Бог, Ленин, я и милиция

С возрастной  точки зрения, кажется, есть четкие границы, отделяющие детство от отрочества, потом от юности и т. д. Но в то время все эти периоды плавно сменялись один другим, и сейчас вспоминаются просто как "былые времена".

Как-то пытался вспомнить - а когда именно и что именно меня впервые заставило задуматься об устройстве государства, в котором живу? При чем не имею в виду устройство с точки зрения политической организации, экономических особенностей и прочих моментов. Короче говоря - воспоминание есть такое.

Предыстория.
Лето после восьмого класса проводил дома. Часто и много в дружной компании "мотались" на "Зелёный остров". При чем к "Лаптю" (для тех, кто не знает - катер так назывался, который за 30 коп. туда и назад желающих перевозил с 7 утра до 20 вечера) мы "привязаны" не были. На тот момент уже было "на балансе двора" несколько больших и разных автомобильных грузовых камер. Расписание "Метеоров" и "Ракет" уточняли еженедельно и зная его без особого страха и риска сами переправлялись через Днепр на упомянутых плав.средствах. Часто это было по 2-3 экипажа.

История.
Начало августа. Воскресенье. Закатное солнце еще только краешком диска прикоснулось к линии противоположного берега. Последний "Лапоть" пришел на свой городской причал около 40 минут тому назад. Течения - быстрого и неприятного - нет, "быстроходов" в ближайшие минут 40 не ожидается. Поэтому "три камеры по два человека" отчалив от "Зеленого острова" неспешно и привычно пересекают фарватер и без труда швартуются на третьей (если считать от хлеб.завода) лестнице городской набережной. На "Зеленом" прожили три дня и две ночи.

По набережной прогуливаются простые советские граждане, наслаждаясь приятным вечером перед предстоящей трудовой неделей. Мы-же более шумно и весело начинаем вытаскивать свои "лахи" наверх. Слегка чумазые, местами в саже от костра, полураздетые - в каких-то шортах, "без верха", загорелые, пропахшие дымом, радостные и отдохнувшие. Вытаскиваем и раскладываем прямо на горячем асфальте подмокшие при переправе (обычное дело) рюкзаки и сумки. Наше присутствие привлекает внимание блюстителей порядка - наряд из одного сержанта в фуражке и двух "цивильных" с красными повязками "Дружинник". Они гордо прохаживаясь вдоль набережной "хранили покой и порядок граждан".
Останавливаются возле нас. Мы не пьяны (не пили тогда даже пива ещё), не ругаемся матом, не дебоширим, просто в хорошем настроении. Замечаний нам вроде-бы как и не за что делать. Но тут один из "цивильных" подходит ко мне, кивает на маленький серебряный крестик на шее, висящий на тонкой цепочке такого-же металла. И НАЧИНАЕТСЯ:

"Как тебе не стыдно, ты-же КОМ-СО-МО-ЛЕЦ (именно так и чеканил). В то время, как твои старшие братья проливают кровь, защищая Афганистан, ты, бестыжий, позоришь нашу Родину тёмными пережитками царского прошлого. На тебя ведь даже прохожим из-за этого смотреть стыдно...."

Мы, подростки, уже тогда знали, что спорить и пререкаться с ними "себе дороже" поэтому просто смотрю в сторону и молчу. А они меня уже "окружили", гады...

"Бла-бла-бла" ещё минут 5 и потом:
- Одевайся - пошли в отделение. Вытаскиваю из сумки свою футболку, одеваю кеды на босу ногу, ребят прошу забрать мои оставшиеся шмотки...

Патруль ведет меня куда-то "в сторону ближайшего отделения" и один из них продолжает мне рассказывать о "большой цене свободы, которую наши деды заплатили за победу над фашистскими супостатами, о высоких достижениях всех трудовых коллективов Родины..."

Отошли метров триста, повернули вглубь какой-то аллеи и неожиданно останавливаются. "Воспитатель" за плечо поворачивает меня к себе и говорит:
- Знаешь, если ты сейчас САМ СНИМЕШЬ С СЕБЯ ЭТОТ ПОЗОР и отдашь мне - мы не станем идти в отделение, не будем заполнять никаких бумаг, не сообщим ни в школу, ни в Комсомол, ни твоим родителям на работу... Но при условии - ты искренне расакишься в содеянном, признаешь свою идеологическую ошибку, приравниваемую к тихой диверсии против Советского Союза...

Молча снимаю, отдаю из рук в руки, что-то под нос бормочу о стыде, показательно потупив взгляд на свои кеды...
Они меня оставляют стоять одного, и уходят...

Плетусь я к своим корешам, продолжающим паковать бэбэхи и думаю:
- Наверное что-то не так... чего-то я не понимаю... душой подростка чувствую, что где-то тут "не по-советски", не по совести и не по граждански,а ГДЕ и ЧТО - хоть об стену головой - не понимаю... И как-то мне грустно так стало от этого непонимания - словно все мои "внутренние ценности" прелюдно разорвали в клочья, не пояснив почему они не правильные... Нет - тогда я не был человеком набожным (в понимании того времени), да и сейчас не отличаюсь излишне-показательным отношением к религии. А крестик этот на шее носил "не по религиозным убеждениям", ровно, как и не "на волне моды" - не было тогда еще такой моды. Никогда его не выставлял на показ поверх одежды, но и раздеваясь где-то на берегу речки не прятал его от "чужих глаз". Сейчас даже и не вспомню откуда он у меня тогда появился, и как долго я его носил на себе. Он у меня просто был и всё...

Но в чем-же я неуважительно отнесся и к "старшим братьям" и к дедам, погибшим в ВОВ (среди которых одним был мой), чем я опозорил прохожих на набережной, и чем поставил под сомнение "великие трудовые достижения Родины" - как не пытался понять - не смог. И ещё что-то неясное во мне осталось... некое неуловимое чувство. Тогда его так и не уловил, а до сегодняшнего дня уже и забыл его "привкус".

Это были мои первые попытки "включить" серьезные мысли о стране, в которой живу. И первое "личное знакомство" с советской милицией.


Рецензии
Было такое время: нас ломали, переделывали, запрещали...Хорошо у вас получилось передать атмосферу той жизни!

Алена Беляева   24.11.2016 22:02     Заявить о нарушении