Тайна смерти

ТАЙНА СМЕРТИ


Более трех миллионов человек участвовали в битве под Курском с обеих сторон.
Начало июля 1943 года. У железнодорожного узла Поныри остановилась колонна машин-фургонов с красными крестами на брезентовых бортах. Капитан медслужбы Вермахта Курт Данке устало вылез из пропыленной кабины головного опеля. Он получил приказ в районе Понырей развернуть госпиталь. «Легко приказать, - подумал Данке, - когда русские гвоздят своими илами землю почти непрерывно, а их танки лезут, сметая нашу оборону». Но приказы нужно выполнять. Вздохнув, капитан крикнул ефрейтору-водителю, чтобы он сворачивал на грунтовую дорогу. За станцией в нескольких километрах находилась небольшая роща. Колонна санитарных машин двинулась в этом направлении.
Стемнело. Было жарко и душно. В воздухе стоял кисло-горький запах пороха горячего железа и уже привычный запах человеческой плоти, горевшей в танках. Под колесами хрустели кости бывших солдат Великой Германии и воинов страны Советов.
Данке посветил фонариком в карту -  все правильно, место обозначено… Ракета в воздух, машины встали.
Ночь. Адский грохот. Почти непрерывно изрыгают из своих толстых  хоботов дальнобойные гаубицы тяжелые снаряды, доносится вой минометов. Частая сетка от трассирующих пуль, кажется, покрывает все пространство над землей, и нет никакой возможности скрыться, уйти от тысяч тонн огненной смерти. И все это: танки, орудия, самолеты – убивает, калечит, перемалывает. И все это  – создал человек, великий и слабый.
Госпиталь в курской ночи развернули быстро и четко. Подчиненные начальника передвижного госпиталя майора Вальтера Штубе знают свое дело. На опушке установлены брезентовые палатки: приемное отделение, смотровая, палатки для временного размещения раненых. Вальтер приказал вырыть отдельный блиндаж ближе к деревьям под пригорком для операционной и перевязочной. К утру блиндаж-операционная был готов. Санитары внесли медоборудование; расставили операционной стол, стол для инструментов, под потолком из толстых бревен от разобранного деревенского дома подвесили мощную электролампу-рефлектор; установили передвижной рентген -аппарат, провода от которого протянули к генератору фирмы «Ауди». К нему также подключили медприборы.
После завтрака сюда заглянул обер- лейтенант хирург Курт Данке, в блиндаже медсестра раскладывала на стеклянном столике никелированные инструменты. Они все были обозначены клеймами «Золинген». Пригнувшись и щурясь после дневного света, вошел младший хирург лейтенант Алоиз Крафт, из-за своего высокого роста ему было не очень удобно. Оглядев операционную, он пошутил,  что оперировать будет сидя на стуле. Данке и Крафт присели на табуреты.
Офицеры негромко разговаривали, наблюдая, как светловолосая Ирма Хук ловко и правильно обращается с инструментарием. Взяв девушку за руку, Алоиз  попросил ее присесть с ними...
Со стороны Понырей доносился непрерывный орудийный гул. Теперь уже трудно было понять и отличить  в вое снарядов и мин, чьи они. Несколько снарядов разорвались на опушке. По потолку, затянутому брезентом, гулко застучали комья земли. Земля содрогнулась. Тяжелый снаряд, влетев в траншею, взорвался у самого входа в блиндаж…
Как порой странно бывает на войне: блиндаж, его потолочные бревна почти не пострадали, но все, кто был в это время внутри, погибли мгновенно. Мощная взрывная волна ворвалась в блиндаж, создалось разряженное пространство, почти вакуум… Через пятьдесят дней боев дивизии Вермахта оставили эту начиненную железом землю.
Прошло семьдесят лет. Случайно блиндаж-операционная был обнаружен в наши дни. Все в нем осталось, как тогда. На месте рентген-аппарат, операционный стол стоит в центре, генератор так и не был использован для нужд. Там же были найдены несколько касок, советский ППШ  и два люггера в кобурах офицеров-врачей. Данке и Крафт сидят на своих табуретах, белокурая Ирма присела словно на минуту у медицинского столика. Если к ним прикоснуться, они рассыплются в прах. У всех найдены опознавательные жетоны.
Смерть не любит свидетелей. Через какое-то время блиндаж,  простоявший семьдесят лет и хранивший эту тайну, рухнул, едва не став новой могилой для черных копателей.

Странник,
Декабрь 2013 г.


Рецензии