Сны и другие образы

8 августа

Сон-синопсис. Кошмар
   
Медленное систематическое сведение с ума главного героя. Образы порочной сестры и бессильного брата. Время, проведенное в церкви. В церкви – совершенно голый. Образ сочувствующего друга. Образ больной матери, которой нужен покой после паралича.
Сюжет: главный герой часто приходит в церковь и обращает внимание на то, что постоянно выходит оттуда голый, причем старается уйти до конца службы, чтобы его никто не заметил. Он любит осматривать храм – именно во внешнем и внутреннем устройстве храма выражается связь – проводится параллель между устройством храма и устройством его собственного мира. Его преследует чувство стыда. От церкви к его дому расположена дорога, он идет по ней, скрытой в деревьях. Главный герой радуется этому – так никто его не заметит и не будет мешать его мыслям. Он искренне задумывается о Боге, а также с удивлением в тайне от всех замечает, что его сексуально влечет к своей сестре. В одном из пребываний в церкви он хочет спросить у священника об этом, но стыдится и отстаивает вечернюю службу со всеми. Люди стоят полукругом.
У него периодически происходят встречи с другом – довольно рассудочным человеком и инстинктивно далеким от него, хотя корни их дружбы произрастали из детства. Они беседуют на самые разные темы: политика, поэзия, философия и т.д. Нельзя также не учитывать многочисленные препятствия на жизненном пути главного героя – лень, уныние, неверие, рассеянность и невероятную глупость.
Первый смысловой конфликт – первая сексуальная связь с сестрой происходит в подвале церкви. Отец главного героя и священник, который является и хозяином прихода, были хорошими знакомыми, и возможность находиться в самых тайных уголках церкви досталась главному герою. После инцеста он начинает чувствовать стыд, но никому об этом не может поведать – переходит в чувство трусости. Главный герой поражен не мечом, а дьявольским смехом сестры.
У матери случается паралич. Ее теперь нужно особенно беречь от плохих новостей. Главный герой пытается оправдать себя, что никому ничего не говорит (если один).
Второй смысловой конфликт – сестра и несколько ее друзей берут брата и вместе идут к одной подруге (прихожанке церкви) в гости, заведомо говоря главному герою, что муж прихожанки – пожарный. При всей своей домашней робости и стремлении отстраниться от дел по дому он очень храбр на работе и каждый день спасает людей. Во время пребывания его в доме сестра спорит со своими друзьями, (и брат это слышит), что они изнасилуют эту прихожанку, а брат ничего не скажет. При этом они это снимут на фотоаппарат и отошлют снимки мужу, чтобы не осталось никаких сомнений.
Завязывается разговор. Муж уходит. Они остаются с прихожанкой. Разделяются и уходят. Сестра хочет, чтобы они это сделали с прихожанкой в том же подвале церкви. Они уходят, а главный герой прямо говорит, что знает об их гнусном замысле. Однако сестра подавляет его и снова занимается с ним любовью, снимая все на фотоаппарат. Главный герой подавлен желанием, он уже не думает ни о прихожанке, ни о ее муже, ни о стыде. Единственное, чего он хочет – рассказать третьему лицу то, что он видел здесь, чтобы хоть как-то себя оправдать. Он выхватывает фотоаппарат из рук сестры – убегает сначала в коридор, потом в лес и звонит там своему другу. В это время отдаленно звонит колокол, хотя до рассвета еще далеко. Напряжение и ужас. Приближается фигура прихожанки, которая шатаясь и вопя бежит к главному герою. Он старается разминуться с ней – чувствует вину. Позвонив другу, он замирает и дрожит. Приходит друг – он бледен и очень спокоен, будто призрак. Это особо пугает главного героя. Он пытается высказать другу то, что с ним произошло, но не может этого сделать. Внезапно появляется сестра. Она берет у безвольного брата фотоаппарат и отдает его другу – и сама предлагает другу переспать с ней. Друг смотрит на эти кадры – где главный герой спит с сестрой. Его переполняет отвращение, но он невозмутимо говорит о том, что трусость – это худший грех, внушаемый нам в виде ложного стыда. После этого он уходит.
Очень тревожный дикий рассвет. Жители города проходят мимо главного героя и его сестры, смотрящих друг на друга, на каждодневные работы. Через несколько часов после рассвета кадры с прихожанкой будут расклеены по всему городу, и он знает об этом. Но ему теперь все равно. Они с сестрой приходят в свой дом, и он вновь видит свою мать после паралича. Она спрашивает у главного героя – все ли хорошо, на что он отвечает, что теперь все будет спокойно, не будет никаких волнений. И тем самым он успокаивает самого себя. Главный герой уходит в свою комнату в безмолвии.
Последние кадры – главный герой с сестрой собираются в церковь на воскресную службу. Они идут туда, и по выражению лица главного героя зритель видит, что ему все равно. Он больше не задает вопросов о Боге, государстве или самом себе. Он только хочет физического сближения с сестрой и чтобы об этом никто не узнал, иначе в городке его могут линчевать. Он берет ключи у священника, и главный герой с сестрой уходят в подвал. Звук колокола.

11 августа               

Главный герой иногда выходит и видит полуистлевшие тела на городской свалке. Сначала женское тело беспомощно льнет к мужскому, пытаясь ласкать его. Он подходит и наблюдает за ними. Тело сладострастно изгибаются. Вопрос главного героя: «Что вы делаете?». Она – подняв голову на мгновение: «Зачинаем новую жизнь».

15 августа

В первой четверти расстояния от его двери сбоку расположена еще одна дверь. Он видит в замочную скважину умоляющий глаз человека, однако за дверью, возможно, только этот глаз и человеческий, а все остальное тело – скорпиона.

20 августа

Другой образ – собаки у входа в церковь – символ страсти и похоти. Георг Тракль «Ужас»: «Собаки в поле, надрываясь выли...». Глубина резкости меняется: полуослепший герой на их фоне: «Простите ли вы меня когда-нибудь?»

21 августа

Место действия – перед Пасхой. Вербное Воскресенье.
Два ящика. У входа - куда? Уход из монастыря. Конец речи (главного героя): «…засим торжественно отрекаюсь от Христа». В поисках убийцы мальчика. Возведение колокола в монастыре. Падает лестница. Монахи оказываются придавленными стеной монастыря от колокола.
Монах – главному герою: «Ты не можешь этого сделать. Ты человек желчный, противоречивый, но не душегуб…». Они вынесли этот ящик (сундук) по воле Божьей, не зная того, что там внутри (убитый мальчик).

24 августа 

Женщина беременна, но у нее – тонкий стан. Она вглядывается во вьюгу, и у ее ног – извивающийся скорпион. Острое ощущение измены. Чувство возвращения к истокам первоначальной жизни. Поцелуй.

26 августа

Бинты. Отец или мать? Мать со въерошенными волосами, в одной ночной рубашке, с ножом в руке. Теребит рукав сына в постели. «Ты пойдешь в школу? Ты пойдешь в школу?». Он – сонно: «Я не могу. Я болен. Хочу остаться здесь, с Тобой». «Тогда смотри» – и она молниеносным движением перерезает себе горло. И это повторяется каждое утро.

29 августа            

Адам и Ева. Ева впечатана в тело дерева. Давний сон (вновь): четыре символа – лук, трезубец, дорога и змея. Проснувшись, сложить их как латинские литеры воедино и получить слово – DEUS.

2 сентября

Отец-повелитель – обитатель ночи. Его не вытеснишь, с ним не смиришься. Он – точка отсутствия. Много писем. Он не закроет свой глаз; но и глаз когда-нибудь умрет.    

8 сентября

Бледный сын, свернувшийся в форме эмбриона. Его мать – Мать Титанов – лежит обессиленная после продолжительных родов. Однако он не хочет кричать, оглашая свое рождение. Вместо этого сын пытается вернуться в теплое лоно матери – ему это не удается, и только тогда он кричит. От понимания ужаса той ситуации, в которую он попал.         
      
15 сентября

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» – это ключ ко всему, это пролог. Реальность, как река, разделяющаяся на много притоков. Тезис (Отец/страх) – антитезис (Сестра/ирония) – синтез (Невидимка/молитва).   

17 сентября

Длинный и широкий коридор. Заканчивается ли он тупиком – неизвестно. За спиной у мальчика – ржавый нож, который распадется при первом же столкновении. Он идет вперед – но уже через две минуты наталкивается на невидимую преграду. Где-то вдалеке он видит гигантское существо, от которого исходит фактически нереальная угроза. Это – скорпион-страж – о, бесстрастный и неотвратимый!   

Эпос о Гильгамеше. Таблица 9:

Он слыхал о горах, чье имя – Машу,
Как только к этим горам подошел он,
Что восход и закат стерегут ежедневно,
Наверху металла небес достигают,
Внизу – преисподней их грудь достигает, –
Люди-скорпионы стерегут их ворота:
Грозен их вид, их взоры – гибель,
Их мерцающий блеск повергает горы –
При восходе и закате Солнца они охраняют Солнце, –
Как только их Гильгамеш увидел –
Ужас и страх его лицо помрачили. 

И тогда мальчик понял, что если он пойдет дальше, то несомненно погибнет.       

26 сентября

Близкий человек подарил мне финал сценария. Восхождение в горнее.

Главный герой ощущает огромную силу, будто за его спиной постепенно вырастают крылья. В конце концов энергия начинает превышать его возможности, остается только поднять крылья и полететь.

Запись Симоны Вейль – смысловой узел третьей реальности (синтеза) в сценарии:
«Я положила себе за правило читать Отче наш по-гречески каждое утро по одному разу, но с полным вниманием. Если во время чтения внимание рассеивалось или засыпало хоть на малую долю секунды, я начинала читать сначала, пока не достигала абсолютно полной сосредоточенности. Иногда случается, что я читаю еще раз из чистого удовольствия, но только если испытываю сильное желание. Ценность этих упражнений совершенно исключительная и каждый раз заново меня поражает. Иногда первые же слова вырывают мою мысль из тела и переносят ее в некое место, откуда нет ни перспективы, ни точки обозрения. Пространство раскрывается. <...> Одновременно бесконечность бесконечности наполняется тишиной, а не отсутствием звука. Эта тишина вызывает более положительные ощущения, чем звук. <...> Иногда во время чтения молитвы появляется Сам Христос присутствием бесконечно более реальным, острым и ясным, чем когда Он захватил меня впервые».

Мы берем за основу не Отче Наш, а Иисусову молитву, но суть та же. Иисусова молитва как преображение обывательского существования и выпадение в мир вневременного. Почему герой трижды повторяет молитву? Тем самым он дает самому себе в других реальностях выйти из коридора и существовать, «передает возвышенным движущим силам энергию, предназначенную для низменных». Возможно, мы можем выйти из комнаты или вообще существовать лишь потому, что кто-то в другой реальности за нас молится. Такова, наверное, суть любви монаха – поддержание совершенной молитвой этого мира, чтобы он не развалился на куски.

Теперь я вижу ясно океан. Можно погружаться в него.   

30 сентября

Конец света – многие были призваны за свои грехи. Их дома были сожжены, и имущества их, и разгневался Бог за дела их. И был вброшен огонь в дом наш, повредив часть его. Мы стали молить Бога о спасении, и внезапно был потушен пожар в доме, и был вброшен хлеб в дом наш. И голос с неба сказал: «Доколе не потушите огонь страстей плотских, не вкусите хлеб истины, но вкусив его, узнаете, что горек тот хлеб, и трудна дорога в Царствие Небесное, и что хлеб сей – начало долгого пути, когда придется вам спасать не имущество, но дух ваш, ибо пожар уже коснулся и повредил часть его».          


Рецензии