самогипноз у Куприна -

Читаю Куприна, "Поединок" ----------------------------------------------
  - Видите ли... - Он затруднялся, как объяснить свою мысль. - Если долго повторять какое-нибудь одно слово и вдумываться в него, то оно вдруг потеряет смысл и станет таким... как бы вам сказать?..
   - Ах, знаю, знаю! - торопливо и радостно перебила его Шурочка. - Но только это теперь не так легко делать, а вот раньше, в детстве, - ах как это было забавно!..
   - Да, да, именно в детстве. Да.
   - Как же, я отлично помню. Даже помню слово, которое меня особенно поражало: "может быть". Я все качалась с закрытыми глазами и твердила: "Может быть, может быть..." И вдруг - совсем позабывала, что оно значит, потом старалась - и не могла вспомнить. Мне все казалось, будто это какое-то коричневое, красноватое пятно с двумя хвостиками.

- А то вот еще бывает, - начал таинственно Ромашов, - и опять-таки в детстве это было гораздо ярче. Произношу я какое-нибудь слово и стараюсь тянуть его как можно дольше. Растягиваю бесконечно каждую букву. И вдруг на один момент мне сделается так странно, странно, как будто бы все вокруг меня исчезло. И тогда мне делается удивительно, что это я говорю, что я живу, что я думаю.
   - О, я тоже это знаю! - весело подхватила Шурочка. - Но только не так. Я, бывало, затаиваю дыхание, пока хватит сил, и думаю: вот я не дышу, и теперь еще не дышу, и вот до сих пор, и до сих, и до сих... И тогда наступало это странное. Я чувствовала, как мимо меня проходило время. Нет, это не то: может быть, вовсе времени не было. Это нельзя объяснить.
----------------------------

А ведь это -  не что иное, как весьма подробное и технологичное описание самогипноза, словесной самоиндукции транса
Протекающей через "возврат в детство", возрастную регрессию
То же - и в медитативных практиках, через "остранение" языка, вытеснение смысла слов, превращение их в неосмысленный набор звуков - невербальное состояние сознания
 
"как будто бы все вокруг меня исчезло" - аутизация сознания, изменение восприятия пространства
"затаиваю дыхание, пока хватит сил, и думаю: вот я не дышу, и теперь еще не дышу... чувствовала, как мимо меня проходило время. Нет, это не то: может быть, вовсе времени не было" - гиповентиляция, изменение восприятия времени


Рецензии