Скульптор

Камышовка рассказ первый.
Скульптор 
Продовольственный магазин в Камышовке  ничем не отличался от других деревенских магазинов. Таких магазинов у нас много и называются они просто сельпо. В магазине продавалось все сразу и одновременно. Тут же стояли лотки с хлебом и булочками. Рядом с ними находились коробки с бананами, вязанки с мандаринами в рыжих сетках лежали у самого входа в магазин. Недалеко от прилавка  стояли ящики  с яблоками. Карамель и другие конфеты, в основном  дешевые были расфасованы в целлофановые пакеты и находились на витрине. Я уже не говорю про стиральные порошки, пластмассовые тазы и швабры. Все это продавалось тут же. Лично я в этом магазине покупал каждый раз один и тот же ассортимент. Полбулки черного хлеба, пять бананов и две бутылки пива, для себя и для своей напарницы Иришки,  с которой мы вместе  работали в чистом поле. Мы отрабатывали летнюю практику в АПХ им. Сидоренко, после четвертого курса. За день при помощи бура, мы должны были взять пробы в двух верхних горизонтах. Работа была несложная, поэтому я спокойно покупал две бутылки пива. Продавщицей в магазине  всегда была угрюмая, пожилая женщина. Много с ней не поговоришь. На это раз продавщицей была молодая девушка. Лет так двадцати двух. Студентом я был молодым, красивым и общительным. Проблем с женским полом у меня не было. Поэтому я и обратился к ней с вопросом:
-А почему у вашего Ленина на памятнике руки почти по швам, как у заключенного? На других памятниках почти на всех, одна рука у Ильича всегда впереди. Он ей нам на светлое будущее указывает.
-А я откуда знаю,  - ответила  мне продавщица, - он всегда такой был. Я всю жизнь здесь прожила. Только один раз из Камышовки надолго уезжала, когда в торгово-промышленном  техникуме училась в Томске. Так вот, Ильич, при мне, никогда не менялся. И руки у него всегда были по швам.
-А это, очень смешная история,  - сказала одна из старушек. До этого две старушки, стояли возле витрины, и приценивались к конфетам. Я заметил их сразу, как только вошел в магазин. - Если вы не торопитесь, я могу вам  рассказать.
Лично я никуда не торопился. В глазах у продавщицы так же мелькнул интерес.
-Так вот, памятников Владимиру Ильичу Ленину у нас в Камышовки было два, - заметив, что никто и никуда не торопится, старушка начала рассказывать, - первый памятник был сделан из гипса. Скульптором у памятника  был Григорий Алексеевич  Федюкин. Памятник был установлен в 1929 году. Мне тогда было двенадцать лет. За три дня до того как памятник должны были поставить, Федюкин вместе с памятником  приехал к нам в Камышовку. Остановился он у нас в гостинце. Гостиница у нас тогда  была одноэтажным деревянным  зданием и находилась недалеко от клуба, моя мать работала в ней кастеляншей. И лично она выдала Федюкину комплект постельничего белья и ключи от комнаты. В течение трех дней, пока устанавливали памятник, в гостинце Федюкин пил до полного безобразия. Если днем он был еще трезвый, пока шли работы, то ближе к вечеру  в гостинце он начинал квасить. Всю ночь шарахался по комнате, по полу катались бутылки. Утром от него разило выхлопом. Для того чтобы сбить сушняк он жадно пил  воду из латунного  чайника, который был у рабочих и стоял рядом с постаментом. Через три дня, когда памятник был установлен, сверху его накрыли белой тканью. Перед открытием, 22 апреля,  нас всей школой вывели  на линейку на площади. Как полагается  председатель нашего поселкового совета толкнул речь. Говорил он,  много размахивая левой рукой  сжатой в кулак. Рядом с ним на трибуне  стоял Федюкин  небольшого роста, худой  с кучерявыми волосами вокруг залысины. Федюкин постоянно, зачем- то снимал круглые очки, дул на них и протирал их замшевой тряпочкой. Может быть, они от перегара запотевали, а может быть потому, что влажность была высокая. Апрель у нас тогда холодный выдался. Постоянно шли дожди. Председатель наш уже хотел было пойти сдернуть ткань с памятника, когда Федюкин сам  вызвался это сделать. Нашему председателю он так и сказал:
-Олег Григорьевич, давайте я.Это все- таки моих рук творение.
После этого  Федюкин подошел к памятнику и сдернул простыню, и тут часть руки, которая как раз была вытянутая вперед, отвалилась по самый локоть.  И этот кусок чуть было не убил Федюкина на наших глазах прямо на том самом месте, где он стоял. Федюкин даже толком отшатнуться не успел, только простыню из рук выпустил. Кусок упал ему прямо под ноги.
Председатель наш был мужиком крепким и высоким.  При этом он был еще немного хамоватым. Поэтому он так и сказал Федюкину:
-Ты Федюкин, твою мать, что  тут удумал. Сволочь ты этакая. Да ты у меня под суд пойдешь. И не только по политической статье. Я тебя под терроризм подведу. Это, что  значит, если бы я открывал памятник, то меня бы этой кистью здесь ухайдокало.
-Олег Григорьевич, я здесь не при чем, - начал оправдываться Федюкин. При этом он опять снял свои круглые очки. И снова стал их протирать своей замшевой тряпочкой. - Это все братья Сухоноговы. Это они мне гипс во время НЭПА поставляли. На всем тогда приходилось экономить. Вот и пришлось тогда гипс некачественный покупать.
Федюкин, конечно  немного лукавил. Во- первых чтобы лепить памятник Ленину тогда лицензии выдавали, и то не каждому. Для этого надо было быть очень классным скульптором. Во- вторых, на такой  памятник  никто и никогда  бы, не стал ему поставлять некачественный гипс. Федюкин, не зная на кого переложить вину, уже давно обо всем догадался. Дело было в том, что памятник везли в грузовике. Дороги до Камышовки были ухабистыми, и видимо на них, памятник и тряхнуло, и он в локте руки  дал трещину.
Постепенно по площади пробежался смешок. Даже мне, хотя я была ребенком  застенчивым от слов      «братья Сухоноговы» стало весело.
Заметив непорядок на площади, в разговор уже вмешался участковый. Он, так же как и председатель сидел  на трибуне. Он так и сказал Федюкину:
-Ты это, что здесь устроил Федюкин. Мало того, что ты три дня уже в гостинце пьёшь. На тебя мне уже жалобу накатали. Так ты еще тут хулиганство решил учинить. Да я тебя на пятнадцать суток упеку. Посидишь у меня там,  подумаешь.
-Олег Григорьевич, что делать то,  - взмолился несчастный Федюкин.
-Чего? Чего? - Председатель наш хоть и был грубым человеком, но тут он решил сжалиться над Федюкиным. На Федюкина и так уже без слез нельзя было смотреть. Казалось еще немного и его затрясет. Его и так уже с похмелья слегка потряхивало. - Залазь на памятник и приделывай ему руку.
-Не получится Олег Григорьевич,-опять взмолился Федюкин. -У меня гипса нет. За ним надо в город ехать в мастерскую.
На следующий день, целый день, пока Федюкин ездил в город наш Ильич, стоял с вытянутой культей. Набожные старушки, когда мимо его проходили постоянно крестились.
Во второй раз памятник Ленину у нас поставили уже в 1935 году. Это был уже каменный памятник. Как и в прошлый раз, скульптором был Федюкин. На этот раз у Федюкина было два эскиза памятника. Первый, как всегда с вытянутой рукой. Второй, там,  где Ильич  как бы в руках сжимает кепку. Поэтому руки у него получаются как бы  по швам. Правда кепка получилась неприметная. Поэтому ее и  толком не видать. Федюкин видимо решил не рисковать, и взялся за второй вариант. В 35 году, за подобную оплошность, как в прошлый раз, ему лет пять бы припаяли. Пришлось бы Федюкину заниматься творчеством где-нибудь на Колыме, в лагерном клубе или бараке. Так, что Федюкин решил не рисковать. На душе у него было спокойнее, когда Ильич стоял со сжатой кепкой в руках. После этого памятник Ленину у нас никогда больше не менялся. Так и стоит до сих пор.
Закончив свой рассказ, бабулька рассчиталась за полкило барбарисок.
Так же рассчитавшись, я вышел из магазина. Остановившись возле памятника, я еще раз всмотрелся в фигуру. Было, что- то  в самом памятнике недосказанное. Складывалось  такое впечатление, что- то  Ильич по ходу своего движенья, одна нога у него была выставлена вперед, напряжено о чем- то думает и идет, неведомо куда.
Через двадцать минут я уже был на опытных полях АПХ Сидоренко. После выпитого пива меня и Иришку разморило. Заметив это, наш куратор Николай Иванович, решил нас отпустить по домам. Через полтора часа в самом начале первого я уже был дома.
23.05.2012
22.15


Рецензии
Спасибо Вам большое за рассказ! Так отчетливо представила, все то что происходило. С одной стороны ситуация с памятником выглядела комичной, а с другой чувствую натерпелся Федюкин страха. Посмеялась от души , когда все это представила в лицах. Сергей, спасибо Вам огромное! Дано Вам настроение поднимать.Читаешь Ваши рассказы и на душе хорошо, солнечно становится)))
С Большим Уважением Марина.

Марина Роменкова   26.09.2015 06:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.