порога. И еще яснее, четко видны руки гончара со всеми морщинами и линиями. Кошка греется на солнце, выставив пушистый округлый живот; ей скоро окотиться. Вспрыгнула на порог курица, покудахтала, беспокоясь в меру, прошлась. Стала чистить клюв о дерево порога. Вся она видна против солнца. Пролетел низко стриж в погоне за насекомыми, и всполошено закудахтав, слетела курица с порога, и тень легла на вертящийся круг, на руки, творящие из глины. И только когда из кома глины вытянулся вверх кувшин и круг остановился, гончар распрямил спину потягиваясь. Да. Не Боги горшки обжигают.
Течет река. Плывут облака по небу. Тень облака накрыла мальчонку в белой рубашке. Сдвинулась тень, и засветились на солнце светлые волосы его, засветилась зеленым ковром трава под его ногами.
Весь наклоняясь вперед, мальчик тянет ременные вожжи. А за вожжами ступает, как мохнатый зверь, огромная, по сравнению с ребенком, лошадь. Грива ее тоже светится на солнце. И покорна лошадь вот этому маленькому человеку, уверенно тянущему вожжи.
Мальчик, лошадь и телега - все вместе движутся к раскрытой двери мастерской, в которой стоит гончар и виден остановившийся гончарный круг.
Жизнь наша завязывается как спектакль, в конце ее будет развязка - надо смотреть, чтобы конец спектакля был хорош. На небесах всё - радость, в аду - все горе, в нашем мире, что посередине, - есть и то и другое; мы живем меж двух крайностей, причастные обеим мирам. Судьба превратна: не может быть сплошь счастье, либо сплошное горе. Наш мир - это нулевая точка: сам по себе он ничего не стоит; в сочетании с Небом - он драгоценен и наоборот. Поэтому мудрый ничему не удивляется, благоразумно равнодушен к превратностям жизни.
Сегодня доступны нам мудрости древних. И обратиться к ним нужно непременно. Опыт нам важен. Потому что сегодня он очень актуален.
Меняется время, но не меняется жизнь. Вот как говорил еще до нашей эры один из учеников Лаоцзы: Ян Чжу (ок. 440 до н.э.):
«В жизни все вещи друг от друга отличаются, а в смерти все одинаковы. При жизни отличаются друг от друга - умные и глупые, знатные и низкие; в смерти же одинаковы уже тем, что все смердят и разлагаются, гниют и исчезают…».
«При жизни друг друга жалеть, по смерти друг друга покидать» - в этой древней пословице истина.
«Друг друга жалеть» - это готовность дать отдохнуть усталому, накормить голодного, обогреть замершего, помочь найти выход для зашедшего в тупик.
«Друг друга покидать» - эти слова говорят не о том, чтобы не оплакивать покойного, а о том, чтобы не облагать его в узорчатую (золотую) парчу, не класть (ему) в рот жемчуг и неофит, не приносить (за него) (бесполезных) жертв, не ставить (ему в могилу) блестящих (дорогих) сосудов.
Вот мудрость которая к нашему времени еще неосознанна.
Сергий Чернец.
Свидетельство о публикации №213122801718
По поводу размышлений героя: "друг друга жалеть....", согласна с мудрыми высказываниями и мыслями великих. И, хочу проявить нескромность - я очень, очень давно поняла - любить, сострадать, жалеть человека надо здесь, сейчас! Наблюдаю приятельниц, приятелей - вдовых. И как же после утраты прозревают и упрекают себя в проявлении равнодушия, неоправданного гнева, злобы...сейчас всему этому удивляются и горько, горько сажалеют. А я сочувствую тому, что это уже навсегда...
Сергий, прошу извинить мою многословность.
Доброго здравия и удачи.
Эрна Неизвестная 01.02.2014 11:48 Заявить о нарушении
Сергий Чернец 01.02.2014 12:29 Заявить о нарушении