Ян Сибелиус. Тапиола
Следуя семейной традиции, детей (в семье их было трое) обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан — на виолончели, Ян — вначале на рояле, но после предпочёл скрипку.
В десять лет Ян сочинил небольшую пьесу.
В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим студентом. Музыкальное образование продолжил в Берлине и Вене.
Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений — последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям.
Особое положение в финской национальной культуре занимает симфоническая поэма «Финляндия», являющаяся музыкальной иллюстрацией истории народа и имевшая антироссийскую направленность. Мелодия имела успех и стала национальным гимном.
Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112.
Он многие годы был масоном, и по праву являлся одним из выдающихся деятелей финского масонства. Сибелиус был одним из основателей ложи «Суоми» № 1 в Хельсинки. В дальнейшем он был главным органистом Великой ложи Финляндии.
Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903—1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов, где его называли достойным преемником Бетховена.
Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Э. Элгар.
При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.
27.12.2013 в Большом зале московской Консерватории Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова исполнял симфоническую поэму "Тапиола".
Дирижировал — Геннадий Рождественский
Для меня это стало потрясением!
Мудрый, маленький Геннадий Николаевич прошёл к дирижёрскому пульту. Было видно как он сконцентрирован. Публики для него не было. Был оркестр. Было то чудо, которое должно было совершаться...
"Тапиола" начинается с трагических усиливающихся повторов. Но если повторы Мориса Равеля ("Балеро") ведут к взрыву, повторы Яна Сибелиуса загоняют в тёмный душный угол. И когда ощущение безысходности усиливается беспредельно откуда-то сверху пробивается свет, солнечный умиротворяющий лучик... За широкой тёмной стеной угадываются мудрые добродушные гномы; хитренькие тролли; грозные злобные гоблины.
Где-то высоко угадывается небо и тучи, которые то закрывают небо, то открывают!
И опять серость превращается в непроглядную тяжёлую тьму и вдавливает в угол! И становится очень тревожно, почти страшно.
Струнные, медленно, очень медленно, сгущают воздух настолько, что можно за него зацепиться и вырваться из темного угла! Вырваться на волю! И оказывается. что страшнее, чем темный мрачный угол...
И хочется спросить мудрого Рождественского: "Зачем меня выпустили? Воля - это страшно! Как теперь быть?"
Но Тапиола обрывается, а Рождественский медленно уходит с дирижёрского места.
Он оставляет зал... Ему не интересны мои вопросы...
Свидетельство о публикации №213122802158