У истоков мысли

Многие родители считают прогулку с ребенком тяжкой обязанностью. Пользу для малыша они видят лишь в том, что он подвигается да подышит свежим воздухом. В то же время дитя должно развиваться, для чего его водят в различные «клубы», «центры развития» и пр., тратят немалые деньги. Между тем, развивать ребенка можно прямо во время прогулки! И притом бесплатно.

Просто гуляя с малышом, можно развить его любознательность, внимательность, наблюдательность, его мышление и речь.
Известно, что мышление детей «включается» совсем не так, как у нас, взрослых. Источником детской мысли чаще всего служат чувственные восприятия (то есть просто то, что ребенок щупает, видит, слышит, обоняет и т.п.) или действия (взял, сломал, прыгнул, залез) самого малыша. Без чувственных впечатлений и активного физического действия маленький ребенок самостоятельно мыслить не может: так он устроен. Но ведь именно на прогулке мы получаем наилучшие условия как для физической активности крохи, так и для разнообразных чувственных восприятий. Первое (условия для физической активности) слишком очевидно: где еще можно не только бегать, прыгать и лазать, но и подобрать то, что нашел, взять себе и даже сломать? Можно ли так делать дома? Или в садике?
А богатство чувственных впечатлений определяется просто сменой состояния природы: меняется погода, одно время года сменяет другое. Природа, в отличие от техногенного пейзажа, от предметов, созданных человеком, - живая, то есть все время меняется, становится другой.
Вы можете возразить: да какая там природа?! Мы что, за городом гуляем?
Это с нашей, взрослой, точки зрения. Для нас природа – это лес, горы, море. Мы во многих местах бывали, нам есть с чем сравнивать. А для малыша любое дерево, любая птичка или цветок – природа. Нужно только суметь обратить внимание маленького человека на то, чего мы, взрослые, обычно не замечаем.

На что же можно обратить внимание малыша на прогулке?
Во-первых, это небо. Если ребенок заметит, что небо чем-то похоже на лицо человека, крохе будет интересно смотреть на него, на то, как оно меняется. Так малыш может узнать слова: «хмурится», «прояснилось», «мрачное», «светлое», «чистое», «задумчивое».
Цвет неба бывает очень красивым. Здесь сменяют друг друга почти все возможные цвета и оттенки.
Как обратить на них внимание ребенка? Скажите ему: вот между этим домом и тем – это будет НАШЕ НЕБО. Наше с тобой, понимаешь? Только никому не говори об этом: это будет наша тайна. Ну-ка посмотрим, какое сегодня наше небо?
Можно попробовать считать, сколько цветов на небе, называя их: сегодня – серый, сиреневый, розовый и голубой – четыре! Посмотрим, сколько будет завтра.
Облака, тучи на небе бывают разной формы и величины; часто они на что-то похожи. Вот это – как лошадь, а то – как сказочное чудище с тремя головами. Одна моя хорошая знакомая 5 лет от роду даже придумала имя для фантастического существа, которое она увидела на небе – Кукарямба. Это было во время прогулки в детском саду. Зовут этого гениального ребенка Настя. Настя настолько поверила в свою Кукарямбу, что даже боялась ее: чтобы спрятаться от Кукарямбы, она забиралась в такие места, где, по ее мнению, Кукарямба не могла ее заметить.
Можно сочинять вместе с ребенком целые истории про фантастических персонажей, которых вы увидели среди облаков. Они то гонятся друг за другом, преследуют друг друга; то мирно плывут; то словно спят, вися на одном месте. Они бывают добрыми и веселыми, а бывают злыми, сердитыми.
Ну-ка, какие у нас сегодня облака – на «нашем небе»?

Но немало интересного и на земле.
Вот репейник: почему он такой «цеплючий»? Для чего он цепляется за нашу одежду и шерсть животных? Можно взять коробочку репейника и на глазах у малыша высыпать из нее семена. Кроха очень удивится: такая маленькая коробочка – а столько семян. Вот эти семена мы и переносим на своей одежде, и так сеем повсюду репейник. Вот почему он везде растет.
А почему некоторые ягоды, например, рябина, такие яркие? Наверно, чтобы их заметили. Кто же должен их заметить и зачем? Зимой ребенку можно будет показать птиц, например, снегирей или свиристелей, которые едят рябину. Вот для кого она такая красная! Но неужели рябина так заботится о птицах? Какая она добрая!
Почему шмель мохнатый, а пчела не мохнатая? Может, потому, что шмели живут на севере, там холодно, вот они и носят такую теплую «одежду»?
Покажите ребенку обыкновенные сосновые шишки и иголки: весной, летом и осенью. Весной иголочки похожи на мягкую кисточку с нежными-нежными салатовыми «шерстинками»: малыши очень любят их гладить – и нюхать: у них сильный своеобразный чуть горьковатый, но приятный запах. Летом иглы и шишки твердеют, но они еще зеленые. А осенью – какие они будут осенью? А зимой? Все равно зеленые! А вот дерево, похожее на сосну (лиственница), а с нее все иглы осыпались, как будто это листья.
Почему на некоторых деревьях (ольхе, березе) такие «висюльки» (сережки)? Почему ранней весной, когда еще нет листьев, клены уже зеленые (это такие цветы – они нежно-зеленые)?
Интересно, что наши маленькие натуралисты в чем-то могут оказаться даже внимательнее и наблюдательнее нас. Они ближе к земле. Они любят рассматривать все, что лежит на земле, всяких маленьких существ, букашек.
Кузнечик прыгает: почему он так прыгает? Сам маленький, а прыгает лучше, чем папа. Странно!
Еще один особый мир – мир птиц. Одна из «моих мам» (она консультировалась у меня по поводу развития речи своего ребенка) целых два года вместе с сыном на прогулке наблюдала за … стайкой воробьев! Да, да, самой обыкновенной стайкой воробьев. Они жили на одном определенном кусте, всегда там ночевали. В конце концов, мальчик стал узнавать некоторых воробьев (в отличие от мамы, кстати)  «в лицо» и даже дал им прозвища. Он понял, что у воробьев есть вожак; что самцы выглядят и ведут себя совсем не так, как самки. Что у каждого воробья – свой характер; что между разными воробьями в стае – разные отношения, совсем как у людей: кто-то кого-то все время обижает; кто-то «дружит».
Так как мальчик еще и кормил этих птичек, то стал беспокоиться о них: не замерзнут ли они зимой? Не промокнут ли под дождем?
Почему птицы в сильный мороз нахохливаются, надуваются? Это что им помогает, им тогда теплее? И как это они не замерзают? Малыш удивится, узнав, что такая высокая температура, какая у него была только во время ангины, у птичек бывает всегда. Вот поэтому они и выдерживают сильный мороз.
Замечательный источник чувственных впечатлений – осенние листья. Хотя они бывают только осенью, но ведь из них можно составить гербарий. Можно соревноваться друг с другом: кто найдет лист красивее? При этом обязательно «проговаривайте» все, что видите: «смотри, у него каемка ярко-красная, рыжие пятна, а внутри он еще зеленый»; «а этот желтый с коричневыми жилками».
Коллекции листьев можно рассматривать и зимой: ребенку будет приятно, что это он сам нашел – да еще самые-самые красивые листья – он с удовольствием будет листать гербарий и рассказывать, как и где он нашел тот или другой листок.
Кстати, чтобы лист не засох и не потускнел, его можно подержать в растительном масле, а потом вложить в прозрачную папку-файл. Правда, такой лист уже нельзя будет трогать, а это для малыша большое лишение: как известно, дети любят все трогать руками.
Если там, где вы гуляете, есть хоть какая-то вода – хотя бы небольшой пруд – это еще один источник мысли. Вода тоже всегда разная: то жидкая, то твердая, разного цвета. В воде плавает много загадочных существ.
Но и это еще не все. Если хоть чуть-чуть разбираться в ботанике (а разобраться можно за час-полтора, прочитав популярную брошюру), можно много рассказать ребенку о тех самых простых растениях, которые он топчет своими ножками.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский каждый учебный день со своими шестилетками начинал с того, что шел с ними на речку, в поле, в лес. И каждый день дети создавали устные сочинения об увиденном.
Может быть, у вас так не получится, но если ваш малыш по крайней мере будет дома рассказывать о том, что видел на прогулке, бабушке или старшей сестре, то и это хорошо.

Человеческие речь и мышление не возникают на пустом месте. Чтобы человек начал мыслить, у него должен возникнуть вопрос, он должен чему-то удивиться. «Удивление – это эмоциональное сердце мысли», - сказал В.А.Сухомлинский. Без эмоций, без восхищения красотой, без самостоятельного активного исследования не может появиться мысль. Как не может полноценно развиваться и речь без разнообразных чувственных впечатлений.
Не только в классе и во время специальных занятий происходит развитие. И даже – не столько. Ребенок так создан, что он может развиваться незаметно для себя самого и в обстановке, совсем не похожей на учебную. И в этом случае развитие происходит более естественно и зачастую бывает быстрее и эффективнее.
                *      *      *
Вот некоторые устные сочинения детей (от 4 до 6 лет) из детского сада, где я работаю. Он находится недалеко от набережной Онежского озера, и мы иногда водим туда детей гулять. Рассказы детей были записаны на диктофон.
«Сегодня был на озере лед. Он зеленый и не лежит, а торчит. Как будто он вылез и сердитый». (Костя, 4 года)
«Сегодня Любовь Николаевна сказала, что это такой туман. Даже почти ничего уже не видно. Как будто у меня в кроватке под одеялом!» (Маша, 5 лет)
«Над нами летало облако. Оно такое было как будто толстое и чуть-чуть розовое. А потом стало похожее на апельсин. А потом пропало». (Лера, 5 лет)
«Мы видели снежинки. Они как будто сделанные. Одну я поймала большую-большую-большую! Как муха!» (Настя, 5 лет)
«Все снежное. И озеро снежное, и деревья снежные, и Любовь Николаевна. И я даже!» (Кира, 4 года)
«Я нашел гриб. Он большой, вот такой, и рос под деревом. Никто его не видел, а я увидел. Он толстый и коричневый, как хлеб». (Владик, 6 лет)


Рецензии