Молнии бьют - куда им нужно

                Молнии бьют…– куда им нужно.

   Помнится, ещё в школьной программе некие учёные нас убеждали, что «молнии бьют по вершинам». Увы, на своём жизненном пути мне не раз пришлось убедиться,  что это не всегда так. С этим Небесным Огнём я близко познакомился ещё в раннем детстве и с тех пор мы с ним неразлучны. С вашего соизволения я вкратце поведаю об этом.

   Моя самая первая близкая встреча с молнией произошла ещё в раннем детстве, но запомнилась она мне навсегда и со всеми подробностями.
   Было мне только шесть лет. Летним июньским днём мы с другом соседом Мишкой, который жил от меня через один дом, качались на моих качелях. Эклектические столбы располагались как раз по нашей стороне улицы. Дом мой стоял на краю деревни и последний столб, стоявший возле дома был с упором (в форме буквы «Л»), так было во всех деревнях на концах улиц. Мой отец закрепил вверху перекладину и сделал мне на ней качели. Конструкция этих качелей была очень проста; длинная верёвка со связанными концами перекидывалась через перекладину и в её обе свисающие стороны вставлялась обычная доска, на которой можно было кататься как одному, так и вдвоём. С Мишкой мы качались на качелях, пока наши матери о чём-то беседовали. С запада, от деревни Поляны, к деревне приближалась грозовая небольшая, но свинцовая туча. Раскаты грома были слышны всё сильнее и сильнее. Тётя Марфа (Мишкина мать) забеспокоилась и сказала, что им пора идти домой. Но Мишка, он был на два года старше меня, ещё не накачавшись – запротестовал, а моя мать сказала,- пусть дети качаются ибо наш дом рядом и как только начнётся дождь – они у нас его и переждут. Раскаты горам нас особо не беспокоили и мы с Мишкой говоря о своём продолжали качаться.
   Туча ещё не нависла над нами и дождь не начался, когда молния ударила прямо в основной столб качелей. Это было что-то доселе невиданное, ужасное и трудно описуемое. Ослепительная вспышка, вместе с которой раздался жуткий треск, и нас с Мишкой какой то силой сбросило с качелей. Процесс падения ни я, ни Мишка не помнили, но результат…,- мы, стоя на коленях, и обхватив колени матерей – орали благим матом (нет, не матерными словами, а просто неистово голосили от страха), причём что удивительно – Мишка вцепился в мою мать, а я – в его. На удивление матери нас очень быстро успокоили и повели в веранду нашего дома, так как уже начинался дождь. Уходя – мы все посмотрели на верхушку столба – она сильно дымилась, и на ней были видны небольшие язычки огня, которые начавшийся ливень быстро затушил. В веранде лично я не только полностью успокоился, но чувство страха непонятным образом сменилось чувством восторга, настроение поднялось, и было великолепным. Грохотавший гром уже совершенно не беспокоил меня и я, прильнув к окошку веранды, наблюдал за затухающем огнём на столбе.
   Возможно кто-то скажет,- что здесь необычного? – а необычным там было то, что в каких то 3-4 метрах от столба с качелями, росли в ряд четыре берёзы (да они и сейчас там) которые были как минимум на половину выше столба, но молния ударила не в берёзы а в столб.
    Но, как наверняка многие из вас уже догадались – это было только начало моего тесного и неразлучного союза с молнией. А посему расскажу вам ещё о некоторых подобных случаях.

   В следующий раз – молния показала мне себя во всей своей красе. А дело было всё в том же году, но уже в сентябре. Я уже пошёл в первый класс и придя из школы – делал домашнее задание, рисовал палочки из букваря. Мой письменный стол стоял как раз возле окна. День был пасмурный, шёл дождь с грозой. Не знаю почему, но помню что я оторвавшись от тетради – стал смотреть в окно. Может потому, что в полутора метрах от окна находился наш палисадник с материными цветами и там, как искорки затухшего лета, ещё виднелись не увядшие цветы.
   И снова как тогда, сильный оглушающий треск и ярчайшая вспышка. Взгляд мой был направлен прямо и точно в то место, куда пришёлся удар молнии. Глаза как будто мукой засыпало, но секунд через 10-15 зрение стало плавно и быстро восстанавливаться, и я ясно увидел почерневшие от молнии цветы. На этот раз – испуга и страха не было никакого, а настроение в этот пасмурный день – стало намного лучше! Мать занималась хозяйством на кухне, и я ей крикнул,- мама, молния сейчас прямо в наши цветы ударила. На что мать спокойно ответила,- слава БОГУ что не в наш дом. Да, опять вся суть в том, что в маленькие цветы, а не в высокий большой дом…!

   И здесь, я считаю необходимым вам рассказать, как выглядит вблизи (эта самая неуловимая и загадочная) молния. Подобное в дальнейшем повторялось в моей жизни ещё несколько раз. Зрение, как и прежде, быстро восстанавливалось (причём никакой рези и последующих болей в глазах никогда не было), а память, как фото плёнка хранила чёткий образ самой молнии.
   Молния – это яркая белая, с лёгким розовым оттенком, полоса, по ширине метра полтора-два не больше. О её толщине – речь вести не приходится, так как другого наблюдателя, под углом девяносто градусов, со мною не было, так что – круглая она, квадратная, треугольная или плоская – для меня и по сей день загадка. 

   Но чаще всего молния била возле меня то сбоку, то сзади,- не в поле прямого зрения и результаты этих ударов сильно разнились.
   Я уже учился в восьмилетней школе, но были летние каникулы. Деревня наша уже тогда из формы креста преобразовалась в форму буквы «Т», но на перекрёстке стоял точно такой же электрический столб с подпорой как и возле моего дома. Тогда ещё в деревнях показывали в клубах кино. И на этом столбе почтальонка постоянно вывешивала киноафишу. Два дня в неделю киномеханики показывали кино у нас в деревне, а два дня в соседней деревне Поляны. На афише было всегда написано где и какое будет кино. Увидев что почтальонка бросила в наш почтовый ящик газеты – я вышел на улицу посмотреть не висит ли на столбе афиша. На столбе виднелось белое пятно – это и была афиша. И тут раздался раскат грома. Снова из под Полян на деревню заходила грозовая туча. Хоть она и была совсем близко, но я подумал, что до дождя я на велосипеде успею съездить к столбу с афишей, ведь до перекрёстка было ровно триста метров. У столба я был уже через несколько секунд, и прочитав афишу – собрался ехать обратно, как вновь как в детстве в столб ударила молния. На этот раз от макушки (чуть ли не на меня) полетели искры и горящие щепки, и маковка столба загорелась как яркий факел. Следом с порывами ветра начался и сильный дождь, я укатил домой, а столб сгорел до самой верхней чашечки, и его вскоре заменили электрики на новый.

   Как я уже говорил, результаты и последствия удара молнии – часто были очень разными. В первый раз после попадания молнии – столб только слегка загорелся, во второй – сгорела макушка сантиметров на 60. Но при попадании в дерево – разницы были намного больше.
   Один раз мы с другом ушли на рыбалку на речку Алексеевка (к деревне Чепяковка) и на обратном пути попали под слитный ливень с грозой. Забежав в пролесок, мы решили укрыться от дождя под развесистой елью. В самый разгар дождя молния ударила в берёзку стоявшую чуть в стороне от пролеска. Нет, на этот раз она была не рядом, а метрах в 50-60 от нашего укрытия. Берёзка вспыхнула как кучка сухого хвороста облитого бензином и несмотря на сильный ливень – полностью сгорела за пару минут. У нас обоих сложилось впечатление, что ливень вообще не соприкоснулся с огнём, а жар от огня – мы чувствовали даже своими щеками.
   
   И вот подобный случай, произошедший сравнительно недавно, каких то лет восемь назад.
   В августе, приехав на родину к открытию летне-осенней охоты, я как всегда решил сходить за грибами. Причём с раннего детства я ходил за грибами одним и тем же путём в одни и те же места. Уже возвращаясь домой и идя по выкосу вдоль весьма редкого пролеска – я попал под дождик. Хотя туча была небольшая и зацепила меня только своим краем, но молния снова навестила меня. Она, как и прежде с оглушительным треском угодила метрах в 7-10 слева от меня в одинокую молодую берёзку, метров 15-18 выстою. И что удивительно, берёзка загорелась, но не с макушки а в комле, и огонь был вялым. Берёзка обгорев – осталась стоять с опаленными комлём и ветвями.
   Но самое удивительное – я увидел на том месте через год, когда летом снова пошёл за грибами. Ещё издали я увидел знакомую подгоревшую берёзку, но поразило меня то, что вокруг неё, неровным кругом диаметром метров 30-40, всё поросло густым и сочным папоротником.
   Папоротник на сухих открытых пригорках – я никогда не встречал, так как не растёт он на таких местах. Но в этом месте, он тем же пятном, растёт до сих пор. Это немного выглядит как какая то аномалия.
   Даже года четыре назад пойдя за грибами с сыном,- мой сын тоже обратил на это место внимание, а когда я рассказал ему что там на мох глазах произошло – заснял это место на видео камеру как аномальную зону. Аномального скорее всего там ничего нет, но вот что может быть общего между молнией и папоротником – я и поныне ума не приложу. Я ведь знаю точно, что папоротник, до удара молнии в ту берёзку, никогда и нигде там поблизости не рос.
(я отыскал фото именно этого места и выставил его здесь для обозрения и осмысления)

   И в заключение своего повествования – поведаю вам одну занятную историю, разумеется с очередным присутствием возле меня молнии, а так же одинокого пастуха и его коров.
   Помню точно, что закончил я девятый класс средней школы и догуливал последние в жизни школьные каникулы. Подошла к концу первая декада августа и мой день рождения. С другом соседом (тоже заядлым рыбакам) мы решили уйти с ночёвкой на уже упомянутую выше речку Алексеевку на рыбалку, что бы утром вернуться уже со свежей рыбой прямо к праздничному столу. Решено – сделано! И не важно, что весь день погода менялась с дождичка на солнце. Тучки были редкими а дождик грибным, и это указывало на то, что погода на следующий (мой юбилейный) день будет отличной. Во второй половине дня мы собрав рыболовные снасти и съестные припасы – ушли на речку. Придя на речку, мы решили разделить наши заботы. Друг отправлялся расставлять с живцами донки и рагатки (так у нас называли жерлицы), а я занялся мастерить шалаш для нашей ночёвки.  Лозняка и прочей мелочи на выбранной для шалаша полянке – было очень много, а вот за жердями – нужно было прогуляться на поле, где вдоль канавы ведущей к речке был длинный ряд подходящих деревьев. Вдоль этой канавы я и пошёл. Слева от канавы было покосное поле, на котором пастух пас стадо личных деревенских коров, а справа было поле засеянное клевером.
   Как известно клевер самая лучшая еда для коров, НО только когда он сухой! Мокрый же от дождя или росы клевер – опаснее любого яда,- и любому пастуху (да и хозяину коровы) это хорошо известно. Суть здесь в том, что мокрый клевер в желудке у коровы вызывает быстрое брожение с обильным газообразованием, и корова, раздуваясь как шар – умирает. Когда мы с дедом (по подошедшей очереди) пасли деревенское стадо коров – дед всегда отгонял коров от той луговины, где присутствовал клевер, так как коров выводили на зоре а стлало быть всегда по росе. Но как только солнце сушило росу – коров направляли именно на выгон с клевером (клеверной мёд – так себе, но молоко с клевера – самое вкусное и ароматное).
   Я взял свой охотничий топорик и отправился за жердями для шалаша. Путь мой был недалёким и пройдя немного вдоль канавы – я справа, на самом краю клеверного поля в низине, увидел следующее,- большой пятнисто коричневый шар с рогатой головой, хвостом и раскоряченными в стороны ногами – редко и тяжело сопел. Объевшихся мокрым клевером коров я никогда раньше не видел, но по рассказам деда и других стариков – понял, что это была именно она. Я что было силы закричал пастуху, что бы тот шёл ко мне, но расстояние до него было метров 400 и он ничего не поняв или не услышав – стоял возле стада. Нужно было срочно привлечь его внимание и я побежал в его сторону крича и размахивая над головой топориком. Тут пастух увидел меня и побежал…. Только побежал не ко мне, а на удивление – от меня, но поскольку я был молодым а он пожилым – расстояние между нами быстро сокращалось.
   Там как раз нашла очередная в тот день тучка, но на дождик и грозу я не обратил внимание. Между мною и пастухом уже оставалось метров примерно 60-70, как прямо передо мною ударила молния. Тут пастух остановился как вкопанный, а через 2-3 секунды – испуганно выкрикнул,- парень, ты живой?!!!
- Да я то живой,- ответил я,- а вот корова твоя клевером объелась, и если ты и дальше от меня будешь бегать – издохнет, а тебе за неё хозяину заплатить придётся.
Я подошло к пастуху и увидел его испуганное и бледное лицо.
- Да как же ты жив остался, ведь в тебя только что молния ударила?! – с удавлением выдавил из себя старик.
- Да не в меня, а рядом со мною молния ударила,- запыхавшись ответил я пастуху.
Там действительно так вышло, что молния ударила точно по прямой линейке между нами, и пастуху показалось, что угодила она как раз в меня.
- Ну и повезло же тебе, парень,- с глубоким выдохом произнёс пастух.
- Да мне так уже с раннего детства и не один десяток раз с молнией везёт, так что я привычный. А ты чего от меня убегал, ведь корова же там твоя дохнет?
- Как же мне не убегать было, когда ты бежишь ко мне и топором над головой размахиваешь,- успокаиваясь сказал пастух,- да и мои то коровы вроде все здесь.
- Вроде…? – спросил я,- а за канавой на клеверище тогда чья как шар раздутая?
- Ладно, давай парень, показывай, - скоро сообразив ответил пастух, да ещё сказал,- пошли ка побыстрее.
Мы заспешили к канаве, и когда пастух увидел корову – выкрикнул,- да, эта точно наша…!
   Пастух не растерялся, видно был уже очень опытный, он вынул из кармана тонкий складной нож и быстро воткнул его корове в бок меду рёбер. Я слышал про объевшихся коров, но как их реанимируют – там увидел в первый раз. Воткнув в корову нож, он начал им прокручивать из стороны в строну, а из ранки тем временем со свистом,  надувая кровавые пузыри, выходил воздух. Это действительно было похоже на сдувание шара, так как воздух из коровы вышел, и она начала приобретать нормальные черты.
   Видя, что я там больше не нужен, я сказал пастуху,- ладно, отец, мне пора свои дела делать, мы тут с другом на рыбалку с ночёвкой пришли. Вечер на носу, а я шалаш ещё делать не начинал, так что извиняй, пойду я.
- Хорошо, иди,- только и сказал мне пастух.
   Вырубая жерди я думал,- вот уж человек, я его от таких растрат избавил, а он даже спасибо не сказал, мало того, что бы ему помочь – так мне за ним ещё и бегать пришлось.
Друг мой, уже расставив снасти – поджидал меня на месте будущего шалаша.
- Ты чего так долго за жердями ходил,- спросил он мня.
- Да там корова на клеверище зашла и объелась, - пришлось побегать за пастухом, что бы их обеих спасти – одного от растраты, а другую от смерти.
   Шалаш мы с другом закончили мастерить когда уже сгущались сумерки и стали разводить костёр, что бы приготовить ужин. Свеже пойманная щука уже дожаривалась на вертеле, когда в полной темноте со стороны деревни послышались человечьи шаги. К костру подошёл уже знакомый мне пастух, всё в том же брезентовом дождевике, только уже без кнута не плече.
- Здравствуйте, ребята,- сказал он нам,- ты извини, парень, я даже не спросил там как тебя зовут,- обратился он ко мне.
- Володя,- ответил я.
- Владимир!- как ко взрослому обратился ко мне пастух,- спасибо тебе огромное! Ты сделал больное и очень благородное дело! Коровка та жива и чувствует себя хорошо! (в этой части, кто не знает что значит корова для деревенского жителя – тот толком и не поймёт) Я вот вам тут яблочки и молочка свежего принёс, только что хозяйка надоила.
- Да ладно, отец, не стоило по темну из за этого ходить, у нас ведь с собою есть всё, - со скромным стеснением ответил я.
- Не брезгуйте, ребята, а ешьте на здоровье, я ведь от чистого сердца,- сказал пастух. Тут он вынул из матерчатой сумки две бутылки молока и высыпал на траву возле костра десятка три яблок.  - Удачной вам рыбалки и приятного отдыха! – прощаясь сказал он. Мы тоже поблагодарили его.
   Да уж, ошибся я в тогда в человеке, а ему и впрямь не до сантиментов тогда было, ведь сдохни та корова – пастуху, по местным законам, её хозяевам пришлось бы заплатить, а денег она стоила не малых. 
 
   На этом, пожалуй, пора и закончить сие повествование о моих тёплых и близких отношениях с молнией. Всё что я здесь изложил – это не фантастический рассказ (я таковые не люблю), это Истинная Правда. С самого детства я не только не боюсь грозы, но чем сильнее её раскаты – тем больший прилив сил и вдохновения я в себе ощущаю.
      Люблю тебя,  Огонь Небесный!
      Твои сиянья и раскат…!
      Тебя – боится только грешный,
      И тот – кто Ангелам не брат….
      (это отрывок из моей оды «Огонь Небесный»)

   Да кстати, как многие из вас знают, молнии бывают ещё и шаровые. На удивление, видимо как одно к другому, в мои шкальные годы (классе в 6-7) у нас в округе было что-то вроде нашествия этих самых шаровых…. Нет, не то что бы они стаями летали, но все мои друзья их видели, а некоторые даже по нескольку раз. Это был холодный коней сентября или начало октября, и в нашей восьмилетней школе уже начали топить.
   Однажды придя на уроки, учителя нам сказали, что бы мы не снимали куртки а сидели за партами одетыми. Учитель по географии, который жил в соседнем со школой доме-бараке где и многие другие учителя, рассказал о причине отсутствия тепла в школе.
   Вечером они сидели на лавочке возле дома и увидели, как летит огненный шар. Величиной он был вдвое меньше футбольного мяча. Шар пролетев мимо них поплыл в сторону школьной катальни. Упёршись в трубу, он поплыл по ней всех, затем нырнул в неё и тут раздался сильный взрыв а верхушка трубы разлетелась в мелкие камешки. Это видели сразу несколько учителей, а мы увидели развороченную взрывом трубу, которую уже ремонтировали каменщики.
   И ещё, уже через пару дней, мы с ребятами идя в школу – ушли впереди, а один опоздавший из нашей деревни догнал нас и сказал, что только что прямо перед ним пролетела шаровая молния. Было это в кустах возле станции и мол она прошла по кустарнику а кончики кустов вспыхивали как спичечные головки. И ведь правду сказал,- на обратном пути мы всей ватагой пошли посмотреть, - там действительно на кустах был длинный горелый шлейф.  Везёт же людям, и шаровые молнии видели, а мне – так за всю жизнь и не посчастливилось….  Шаровую молнию – я за свою жизнь так ни разу и не повстречал.

                Владимир РОДЧЕНКОВ.
                29/12 – 2013г

ФОТО моё, сделано 17/04 – 2009 г.. То самое место, где молния в моём присутствии ударила в берёзку, и именно после этого, вокруг берёзки стал расти папоротник.
В центе видно: наклонённая влево обгорелая берёзка и вокруг неё (радиусом 15-20 метров) папоротник. Фото сделано весной, и папоротник здесь виден полёгшим после снежного покрова, в форме тёмного пятна.


Рецензии
Владимир, интересную особенность вы заметили, насчет папоротника!
Решила поискать в интернете и вот, что нашла.
В языческой Руси папоротник был посвящен 6oгy грома и молнии Перуну. Народные названия папоротника очень выразительны: перунов огнецвет, жар-цвет, разрыв–трава. И естественно вы знаете легенду о цветке папоротника. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок — тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.
А цветет папоротник только в ночь на Ивана Купалу огненным цветком, который распускается под удары грома и при сверкании молнии.
Слова «папоротник», «перо», «парить» — считаются однокоренными.

В настоящее время доказано, что папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие. А древнейшие растения цветков не имели, они размножались спорами. И соответственно папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа у папоротника бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль — споры. Каждый папоротник может дать сотни миллионов спор.
Так вот, мои предположения. Если учесть, что споры папоротника очень мелкие, как пыль, то вполне возможно, что слова ПАРИТЬ и ПАПОРОТНИК все-таки действительно являются однокоренными. Таким образом семена буквально "парят" в воздухе и соответственно могут улететь далеко от тенистого леса. И если упав в тенистом лесу они смогут вырасти все-таки самостоятельно, благодаря удачным условиям для произрастания папоротника. То улетев далеко от густого леса они теряют возможность вырасти самостоятельно. Но возможно удар молнии каким-то образом меняет кислотный состав почвы или же разогревает ее как-то особо. И именно этот факт дает определенный толчок к произрастанию спор папоротника, которые изначально уже находились в почве. Народная наблюдательность связала таким образом это растение с богом грома и молнии Перуном! Хотя вполне возможно, что именно такие папоротники, т.е. выросшие благодаря удару молнии, обладают более целебными свойствами, чем обычные, выросшие самостоятельно.

Маришка 22   20.12.2016 11:02     Заявить о нарушении
Кстати, молнии в северной и средней части России чаще всего бывают в июле, на юге - в июне. И как раз соответственно, праздник Ивана Купала, т.е. тот день, когда расцветает цветок папоротника, на территории России справляют 7 июля, а в Европе, которая климатически находится южнее - 24 июня. )))

Маришка 22   20.12.2016 11:08   Заявить о нарушении
Благодарю за живой нестандартный отзыв! Да, из того что вы поведали, многое насчёт папоротника мне известно. А ещё мне советовали тот круг с папоротникам металлоисктелем прозвонить, мол в таком месте очень вероятен клад (причём о цветке папоротника в ночь на ивана-купалу речь не шла) - ничего там металлоискатель не показал.... Да и не суеверный я человек, ибо хорошо знаю, что клад найдёт тот кому Суждено его найти....
Всего вам наилучшего в жизни!
Остаюсь с уважением,

Владимир Родченков   21.12.2016 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.