Рубашка в клеточку

Рубашка в клеточку.
Шёл третий год службы в армии. Надо сказать, что служба проходила за рубежом нашей Родины, в Румынии. Ну, а раз скоро дембель, то нужно готовить подарки родственникам. И привезти нужно, что-то такое, чего у нас нет. А у нас, в то время, ничего не было, это же 1957 год. В один из выходных дней, меня и ещё несколько солдат, под надзором офицера, отпускают в увольнение в город. Это было крайне редко, и то в исключительных случаях. В Румынии власть-то тогда тоже была народная и называлась она РНР. А стало быть, также ничего в магазинах не было, а может даже хуже, чем у нас. Но это с продовольствием, а с тряпками было получше, всё таки Европа. У них сохранились ещё частные лавочки.
  Идём сразу в центральный универмаг города. Нас встречает скудный ассортимент магазина, для примера, наши магазины в восьмидесятые годы прошлого века. Молодые продавщицы, одетые в фирменную униформу ( у нас этого ещё не было), весело болтали, не обращая внимания на покупателей. Система то была та же самая, что и в Союзе. Разочарованные мы вышли из магазина. Рядом с этим универмагом мы заметили дверь в частную лавочку. Ради любопытства решили туда заглянуть. Полуподвальное помещение, пахнет чем-то старым, то ли гнилью, то ли нафталином, а может всё вместе. При слабом свете заметили в кресле старушку. Увидев группу советских солдат, она встала, и замерла в стойке охотничьей собаки:
- Что треба господа? – с волнением промолвила она. Для многих румын, мы являлись оккупантами. Прошло ещё совсем мало времени после войны, и они смотрели на нас настороженно. Увидев убожество этой торговой точки, мы не знали, что и спросить. Ряд полок был забит картонными коробками. На всём лежал толстый слой пыли.
- Ничего мадам, не волнуйтесь, - нашёлся, что сказать старший лейтенант, -  мы ошиблись. Он нам подал знак, кивком головы, и мы вышли. Пройдя с квартал по центральной улице, мы заметили над дверями крупную надпись: « МОДНОЕ ПЛАТЬЕ». Заходим. Нас встречает мужчина, среднего возраста, слегка полноватый, с сединой на висках.
- О, солдаты, пожаловали, - на чистом русском языке, - произнёс он. Прошу, прошу. Что желаете? Наверное, подарки на родину? Домой скоро? «По-видимому, мы тут ни первые», - подумал я.
- Да, - ответил за всех лейтенант, - вы угадали, нужно что-то подобрать моим солдатам.
- Это мы мигом подберём, сейчас, сейчас. Он отдёрнул занавес, закрывающий полки, взял стопку какого-то белья, крутанул её в воздухе, и на прилавке, ровным рядом, уже лежали мужские рубашки. Они были настолько разноцветные, что «глаза разбежались». Он брал одну рубашку, крутил, вертел перед нами, ложил, брал другую и без умолку расхваливал товар. « Вот это обслуживание, вот это желание продать», - сделал я вывод. Все солдаты бросились выбирать. Мне понравилась рубашка в крупную клетку. Красные, чёрные и зелёные клетки, красиво накладывались одна на другую, создавая яркий орнамент. Она была приталена, и от ворота шёл замочик-молния. У нас таких замочков ещё не было. Все купили по рубашке, и на остальные леи я купил две шёлковые комбинации, для своих сестёр. Напоследок мы узнали, что хозяин магазина, довоенный эмигрант из союза, то есть из нашей страны. Попрощавшись с ним, мы довольные вернулись в часть.
Но у этой рубашки было ещё продолжение.
После демобилизации, я приехал в родной свой шахтёрский городок на Урале. Помыкавшись, в поисках работы, пришлось идти работать в шахту. Однажды, в выходной день, я надев эту рубашку и брюки слегка зауженные внизу, с двоюродной сестрой, большой модницей и мастерицей делать модные наряды из старых вещей, вышли в город погулять. Проходя мимо общежития шахтёров, заметили группу молодых людей, которые пристально разглядывали нас. Вот один из них, в сатиновых шароварах и в рубашке, какого-то малинового цвета, указывая на нас рукой, закричал:
- Стиляги идут, смотрите стиляги! Вся группа стала, что-то кричать и кривляться. Комсомол тогда прикладывал все усилия по борьбе с западным образом жизни. Государство не могло обеспечить растущую  потребность молодёжи, в модной одежде. Для этого придумали борьбу со стиляжничеством.  Модная причёска, стильное платье или рубашка, узкие брюки и туфли на высокой подошве, всё вызывало раздражение у некоторой части молодёжи. Считалось, что  стиляги, это молодежь из высшего общества, которые ни чего не делают, только наряжаются.
Каково же было удивление этого парня, когда мы с ним встретились в шахте, в одном забое. Свет шахтёрской лампочки высветил измазанное угольной пылью лицо. Я сразу узнал его, он меня тоже. Такая неожиданность удивила его. Он медленно произнёс:
- Это ты? Я чувствовал, что в его сознании что-то происходит. Впоследствии мы подружились. Он оказался отличным парнем.
          


Рецензии
Очень понравилось ваше произведение, судя по всему, автобиографическое(?). Помимо интересной истории и повествования, можно выделить урок для себя: Не судить людей по их внешнему виду, например. Хотя я не так ярко вникаю в атмосферу, так как родился гораздо позже времени повествования.

Иди Через Лес   11.01.2014 14:40     Заявить о нарушении
Уважаемый Рейндольс, благодарю Вас, за оценку моего рассказа. Этот рассказ из группы рассказов под названием "Броня крепка".При желании загляните. Упеха Вам.

Виктор Свист   11.01.2014 15:55   Заявить о нарушении