Экзамен по ППР

   Внутри Советских ВС  было  государство в государстве- Главное Полит.Управление. Оно рукой водило политическими органами,партийными и комсомольскими организациями армии, обеспечивало партийное! влияние на  все стороны жизни и деятельности войск,принимало меры к  повышению их боевой  готовности. Из  слов Ильича - "Всякое  умаление нашей  идеологии означает усиление идеологии противника" Всё  предельно  просто и понятно.Значимость ППР в  ВС подчеркивалась тем, что в  системе подготовки офицеров в училищах мы  все проходили в течении одного  семестра целый  курс. Изучали,как  проводить эту  самую ППР в войсках. И  совсем  не  потому, что КПСС и  Глав ПУ канули в Лету и  страна  совершила  оверкиль, нужно  признать, что  этот  институт  власти  в  ВС  был  громоздким,малоуправляемым, иногда  в  прямом  смысле  просто  толкущим  воду  в  ступе. Это  чистейшая  правда,как  ни  горько  мне  самому  это  признать, мне, бывшему "коммуняке" Вооруженных Сил.
     Мы  сдавали  экзамены  по Партийно- Политической Работе в  конце 3 курса.Наша  группа сдавала экзамен вторым по счёту,поэтому содержание вопросов в каждом билете известно.Сдать  экзамены как  можно успешнее -главная  задача и  обязанность каждого  курсанта, но  мы  всей группой  четверо суток бьём балду.В лучшем случае читаем художественную литературу. Почему такое  наплевательское отношение к этому предмету? Всё равно  сдадим! Учебников по данному  курсу нет  никаких! Только то, что  начитано в  проводимых  в  течении  семестра лекциях. А  там  -никакой  конкретики, одна  вода. ППР - это  что-то  необъятное, формы  и  методы управления  сознанием армейских  масс...
Сдавать экзамен нам выпало в  аудитории,закреплённой  за  кафедрой физики.Внутри- стандартный набор- столы, стулья,классная доска, учебные  стенды по физике  на  всех  стенах. Но  стыки  линолиумных кусков на  полу  закреплены  лентами, металлическими лентами!А торцы полотна  столов по  периметру  обрамлены  алюминиевыми  уголками!! Чем  не  готовая  линия связи?

Миниатюрные телефончики, небольшой кусочек изолированной  проволоки  под кителем, один  конец к  металлической  пуговице  кителя, второй к  подошве ботинка, где  прикреплена металлическая  пластина  к  каблуку- простейший  набор  для  приема информации.
 В  соседней аудитории,где  сидит основной  состав  группы в ожидании захода  для сдачи  экзамена, оборудовали  радиорубку. К  сдаче экзамена  готовы!
 Шестёрка, готовящаяся в главной аудитории к ответу, сидит  за  первыми двумя  рядами  столов и  пишет  ответы.
Принимает  экзамен преподаватель Малеваный,близкий к  увольнению  со  службы  по  возрасту, мы знаем, что  у  него  огромные  проблемы со  слухом!
Малеваный с  нашей  группой  по  предмету  не  занимался, лекции  читал другой  преподаватель. Он  поставил  условие- тот из  первой  шестёрки, кто отвечает сразу  без  подготовки- получит  оценку  на  балл  выше. Отвечать  без  подготовки вызвался  я. Пока  пытаюсь  убедить Малеваного, что знаю по  билету всё, Володя Чудинов, любовно в  группе  называемый  Вовочкой  или  Чудо, начудил так, что преподаватель  чуть  было  не  раскрыл  нашу техническую помощь.Заходящий в  аудиторию очень  громко называл номер выбранного им  билета(дежурный у  двери фиксировал № билета и  передавал его в  радиорубку),садился за  стол,нажимал ботинком на металлическую ленту  на   полу, а пуговицей кителя  прикасался ко  второму проводу(алюминиевому уголку на  столе) и  ждал своей  очереди,когда ему  начнут  диктовать содержательный  ответ  на  вопросы  билета. Обратной  связи  нет, сидевший на  диктовке у  микрофона Игорь Щербаков решил над  Володей  подшутить:" Чудо, повтори  номер  билета, повтори  номер  своего  билета!" Володя  кричит на  всю  аудиторию
- Билет  № 20-
 Малеваный перестал  слушать  мой  ответ, вжал голову в  плечи  так, что  погоны на  кителе поднялись  до  ушей и  уставился  на Володю, силясь  понять, зачем этот  курсант орёт  на  всю  аудиторию  номер  своего  билета? Ведь  они  только  что просмотрели  вопросы  билета № 20, вопросы  курсанту  вроде  были  все  понятны, и  вдруг  он  что-то  непонятное  начинает  кричать. Что-то не  то!
 Малеваный  пару  кругов  сделал вокруг  Володи, вернулся к  столу с билетами, собрал  их  в  пачку и  перетасовал  как  игральные  карты, снова  разложил  на  столе. Затем  снова  направился  к  Володе. Назревал  кризис, хоть  и  был  он  глуховат, но  транслируемый  из  телефончика голос  был  слышен  очень  хорошо, если  стоишь рядом! Чудо  отключился  от  линии, убрав  ботинок  с  ленты.
 Я  продолжал  отвечать  на  билет, Малеваный  слушал, не  перебивая, и  всё  в  этом  экзамене  начинало  его  удивлять.
Никто  не  ёрзал  за  столами, пытаясь  изловчиться  и  вытащить возможную шпору, никто не  лез  с  головой  в  дверь  аудитории, пытаясь  рассмотреть, во  сколько  рядов  лежит  коллекция  билетов  на  столе, наконец, даже  курсовых  офицеров  не  было  на  экзамене!  На  всякий  случай  он  обошел  всех  пишущих  ответы  со  всех  сторон, но  ничего  не  вызывало  подозрений. А  ведь  при  более  внимательном  рассмотрении  можно  было  увидеть , что  пишет  только  один, остальные  изображали  писанину, писали  неизвестно  что, лишь  бы  показать  ,что  они  что-то  отвечают, а  на  самом  деле ждали  очереди в  ответах  на  свои  билеты.
 Я  ухитрился посмотреть  номера 4! крайних  билетов  , пока  он  крутился  в  центре  аудитории и , когда  вышел  после  экзамена, рассказал в  радиорубке,где  какой  лежит, немедленно  нарисовали схему, четверо  очередных  стали  учить  ответы  на  эти билеты и  необходимость  диктовки  на  время  отпала.
 Но  Володя  под  занавес  опять  начудил. Без  обратной  связи  диктующий  теперь  Игорь  Семёнов  чтобы  убедиться в  том, что  Чудо  всё  записал, сказал:" Если  всё  записал, пальцами  изобрази, будто  они  у  тебя  устали  от  писанины, смотрим  в  дверь.Понял?"
 Володя  снова  заорал  :
-Понял, понял, Сеня! и  дописать  уже  просто  не  смог.
 Те, кто  был в  аудитории,упали  на  столы  и  смеялись  беззвучно, до  слёз, в  радиорубке хохотали  во  весь  голос.
 Малеваный подпрыгнул, как  ужаленный, вновь  подбежал  к  Володе, начал  его  обнюхивать.
-Что  с  Вами, товарищ  Курсант? Вы  не  больны?
 Володя  мрачно  ответил:" Никак  нет, товарищ  полковник. Всё  нормально, задумался"
 Преподаватель  до  конца  экзамена  никак  не  мог  взять  в  толк, почему  на  билет  отвечают  курсанты  толково, а  на  дополнительных  простеньких  вопросах, "заплывают"
 Никто  всерьёз  не  готовился  к  этому  экзамену! Средний  балл  оказался  в  группе  жиденьким, чуть  выше  четырёх. К  чести  преподавателя, обещание  своё  он  выполнил, я  получил  оценку "4"т.е.  практически  на  билет  ничего  не  ответил.
 Первая  группа  сдавала  этот  предмет  тому  же  преподавателю  в  той  же  аудитории  вслед  за  нами. За  четыре  дня  они  сделали обратную  связь.  Напаяли  цветную  гирлянду  и  диктору  по  миганию  или  погасанию  лампочек  было  видно, кому  что  повторить  или  закончить передачу  ответа  на  вопросы  и  на  билет  в  целом.


Рецензии