Индейцы Северной Америки

3. Индейцы Северной Америки.

Пришедшие с третьей волной переселенцев племена кочизи осели, около 3000 лет до н.э., на юго-западе континента. Они занимались охотой, создали свою культуру.
Около 2000 – 1500 г. до н.э. на территории нынешних США жили следующие крупные племенные объединения: кочизи – на юго-западе; хохокам – в регионе Сев. Мексика – Техас; мускоги – по реке Миссисипи; на-дене – южнее Великих озёр.
В период 1500 – 1000 г. до н.э. кочизи и  мускоги  начали выращивать кукурузу, а на-дене научились обрабатывать самородную медь, хотя основными занятиями продолжали оставаться охота и рыбалка.
Около 700 г. до н.э. восточнее р. Миссисипи и южнее Великих озёр на-дене создали свою культуру: земледелие, строительство земляных курганов – «маундов», могильников для вождей. Они обнаружили месторождение самородной меди (штат Мичиган), научились делать из меди различные изделия и продавали их даже до Мексиканского залива.
В 1 тысячелетии до н.э.  возникла т.н. культура «куч раковин» на побережьях обоих океанов, омывающих Америку.
В 300 г. до н.э. – 500 г. н.э.  мускоги создали «хоупвеллскую» культуру. Они строили посёлки оседлых земледельцев, где основной сельхоз культурой была кукуруза. Довольно развитой была торговля. Они также строили «маунды» и проводили на них религиозные обряды. Обожествляли силы природы, отдельные местности. У них выделился класс жрецов. Но в середине 1 тыс.л.н.э. эта культура пришла в упадок.
В 200 г. до н.э. – 400 г. н.э.  на юго-западе, в Аризоне, существовала земледельческая культура «баскет мейкерз» (корзинщиков). Здешние обитатели также строили посёлки.
Позже в этом районе в каньонах рек развилась земледельческая культура «клиф-двэллерс» (жителей скальных городов).

Около 100 г. до н.э. племена хохокам, развивая своё земледелие, строили ирригационные сооружения, а также земляные пирамиды-могильники, игровые площадки.
В 1 тыс.л. н.э.  культура «Миссисипи» стала наивысшим развитием древнейших культур Сев. Америки. Люди этой культуры выращивали маис, фасоль и прочие растения, ловили рыбу, добывали водных птиц. Здесь было развито производство керамики, медных ножей и наконечников копий. Строились храмовые маунды и земляные ступенчатые пирамиды. Заметным было влияние мексиканских культур. В поздний период индейцы даже начали строить города. Крупнейшим из них был г. Кахокия (возле нынешнего г. Сент-Луис) с населением 30 тыс.человек, обнесённый деревянной оградой высотой 5 метров. В центре города был огромный маунд с главным святилищем наверху. И было ещё ок. 100 более мелких искусственных холмов на которых жила знать. Беднота селилась между холмов, в хижинах.
В конце 1 тыс.л. н.э., около 700 – 1000 гг. племена с Миссисипи ушли к побережью Мексиканского залива, а затем и далее на запад. Они принесли свою культуру на большую территорию населённую племенами хохокам и могольон. Здесь тоже развивалось производство керамики, на плоскогорьях строились пещерные города «пуэбло». Расцвет культуры «пуэбло» пришёлся на XII – XIII века, когда ощущалось сильное влияние Мексики. Затем последовал многовековой застой и упадок.
Севернее хохокам в конце 1 тыс.л. н.э.  жило племя земледельцев анасази. Они расселились на обширной территории нынешних штатов Невада, Юта, Аризона, Нью-Мексико. Около 900 года анасази на южном участке своей территории начали выращивать хлопок. Они также строили «пуэбло».
Во 2-й половине 1 тыс.л. н.э.  из Мексики в Сев. Америку переселилось племя натчезов. Это племя стояло на более высоком уровне развития, чем местные аборигены и оказали на них сильное влияние. Их вождь – «Солнце». Он носил одежду из перьев и считался потомком бога. Натчезы ассимилировались с местными индейцами задолго до прихода белых.
Около 1300 г. внезапно прекратилось строительство «пуэбло». В это же время прекратилось строительство «маундов».
Это произошло, видимо, из-за сильной засухи и последовавшего голода, а также из-за нашествия с северо-запада племён алгонкинов.  Алгонкины сравнительно легко покорили аборигенные племена и до 1500 г. заселили удобные для обитания земли Америки. Однако не были заселены огромные просторы прерий – до XVI века, до появления у индейцев лошадей.
В начале XVI века в Северной Америке жило только 5% всех индейцев – примерно 2 млн.человек, представителей около 400 племён.

В американской тундре жили эскимосы. Северо-запад от р. Юкон до р. Маккензи населяли атапаски. На западе, от Орегона и Монтаны до Колорадо и Техаса, жили шошоны (команчи и др.).  Окраины прерий и берега Миссисипи населяли сиу (самоназвание «дакота» - союзники). У них было 68 племён. Основные, с севера на юг: манданы, хидатся, вороньи индейцы, ассинобойны, айовы, миссури, ото, оседжи, дакоты. Племена юта обживали пустыни. В восточной части материка жила самая многочисленная группа племён алгонкины. Их основные племена: чейены, ацина, арапахо, черноногие (сиксика, кайнахи, пиеган). Соседями алгонкинов были ирокезы (6 главных племён), а также родственные им чироки и гуроны. Юго-восток континента населяли мускоги (в т.ч. чоктавы, чикасавы, семинолы и др.)
Главным объектом охоты исконных жителей Америки были бизоны. Бизоны паслись в прериях огромными стадами в тысячи голов. Это была трудная добыча для пеших охотников вооружённых только луками из рога или из твёрдого дерева и длинными копьями с каменными наконечниками.
Индейцы жили родовым строем с передачей рода по матери или по отцу (у разных племён).
Несколько семей составляли род, несколько родов – племя, во главе которого был «совет вождей», собираемых именно для совета. В каждом племени были шаманы, уважаемые всеми люди. Шаманов считали носителями магической силы «ваконда» (у сиу), «манито» или «манидо» (у алгонкинов). Эта магическая сила могла быть в звере, птице, рыбе, дереве, траве и любой человек мог с ней общаться во сне. А шаманы, со своими бубнами, трещотками, общались с дУхами, предсказывали, влияли на погоду, совершали обряды, врачевали и тому подобное. А ещё шаманы делали для людей своего племени амулеты «колдовская связка» или «священный узел» - несколько предметов перевязанных вместе, которые люди носили с собой в кожаных мешочках.
У индейцев на было богов или одного Великого духа. Они почитали солнце, мать-землю,гром. Их самое большое торжество «танец Солнца» проходило каждое лето при участии всех людей племени.
Индейцы одевались в набедренные повязки, ноговицы (штаны выше щиколоток), обувались в мокасины. Всё шилось из бизоньих шкур. Рубахи из замши, украшенные скальпами, носили только вожди и прославленные воины. Они же носили налобные повязки с орлиными перьями, подрезанными и покрашенными. Каждое перо означало один мужественный поступок и имело определённый смысл. Так же они носили ожерелья из когтей медведей-гризли.
Женщины-скво носили длинные платья из замши с вышивкой.
Межплеменные битвы представляли собой быстрые атаки-набеги с целью кражи коней, снятия скальпов врагов. Вооружение воинов составляли лук со стрелами, копья с каменными наконечниками, дубинки-томагавки с привязанным камнем, а также щиты из оленьей или бизоньей кожи на деревянном каркасе. Но, в общем, индейцы были мирными охотниками и собирателями, а воевать с белыми он начали позже от безысходных условий жизни и борясь за существование.

С 1540-х годов в прериях появились первые испанские конные отряды. Однако, конкистадоры вскоре выяснили, что золота здесь нет и потеряли к этим местам всякий интерес. Северную Америку открывали для европейцев колонизаторы из Англии, Франции, Голландии, Португалии, Швеции. А испанские лошади сбежали в прерию, где быстро одичали и расплодились и уже в конце XVI века стали обычными. Индейцы их приручили, стали наездниками и кочевниками и к началу XVIII века заселили всю прерию, все 4 миллиона кв.километров от реки Миссисипи до Скалистых гор.
На северо-западе Америки располагалась «северо-западная индейская группа», включавшая более 50 племён: в южной Аляске жили тлинкиты; в Британской Колумбии – бела кула и цимшиян; на островах Королевы Шарлотты – хайда и нутка, охотники на китов; на границе нынешних штатов Вашингтон и Орегон жили чинук; в окрестностях нынешнего Сиэттла – селиш. Эти племена были тесно связаны с океаном. Они ловили рыбу, били морского зверя, собирали водоросли, коренья, ягоды. Строили деревянные лодки длиной до 15 – 22 метров и вместимостью до 60 человек. Индейцы жили в деревянных домах, из дерева вырезали тотемные столбы. Изготавливали ткани из шерсти собак или горных коз, ткали расписные накидки «чилкит». У северо-западных племён в XVIII веке происходило разложение родового строя, появилась наследственная знать: вожди и шаманы, были и деньги – пластинки чистой самородной меди. Также у них было развито первобытное рабство, а для захвата рабов велись кровопролитные войны между отдельными деревнями. Нападали враги обычно с моря, поэтому деревни обычно строили на высоких утёсах. Оружие было такое: лук со стрелами, деревянное копьё с медным наконечником, деревянный шлём, иногда – деревянные доспехи. Первыми европейцами, пришедшими в эти места, стали русские во 2-й половине XVIII века.

Южнее, от Орегона до Мексики, обитали «калифорнийские индейцы» - свыше 50 племён различных языковых групп. Это были самые отсталые во всей Сев. Америке народы. Лишь немногие из них освоили начала земледелия. Они собирали растения и плоды, ловили рыбу, охотились на кроликов и других мелких зверьков, и лишь изредка на оленей. Их основной пищей были жёлуди. Жёлуди варили, сушили и мололи в муку, из которой пекли лепёшки. Ещё калифорнийцы ели каштаны, дикий овёс, другие травы, коренья, плоды. В бассейнах рек Сан-Хоакин и Сакраменто жило большое племя помо. В Сев. Калифорнии и Орегоне – племена кламат и модак, которые вместо жёлудей мололи на муку семена жёлтых лилий. Все калифорнийцы жили в землянках, ходили голые или в кожаных набедренных повязках. Они хорошо плели корзины, делали керамику. Деньги им заменяли морские раковины.
В XVI веке Калифорнию захватили испанцы. И католические миссионеры поработили индейцев. В середине XIХ в. США купили Калифорнию у Мексике и здесь сразу же началась  «золотая лихорадка», во время которой происходило массовое истребление аборигенов. Затем индейцев согнали в резервации, расположенные в самых бесплодных местностях. В настоящее время здесь 116 индейских резерваций.
В штатах Аризона и Нью-Мексико живут «юго-западные индейцы»: навахо (сейчас это самое крупное племя в США – ок. 100 000 человек) и родственные им апачи. Последние до XII века обитали в сев.-зап. Канаде, но затем, под натиском врагов. отступили в южном направлении потеснив племя пуэбло, жившее здесь издавна в своих пещерных городах.

На территории от Луизианы до Флориды проживали «юго-восточные индейцы», относящиеся в основном к языковой группе Мускоги. Это: крики, чоктав, чикасав и другие. Предки мускогов обитали у реки Миссисипи, строили маунды. В Средние века их оттуда вытеснили алгонкины. Мускоги пришли на юго-восток, где победили и покорили коренные племена: читимача (в Луизиане), тимуква (во Флориде) и другие. «Юго-восточные индейцы» жили в больших деревнях окружённых оградой, в центре деревни находилась площадь для собраний и общественный дом – «ратуша». Они выращивали кукурузу, бобы, тыкву, табак; собирали грибы, каштаны, птичьи яйца. Главный их праздник – «танец зелёной кукурузы» длился 4 – 8 дней. К моменту появления европейцев мускоги начали создавать племенные союзы, а в середине XVIII века сложилась «Крикская конфедерация», в которую входили 50 крупных поселений – «городов» шести языковых семей.
По соседству с мускогами обитало большое племя натчи (натчезов). Это были рослые, красивые люди, отличные от других индейцев. Они были хорошие земледельцы и ремесленники, жили в красивых, квадратных в плане, домах. Около каждого их «города» находилось два маунда: на одном располагалось главное святилище, и горел священный «вечный» огонь, а на другом находилось роскошное жилище «Большого солнца». Это был абсолютный владыка своего народа – вождь, король, «кровный брат Солнца» (вроде «Великого Инки»). Его власть передавалась по наследству. Знаком верховной власти была большая «корона» из лебединых перьев. «Большие солнца» и их родственники «малые солнца» могли убить простолюдина сразу, без суда, даже если тот был невиновен. Они могли убить и своих жён «не солнц». Для совещаний при «Большом солнце» создавался совет из местных вождей. Совет назначал: 2 военачальников, 2 послов для заключения мира и войны, 4 устроителей празднеств, 2 управителей общественных работ. У натчей была также средняя и низшая знать.
Возможно, это племя пришло из Месоамерики? Но это узнать уже невозможно: в 1 четверти XVIII века французы истребили весь народ в ходе трёх «натчийских» войн.

На востоке Северной Америки жила большая языковая группа ирокезы. Самым многочисленным здесь было племя чироки, населявшее север Алабамы и Джорджии, восток Теннеси, обе Каролины и Виргинии. Это племя сохранилось до наших дней.
Другие племена ирокезов населяли территорию от реки Огайо и Чесапикского залива до реки Св. Лаврентия и берегов Великих озёр. Это были оседлые земледельцы, жившие в многолюдных деревнях, огороженных палисадом. Они выращивали кукурузу, бобовые, табак, тыкву, подсолнечник. Рыбачили, охотились на оленей, лосей, бобров, выдр. Носили одежду из оленьих шкур, делали керамику (без гончарного круга), знали обработку меди. Индейцы создали Союз 5 племён: онондага, кайюга, могауки (мохоки), онейда, сенека. Идею создания конфедерации «Великого мира» высказал ирокезский пророк Дагеноведа, а осуществил около 1570 г. вождь онондага знаменитый Гайавата. В 1722 г. к Союзу присоединилось племя тускарора из Сев. Каролины. Вскоре они переселились на территорию Союза. Затем присоединились ещё несколько племён, а многие другие платили Союзу дань. Однако, некоторые племена отстаивали свою независимость с оружием в руках, а самые тяжёлые войны ирокезы вели с мощным племенем гуронов.
Ирокезской Лигой руководил Совет из 50 «сэчемов» - представителей племён. Все решения принимались единогласно, каждое племя обладало правом «вето». Также назначались два равноправных военачальника.
Индейская семья – «овачира» жила в одном «длинном доме». Семья шла от одной прародительницы и главой семьи считалась старшая женщина. Она же, с одобрения всех женщин, назначала нового вождя семьи «сэчема» и вручала ему символ власти – развесистые оленьи рога(!). поля обрабатывали только женщины, а мужчины занимались охотой, рыбалкой или воевали. Несколько «овачир» составляли род. Несколько родов – фратрию. Племя состояло из 3 – 8 родов. У каждого рода было своё имя от имени тотемного животного.
Другими племенами, соседними ирокезам, были могикане, жившие на территории нынешнего штата Нью-Йорк, и делавары, самоназвание «лени ленапе» - настоящие люди, обитавшие на Атлантическом побережье.
Племена алгонкинов занимали весь восток Северной Америки от реки Миссисипи - «Отец вод» до Атлантического океана: пенобскоты, иллинойс, майами, кикапу, шауни (территория штата Виргиния), микмаки (пров. Новая Шотландия), меномины и другие.
Меномины жили у Великих озёр и прославились тем, что в больших количествах собирали маномин или син – дикий злак «водяной рис», продавали его другим племенам.
Чиппевайи также жили у Вел.озёр и были одним из самых многочисленных племён. В XVIII веке они получили от европейцев огнестрельное оружие и победили соседние племена: «собачьи рёбра» и «зайцы». Те бежали на север в канадскую тайгу между Бол. Медвежьим и Бол. Невольничьим озёрами. У Большого Невольничьего озера обитали племена: невольничьи индейцы, «бобры», такулли, талтаны.
Алгонкины охотились на лосей, оленей-карибу, пушного зверя, ловили рыбу. Жили в палатках из коры. Летом плавали на каноэ из коры. Зимой ездили на санях с собачьей упряжкой.
В XVI - XVII веках сложился союз алгонкинских племён Виргинии под названием «Конфедерация Поухатана», по имени верховного вождя – Поухатан. Индейцы заключили равноправный договор с английскими колонистами. Англичане признали права коренных жителей на Виргинию и дали Поухатану королевскую корону. Дочь вождя Покахонтас вышла замуж за английского дворянина и уехала в Лондон, но через несколько лет умерла от туберкулёза. А вскоре рухнул и мир между индейцами и пришельцами из-за океана. Новый великий вождь Опеканканух со своими воинами много раз сражался с колонистами, но индейцы повсеместно были разбиты и «Конфедерация Поухатана» распалась.

Ещё одна сильная конфедерация индейских племён образовалась во 2-й половине XVII века на побережье Атлантики. Во главе её стоял Метаком – сэчем племени вампаноаг. Европейцы прозвали его «Король Филипп». Индейцы повели войну (война Короля Филиппа) по всей Новой Англии: из 90 городов и поселений колонистов были атакованы 60, а 12 захвачены и разрушены. Но в бою на Род-Айленд 12.08.1677 г. Метаком погиб. Англичане отрубили мёртвому голову выставляли её на протяжении 20 лет в г. Плимут.
В XVIII веке сложился союз племён под руководством вождя оттавов Понтиака. Он многие годы готовил восстание против англичан. Со своей дочерью Паките он проплыл по рекам и озёрам на каноэ от Канады до Теннеси, побуждая индейцев к выступлению. Из представителей племён он организовал штаб восстания. С 1754 г. началась «франко-индейская» война – борьба Франции и Англии за преобладание в Северной Америке. Понтиак верил, что Франция им поможет, король пришлёт солдат, разобьёт англичан и вернёт Америку индейцам. Но к восстанию не присоединилась самая мощная Лига ирокезов, да и Франция накануне восстания заключила с Англией перемирие. Союз племён остался один на один с ведущей мировой державой. Понтиак планировал сначала взять цепь английских пограничных крепостей, а затем продвигаться к океану. Сам вождь направился на ключевую крепость Детройт с сотнями отава, тысячей потаватоми и виандотов, 370 оджибве.
2 мая 1763 г. Понтиак дал сигнал к нападению на крепости. Почти все крепости в короткое время были захвачены, кроме Детройта, Форт-Питт, Форт-Миканау. План атаки на Детройт узнала и выдала англичанам индейская скво и крещёная служанка «бледнолицых» Катерина. Она выдала этот план начальнику гарнизона майору Глендуину. Англичане выдержали яростный штурм и трудные первые дни осады, а когда запал нападавших немного спал, предложили заключить мир. Понтиак отказался. Но индейцы не умели вести планомерную осаду, вскоре устали и начали разбегаться. Регулярные войска британцев в Восточном Огайо разбили отряды шауни и делаваров, возможность индейского похода стала нереальной. В 1764 г. Англия и Франция заключили мир, положивший конец «Семилетней войне».
12 августа 1767 г. племя оджибве заключило мир с англичанами, затем с ними замирились и другие племена и под Детройтом остались только отавы. Понтиак отправился искать помощи у племени майами, но по пути был убит, вероятно, своим же индейцем.
Канада с 1763 г. стала колонией Великобритании, и французские королевские власти ушли оттуда, но французские поселенцы остались.
В 1783 г. Британия признала независимость США и белые американцы стали ещё сильнее истреблять коренных жителей. Крупным явлением явилась Се;веро-за;падная инде;йская война; (1785—1795 гг.), известная также как Война; Ма;ленькой Черепа;хи или война в Огайо, — война между США и конфедерацией индейских племен за контроль над территорией к северо-западу от реки Огайо.
В начале XIХ в. вождь племени шауни Текумсе намеревался создать своё государство – «индейскую унию». Это был хороший оратор и умный политик. В 1807 году Текумсе созвал 1-й конгресс восточных племён. А в 1811 г. на второй конгресс в пос. Типпенканоэ (Типпекану) собрались вожди и воины уже десятков племён. Невдалеке расположился крупный отряд американской армии под командованием губернатора территории Индиана генерала У. Г. Гаррисона. Когда Текумсе уехал агитировать на совместное выступление другие племена, его брат, «пророк» и шаман Тенскватава повёл часть индейских отрядов на лагерь бледнолицых – ноябрь 1811 г. Американцы понесли серьёзные потери, но выстояли, а индейцы были рассеяны и мощного единого выступления не получилось. Текумсе со своими сторонниками бежали в Канаду и поступили на службу к англичанам. Летом 1812 г. началась война Англии и США. Текумсе, в звании бригадного генерала, командовал индейскими отрядами. Он погиб в бою 5.10.1813 г. у озера Онтарио в возрасте 45 лет. После окончания этой войны США укрепились и, не имея внешних врагов, начали планомерно выживать и истреблять индейцев, живших восточнее реки Миссисипи.
Прежде всего это касалось «пяти цивилизованных племён». Так назывались племена чероки, чикасо (чикасавы), чокто (чоктавы), мускоги (крики), семинолы, которые к началу XIХ в. усвоили многие обычаи и методы белых переселенцев и жили с ними в добрососедских отношениях.
Чероки – самое большое племя группы ирокезов, не состоявшее в Лиге. К нач. XVIII века этот мирный народ обитал в юго-восточной части Сев. Америки от Атлантики до Аппалачей. С 1721 г. европейцы начали захватывать их земли, зачастую силой. В 1791 г. новообразованные США заключили с чероками мирный и равноправный договор, но некоторое время спустя продолжили прежнюю политику. Чероки развивались культурно и экономически, приняли свою Конституцию, вместо Совета вождей учредили Парламент. Один из их вождей – Секвойя изобрёл алфавит и письменность, стал издавать газету. В его честь был назван род хвойных деревьев «секвойя».
В 1830 г. президент США ярый антииндеист Э. Джексон подписал Indian Removal – план переселения индейцев с их земель в резервацию за Миссисипи. В том же году в Оклахому переселили чоктав из Алабамы и Миссисипи. В 1832 за ними проследовали чикасо и  крики. А через 3 года пришла очередь «цивилизованных» чероки. Американские солдаты выселили 14 тысяч индейцев (из общего количества 17 тыс.) из своих хижин в концентрационные лагеря и погнали их на «Индейскую территорию» за р. Миссисипи. Поход длился полгода и стоил жизни 4000 человек.
Семинолы, родственные крикам, несколько ранее бежали из Джорджии во Флориду, в то время колонию Испании. Но в 1818 г. отряд американской армии п/ком. генерала Джексона совершил рейд во Флориду и истребил треть племени. Вскоре эта территория отошла к США и стала очередным штатом. В 1832 г. американское правительство велело семинолам убираться за р. Миссисипи. Часть вождей подчинились, но пятеро отказались. Семинолы были переселены в течение двух лет. Но примерно 300-500 индейцев и беглых негров, с вождём Оцеолой, укрылись в болотах на юге Флориды и сопротивлялись белым до 1842 г. Оцеола был вероломно захвачен в плен и умер в январе 1838 г.
Всего в Оклахоме на территории 20 млн. акров оказались 280 тысяч индейцев. Вслед за «пятью цивилизованными племенами» сюда переселили шауни, оттавов, делаваров, потаватоми, куапо, кикапу, мескваки, минго, вайандотов, шайеннов, арапахо, тонкава, апачей и других. В прериях паслись 50 миллионные стада бизонов. Но в 1830-40 – х годах белые охотники открыли безжалостную охоту на всю американскую дичь. К 1850 г. было истреблено 1 млн. бизонов. Белые переселенцы начали массово двигаться на запад к Тихому океану. Прежде всего, была плотно заселена долина р. Миссисипи и основан город Сент-Луис, построены фактории по р. Миссури.

 В 1862 г. правительство США приняло «Закон о заселении Запада». По этому закону каждый переселившийся за р. Миссисипи получал 160 акров земли в собственность. Но эта земля была у индейских племён и её силой отнимали тысячи белых бедняков, едущих на «свободный Запад» с семьями на фургонах и с оружием в руках. Они убивали и бросали туши бизонов - «бафелоу», что вызвало голод у индейцев. Когда в 1869 году закончилось строительство Тихоокеанской железной дороги, единое пространство прерии для её исконных обитателей было разорвано. Бизоны не могли пересечь рельсовые пути и уже в следующем году к югу от дороги бизонов не осталось. К 1900 г. во всей Америке их осталось всего 80 голов.
 С 1860-70 гг. началось целенаправленное физическое истребление индейцев в прериях. Их заражали оспой, спаивали, обрекали на голод в бесплодных резервациях. Военные силы, направленные правительством США против индейцев возглавил генерал Кастер. При истреблении племени чейеннов (шайеннов) он приказал убивать даже индейских коней.
 Западные сиу (лакота) ушли в Монтану, в Чёрные горы. Но там нашли золото и американские солдаты стали сгонять аборигенов и оттуда. 25 июня 1876 г. отряд Кастера попал в засаду на р. Литл-Биг-Хорн и был наголову разбит индейскими воинами, которыми руководили вожди Сидящий Бык и Бешеный Конь. Но вскоре индейцев всё-равно выдавили из прерий и они с боями прорвались в Канаду. Часть сиу, во главе с вождём Хромой Олень, осталась в труднодоступных местах, и некоторое время вела партизанскую борьбу.
 В 1856 – 1873 гг. такую же борьбу вело племя модок в количестве 400 человек под руководством вождя Кинтпуаша. Это племя было из группы кламат и обитало на границе Орегона и Калифрнии. У модоков было всего ок. 40 воинов, но они успешно сражались с целым полком армии США, имевшим на вооружении скорострельные ружья и пушки. 3 октября 1873 г. Кинтпуаш и два его сородича были захвачены в плен и повешены.

 Апачи – самоназвание «инде» (люди) племя родственное навахо, представляло собой южную ветвь атапасков. В давние времена пришли они с севера и заселили территорию штатов Аризона, Нью-Мексико, а также северную Мексику. Под властью испанских колонизаторов апачи сохранили свободу племени. Когда в начале XIX века Мексика добилась независимости, новые власти стали преследовать свободолюбивых индейцев. В 1848 г. их территорию захватили США. Мексиканское правительство подкупило американского охотника Дж. Джонса, тот сколотил банду и в 1855 г. вероломно убил 400 воинов апачей и вождя Хуана Хосе. С этого года апачи стали воевать и с Мексикой и с США. Ими руководил новый вождь Мангас Колорадас. Индейцы убивали американских охотников, разрушили два посёлка белых.
 Мангас выдал своих дочерей замуж за вождей соседних племён и организовал Союз апачей, куда вошли навахо, мимбреньо, мескалеры, апачи Белых гор, чирикауа. Индейцы были неуловимы на родной земле. Американцы давали 250 долларов за скальп индейца, но победить их не смогли. Тогда белые позвали Мангаса на переговоры. Он поверил им, приехал один, и был предательски убит в январе 1863 г.
 Новый верховный вождь апачей Кочис продолжал борьбу за свободу до 1871 г., но потом заключил мир. Сразу после этого белые поселенцы истребили большинство мирных индейцев, а оставшихся в живых генерал Крук согнал в резервации. В 1875 г. их изгнали и оттуда в бесплодную пустыню Аризоны. Через два года группа апачей под водительством вождя Викторио бежала в горы. После его смерти вольных индейцев возглавил вождь Нана. В 1881 г. из пустыни бежали ещё несколько десятков всадников и вождь Гойатлай (Херонимо). Против них власти выставили генерала Крука с 5000 солдат, несколько мексиканских полков, сотни индейских следопытов, которые в 1883 г. окружили непокорных апачей в горах Сьерра-Мадре (Мексика). Американцы потеряли более тысячи человек, а апачи только 9, но им пришлось сдаться и вернуться в резервацию. Однако свободолюбивое племя вскоре опять ушло в горы и партизанило в Аризоне и Нью-Мексико. На их покорение и усмирение были брошены американские солдаты генерала Миллза, но лишь в самом конце XIX века последние представители племени – 38 человек, мужчины, женщины, дети, сдались и были отправлены в тюрьму во Флориде.
 В конце концов, всех индейцев США распределили по мелким резервациям и обрекли на нищету, голод, смерть.
 29 декабря 1890 г. безоружные дакоты тайно собрались вне резервации на ритуал у реки Вундед-Ни. Вооружённые белые напали на них и перебили более 400 человек.
 22 апреля 1899 г. правительство США устроило «The run” (бега) – захват белыми поселенцами последней индейской земли за р. Миссисипи.
 Индейцы начали борьбу за свои права – ведь они были даже не гражданами США! И только 3 мая 1901 г. «Пять цивилизованных племён» на Индейской территории получили гражданство США. В годы 1-й мировой войны молодых индейцев призывали солдатами в армию и, по окончании войны, в 1919 г. им также предоставили гражданство. 2 июня 1924 г. конгресс США издал Закон о предоставлении гражданских прав всем представителям коренных народностей. Во время 2-й мировой войны в армии служило 25000 индейцев.

 Г Л О С С А Р И Й  :
 Миссисипи, река - «отец вод»;
 Томагавк (алгонкин.) – деревянная дубина с камнем, с нач. XVII века с бронзовой или железной головкой, вид булавы или топорика.
 Вампум – пояс с нитками разноцветных бус: украшение, деньги, записи или сообщения -
 письмо – договор.
 Калумет – трубка мира, «дудка» (француз.), у индейцев имела различные названия. Они курили и в калуметах и в простых трубках табак или смесь табака с черничным листом или смесь трав.
 Манито (алгонкин.) – таинственная, но реальная сила управляющая жизнью людей, но не бог. Танец дУхов исполняли опьянённые пейотлем (напиток из кактусов) шаманы.
 Пеммикан - сушёное мясо.
 Скво - женщина, индеанка.
 Скальп – кожа с волосами с головы врага. Скальп снимают с целью отнять магическую жизненную силу заключённую в волосах. Снятием скальпов занимались не все племена. Большими охотниками были ирокезы и племена прерий. Европейцы за это хорошо платили: до 12 фунтов стерлингов за скальп француза, за скальп индейца меньше. Французы платили дешевле. Европейцы поставляли специальные ножи для снятия скальпов, томагавки (топорики) заводского изготовления.
 Вигвам (алгонкин.) – любая постройка разных типов у индейских племён. Обычно каркас из жердей покрывали корой, шкурами.
 Типи (дакота) – шатёр из бизоньих шкур в прериях. Обычная высота 4 – 5,5 метров, диаметр 5 – 6 метров, 7 – 10 шкур на жердях. Деревня состояла из нескольких десятков типи, расставленных по кругу. В центре деревни находилось типи деревенского совета.
 «Хау» - я всё сказал!


Рецензии
Интересно!

Владимир Кокшаров   14.01.2014 07:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Рад, что мы единомышленники :)

Сергей Малухин   14.01.2014 10:24   Заявить о нарушении