Концепция образования и науки будущего

ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ (КОНТЕНАНТ)
ВСЕМИРНАЯ ПЛАТОНОВКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И ИСКУССТВ
ВСЕМИРНЫЙ ПТОЛЕМЕЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

      Исходя из Статутов и иных документов Всемирного союза интеллектуальной
элиты (КОНТЕНАНТ) и его академий, университетов, школ и других институтов,
региональных, национальных и специализированных автономных подразделений,
учитывая значительные трансформации образования и фундаментальной науки в
последние три десятилетия, президиум союза ставит задачу создания образцового
научно-образовательного мирового пространства на основе обобщения мировой
практики и преодоления главных недостатков и тормозящих тенденций.
      По-прежнему лидером в государственной поддержке науки и образования
остаются США (около 3% госбюджета на науку; в 2013 году Национальный научный
фонд получил 7,4 млрд. долл., что на 340 млн. долл. больше, чем в 2012 году [i]. Затраты на фундаментальные исследования удвоились, а дополнительные средства получены за счет сокращения неприоритетных программ и проектов. 203 млн. долл.
направлены на исследования в области возобновляемых источников энергии и
сложных экологических процессов. На образовательные цели: 414 млн. долл.
потрачены на создание инфраструктуры для подготовки специалистов в области
высокоточного и высокотехнологического производства, еще 459 млн. – на стипендии для молодых ученых и специалистов. Отдел по науке Министерства энергетики получил 5 млрд. долл. на проведение фундаментальных исследований. Значительная часть этих средств направлена на исследование возможностей и перспектив перехода  на чистую энергию, а также на выявление методов сбережения энергии [ii].
     Национальный институт стандартов и технологий получил 708 млн. долл. в целях
увеличения конкурентоспособности американской промышленности [iii]. Одной из
самых крупных и наукоемких организаций в США остаётся НАСА (National
Aeronautics and Space Administration). После кризиса 2008-2009 годов наблюдается
сокращение финансирования космических программ. В 2013 году в НАСА
направлены 17,7 млрд. долл., что на 0,3% меньше, чем в 2012 году. 830 млн. долл.
направлены из федеральных источников на финансирование частных проектов по
перевозке грузов в космос). США уступают по удельному расходу только Израилю
(4,4%), Японии, Швеции, Финляндии и Южной Корее, но по абсолютным
показателям США продолжают лидировать: 34 % мировых расходов (для сравнения:
на втором месте Китай – около 13 %, на третьем Япония – 12%, ЕС – 23 %, Россия -1
%).
      Естественно, в рейтинге 10 ведущих мировых вузов 7 вузов из США,
Массачусетский технологический институт на протяжении ряда последних лет
является признанным мировым лидером и стал лидером в мировом онлайн
образовании. Онлайн курсы разработаны на высоком уровне по всем основным
направлениям знания.
      Основными препятствиями в доступе к высшему образованию остаются высокая цена, излишняя забюрократизированность и отсутствие индивидуального подхода. В какой-то мере эти недостатки стали преодолеваться лидерами онлайн образования:
Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом.
      На основании обобщения подходов Массачусетского технологического института,Гарвардского, Стэнфордского, Йельского университетов из США, а также Кембриджа, Оксфорда из Соединённого Королевства с учётом Конвенций ЮНЕСКО,Конвенций Всемирного союза интеллектуальной элиты, Лиссабонской европейской конвенции по признанию и эквивалентности дипломов, учёных (академических)степеней становится возможным превзойти имеющиеся национальные и региональные мировые достижения и преодолеть бюрократические и финансовые
препятствия в доступе к высшему образованию.
      Прежде всего путём концентрации онлайн образования на фундаментальных
теоретических направлениях возникает возможность минимизировать расходы и
значительно снизить цены на образование, при этом экспериментальные
направления, требующие дорогостоящего современного оборудования, следует
базировать в специально создаваемых международных центрах общего доступа и
финансировать за счёт мировой и региональной кооперации в концентрации средств на науку и образование, при этом в экспериментальных направлениях важно раннее привлечение к исследовательской и практической деятельности с достойным финансовым вознаграждением труда, чего нет во многих развивающихся странах и что приводит к «утечке мозгов».
      Для гениальных и одарённых в узких направлениях следует убрать общие
требования к зачислению, в том числе и языковые, включая и родной язык (причём в  фундаментальных направлениях физико-математических, естественных и
технических наук, музыки, физической подготовки и т. п. нередко встречаются гении, которые выражаются косным языком и в письме допускают систематические
ошибки, но в своих предпочтительных областях превосходят мировой уровень, -
поэтому при продолжении современного усреднённого подхода эти гении будут
оставаться за бортом высшего образования, что крайне обеднит человечество).
       Вообще, из обобщения работы с одарёнными детьми и молодёжью вытекает ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К СОДЕРЖАНИЮ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СО ВРЕМЕНЕМ ОНО, ВИДИМО,
ПРЕВРАТИТСЯ В ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП СОДЕРЖАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ): КАКИМИ БЫ НЕОБХОДИМЫМИ
ПРЕДМЕТАМИ НИ КАЗАЛИСЬ ЯЗЫКИ, МАТЕМАТИКА, ФИЗКУЛЬТУРА ИЛИ
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИ ОДНОГО
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА, НАЧИНАЯ С СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: ПРИРОДНО-
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗВОДИТ ВСЁ БОЛЬШЕ ЯРКИХ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ИМЕТЬ РЕЗКО ОЧЕРЧЕННЫЕ И
ВЕСЬМА УЗКОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ СКЛОННОСТИ,
СПОСОБНОСТИ, ОРИЕНТАЦИИ.
      ПОЭТОМУ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОЛЖНО
ПРЕДОСТАВИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСТИННОГО ВЫБОРА, ПРИЧЁМ,
ВОЗМОЖНО, БУДЕТ ВЫБРАН ЛИШЬ ОДИН ПРЕДМЕТ. ТОЛЬКО В ЭТОМ
СЛУЧАЕ МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОВЕРНУЛОСЬ
ЛИЦОМ К СВОИМ ГЕНИЯМ И К ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙ ПРИРОДЕ.
      С целью выявления и отбора гениев необходимо учредить и проводить регулярно всемирные интеллектуальные онлайн конкурсы, Олимпиады и Универсиады с соответствующими наградами, грантами и т.п. ТРЕБОВАНИЕ ШИРОКОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО, ГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ВЫЯВЛЕНИЯ, ОТБОРА И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТОВ ДОЛЖНО ПРЕВРАТИТЬСЯ В СТРАТЕГИЮ И УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА.
      Помимо существующих курсов и требований к ним, следует разработать
творческие онлайн экстерновые экзаменационные требования и материалы по
фундаментальным теоретическим научным направлениям, а по результатам
исследовательских работ и открытий присваивать соответствующие академические
степени без процедур защиты работ и диссертаций.
      СЛЕДУЮЩЕЕ ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ И
ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ - СЖАТИЕ ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ,
ПЕРИОДОВ ОСВОЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИХ ВЫБРАННЫХ ПРЕДМЕТОВ,
ОСОБЕННО В ОБЛАСТЯХ, ГДЕ ПРОИСХОДИТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
ОМОЛОЖЕНИЯ, УСКОРЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ПЕРИОДОВ ОСВОЕНИЯ
ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ (МАТЕМАТИКА, МУЗЫКА, БАЛЕТ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА И Т. П.).
       ПОЭТОМУ ЭКСТЕРНАТ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИЗ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ДОПОЛНЯЮЩИХ ЯВЛЕНИЙ ДОЛЖНЫ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ГЛАВНЫЙ УСКОРЯЮЩИЙ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПРОГРЕСС В ОБРАЗОВАНИИ ПРИНЦИП. ВРЕМЯ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫСШЕМУ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ СЛЕДУЕТ УЖЕ СЕЙЧАС ОТНЕСТИ К ВОЗРАСТУ 12-14ЛЕТ, А В ДАЛЬНЕЙШЕМ И К БОЛЕЕ РАННЕМУ ВОЗРАСТУ С РАЗВИТИЕМ И ВНЕДРЕНИЕМ НОВЫХ МЕТОДОВ УСКОРЕННОГО ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ.
       Используя исторический опыт жречества, пифагореизма, платонизма,
александрийского мусейона, следует создать систему пожизненного сопровождения и финансово-бытовой поддержки признанных или ярко проявляющих себя талантов.
Это самый высокоэффективный сегмент инвестиционной и экономической
деятельности общества в целом. ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ПОЖИЗНЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЯВЛЯЕТСЯ ВМЕСТЕ С ТЕМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ОСНОВАНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА.
Причём, учитывая кумулятивный характер знания и навыков, пожизненный
непрерывный процесс познания, а также необходимость и актуальность
преемственности и развития научно-образовательных и культурных школ, традиций
и направлений, к общественному сопровождению следует добавить требование
персонального курирования, коучинга талантливых детей и молодёжи.
       Другой сегмент следует сформировать для так называемых «disabled», среди которых есть как не нашедшие себя в существующей эпохе и среде, так и отвергнутые по социальным обстоятельствам и мотивам (инвалидность, отсутствие
материального обеспечения и т.п.), – в подобных случаях, следуя гуманистической традиции и учитывая, что вопросы использования и признания квалификации кадров решаются работодателем, необходимо учредить приложения к стандартным дипломам и сертификатам без указания результатов испытаний, экзаменов по прослушанным предметам, указав лишь успешные результаты по предметам,выбранным студентом.
       Необходимо подобным же путём открыть краткие курсы и экстерновые онлайн экзамены по отдельным предметам, учредив сертификаты по одному или
нескольким предметам, открыв доступ всем желающим без каких-либо ограничений.
Следует также минимизировать стандартный набор требований по специальностям.
      По гуманитарным направлениям образования, исследовательской и практической деятельности следует целиком ориентироваться на непрерывное самообразование в течение всей жизни, приветствовать и поощрять создание социальных научно-образовательных и культурных сетей с бесплатным неограниченным доступом для лиц с ограниченными возможностями и лиц пенсионного возраста.
      Истинной целью образования, особенно высшего, является не тренировка памяти, повторение знаний и навыков преподавателей (к чему невольно сводилось и сводится очное образование), а умение ориентироваться в океане информации,
находить эффективно необходимые сведения, пользуясь всем техническим и
технологическим доступным арсеналом, а в конечном счёте творчески решать
проблемы, производя новое знание. Поэтому традиционные устоявшиеся методы
проверки знаний в виде экзаменов, зачётов, рефератов, тестов, ограниченные во
времени и в источниках информации должны уступить место исследовательским
работам с концентрацией на новых результатах, на новом знании, что создаёт
общественную предпочтительность и высший приоритет дистанционного
образования и органично размывает грани между образованием и научным
исследованием.
        При концентрации внимания на новизне результатов и индивидуальности
программ, составляемых при участии каждого и его свободном выборе из
стандартизированных, хорошо проработанных на практике модулей, в условиях
рынка квалифицированных специалистов, когда конечная оценка и признание
квалификации остаются за работодателем, опасения о возможной недобросовестности и недоверительные отношения снимаются.
        Исходя из изложенных соображений, Президиум Всемирного союза
интеллектуальной элиты ставит перед Всемирным Птолемеевским университетом
цель разработать и внедрить более общую и более гибкую всемирную форму
приложения к диплому (сертификату), отличающуюся от стандартизаций
Европейского региона (установленных в Болонье) и других регионов большим
учётом индивидуальности компонуемых программ и выбираемых, личных
предпочтений и достижений студента или соискателя.
        Кратко коснёмся вопросов оценки финансирования образования и науки.
Исторический прогресс развития цивилизации был связан со всплеском интереса и
соответствующего финансирования науки, образования, искусств. Самые мощные
империи в разгар своего процветания расходовали значительную часть своего
бюджета (по некоторым оценкам это финансирование достигало порой двух третей
общих расходов). Для сравнения: мы сейчас восхищаемся 10 млрд.долл. США на
фундаментальные исследования и менее чем половиной миллиарда на образование,
что всего-то полпроцента бюджета США! Поэтому современную эпоху ассоциируют с
возвратом к средневековому мракобесию и свинскому паразитирующему
потреблению - словом, это эпоха цивилизационного регресса и распада.
Существование человечества оправдано лишь немногими (но весьма скудными в
отношении финансового обеспечения, особенно по сравнению с обеспечением
паразитических военных, административных и т.п. отраслей) достижениями:
созданием большого адронного коллайдера, управляемого термоядерного реактора,
расшифровкой генома и космическими исследованиями.
К тому же почти всюду в мире более принято институциональное финансирование,
часто сопряжённое с бесконтрольностью и коррупцией, тогда как следовало бы
развивать персональную финансовую поддержку и социально-экономическое
обеспечение талантливых людей и гениев. Страны и фирмы, где доминирует адресная персональная финансовая поддержка одарённых и талантливых людей или
проектноориентированная конкурсная поддержка, добиваются большей
эффективности и отдачи, чем при институциональной поддержке. И, разумеется,
крайне необходимо увеличить в десятки раз финансирование определяющих научно-
технический прогресс международных проектов: прежде всего, нового более мощного коллайдера , сети термоядерных реакторов, космических станций и обсерваторий, биомолекулярных и генноинженерных лабораторий, создания новых роботов и гибридов, новых компьютеров и информационных систем. А для получения значимых результатов и повышения эффективности затрат в этих проектах необходимо развивать системы выявления, отбора и поддержки талантов,
экстернового онлайн образования с сокращением сроков обучения и с фундаментальными теоретическими исследованиями в математических,
естественнонаучных и технических направлениях.
       Современные достижения в молекулярной биологии, компьютерных технологиях и создании информационных систем в состоянии произвести революцию, значительно ускоряя процесс освоения и использования знаний, превращая цивилизацию из потребительской или военно-полицейской в научно-познавательную, интеллектуальную. Но для этого надо, прежде всего, произвести революцию в руководящих и управленческих умах, перейти от алчного эгоизма потребления и властолюбия к интеллектуальному осознанию необходимости и выгодности всеобщего блага. Ведь та же правящая элита при развитии науки уже сейчас могла бы избавиться в значительной мере от болезней, старости, использовать выращивание и замену органов и даже превратиться сначала в гибридов, а затем в почти вечных андроидов…
        Жизнь отдельного человека в нашу эпоху стала зависеть от всеобщих условий и
достижений намного сильнее, чем в прежние времена. Уровень потребления человека в среднем сейчас существенно превышает уровень потребления средневековых могущественнейших людей.
        Приведём пример влияния научных достижений на процессы обучения и
мышления. В 1972 году К. Giurgea был предложен термин ноотропы для обозначения
группы препаратов, улучшающих интеллектуальную память, внимание, обучение и
обладающих дополнительно противогипоксической активностью, и не оказывающих в отличие от психостимуляторов отрицательного влияния на организм. Ныне основными механизмами действия ноотропных средств считаются влияние на метаболические и биоэнергетические процессы в нервной клетке и взаимодействие с нейромедиаторными системами мозга. Коррекция ноотропами нарушенной функции интеллекта, в первую очередь памяти, активацией интегративных функций мозга нужна, с одной стороны, для повышения творческой активности человека в пожилом возрасте и в старости, а с другой — для восстановления задержки умственного развития детей. Нейрометаболические стимуляторы хорошо проникают в клетки, повышают скорость утилизации глюкозы (особенно в коре головного мозга, подкорковых ганглиях, гипоталамусе и мозжечке), улучшают обмен нуклеиновых кислот, активируют синтез АТФ, белка и РНК…
      Нет сомнения, что исследование процессов памяти, мышления, записи и
перезаписи информации на биомолекулярных, магнитоплазменных, фотонных и
нейтринных носителях позволит передавать и корректировать не только
наследственную информацию, но и приобретённую, что создаст новые возможности
ускорения обучения и научных исследований.
       Остальные концептуальные положения и справочные материалы изложены в
компендиуме Всемирного союза интеллектуальной элиты CONTENANTDOC и
документах Всемирной Платоновской академии наук и искусств, Всемирного
Птолемеевского университета (see: World Ptolemy University at:
sites.google.com/site/theopenworlduniversity/; www.albertaflitunov.webs.com;
www.aflitunov.fo.ru). Философские и педагогические эссе можно прочитать на сайте www.proza.ru (автор: Афлитунов Альберт).

________________________________________________
i Budget of the US Government. Fiscal year 2013. P. 187.
ii Budget of the US Government. Fiscal year 2013. P. 101.
iii Budget of the US Government. Fiscal year 2013. P. 71.


Рецензии