Урок Небесного Учителя

                (рассказ-притча) 

    Н., как это часто бывало, пришёл с работы в плохом настроении. Он был умён и образован, но с большим трудом находил общий язык с людьми. Ему казалось, что вокруг него дураки, что нет почти никого, с кем он мог бы поговорить на равных. Люди же, видя его отношение к ним, высокомерность и горделивость, к нему, в свою очередь, тоже не тянулись. Н. был очень одинок.
- Господи!  Почему мне так трудно жить среди людей? Почему вокруг нет никого, с кем мне было бы комфортно? Зачем Ты создал меня таким умным, если вокруг дураки?
Весь вечер Н. страдал от своих чувств. Наконец – то, с большим трудом, он погрузился в сон.

   - Здравствуй Н. - услышал он голос рядом и открыл глаза.
   - Кто ты? – растерянно и ещё плохо соображая после сна спросил Н.
Перед ним стоял человек – совершенно обычный мужчина средних лет, глаза его словно в душу смотрели Н., и излучали покой, тепло, и доброту.
   - Я твой небесный Учитель. Я принял облик человека, чтобы нам легче было общаться.
   - Зачем ты пришёл сюда? – всё ещё тревожился Н.
   - Ты просил Бога помочь тебе, ответить на некоторые вопросы. Хотя я не Бог, но, думаю, помогу тебе, если ты, конечно, не против.
Н. наконец – то окончательно проснулся и подумал: «Да, мне многое нужно узнать и понять. Раз это мой небесный Учитель, он мне и поможет. Пусть будет так».
   - Хорошо, я согласен на твою помощь. – Сказал вслух Н.
   - Ну вот и замечательно! Чтобы тебе наконец – то стало комфортно жить среди людей, я произвёл в мире кое какие изменения. Пойдём, прогуляемся, ты должен это оценить. – Предложил Учитель.
   - Пойдём!
   Учитель и Н. вышли на улицу. Наступило утро. Людей было немного, но… они все были одинаковыми – они все были такие же, как Н. Не было разделения на мужчин и женщин, не было даже детей, повсюду ходил Н. Такой, какой он был сейчас. Казалось, что его просто размножили. Сначала это было жутковато, но потом Н. подумал: «А что если этот мир, где мне всё понятно, и все понятны, лучше, чем прежний? Чтобы понять, мыслят ли мои двойники так же как я, пойду и поговорю с ними».
Н. подошёл к первому встречному двойнику и заговорил с ним: «Здравствуйте, как вас зовут?».
   - Здравствуйте, меня зовут Н., а как вас? – спросил в свою очередь двойник.
   - И меня зовут Н., приятно познакомиться! – ответил Н.
Н. с «новым знакомым» завели разговор. Они говорили о том, что Н. знал и любил. Через некоторое время, наговорившись вдоволь, они распрощались.
   - Ну как Н., понравилось ли тебе общаться с равным? – спросил Учитель.
   - Очень, наконец – то я не одинок! Смотрю вокруг и понимаю, что все мне знакомы. Я знаю, кто и что любит, и могу об этом поговорить. Я чувствую себя счастливым!
    К обеду Н. уже со многими «познакомился» и пригласил их к себе в гости. «Новые друзья» с радостью приняли его приглашение, и вечером все собрались у Н. в гостях. Они долго говорили на разные темы. Разошлись гости по домам, когда за окном уже стемнело.
   - Ну, как ты провёл сегодняшний день? – спросил Учитель.
   - Хорошо, я вдоволь насытился общением с умными людьми. Пожалуй, этот мир лучше прежнего. – Ответил Н. и лёг спать.
     Утром Н. с радостью пошёл на работу.
    Перед работой он, как обычно, хотел зайти в булочную, чтобы купить тёплых свежих булочек, но булочная была закрыта.
    «Удивительно, что случилось? В это время они уже должны работать. Какое безобразие!». Ни с чем он пошёл на работу.
    Следующее удивление с ним случилось, как только он вошёл в холл организации, где работал. Полы были удивительно грязными, хотя обычно они блестели от чистоты.    Столовая в этот день также была закрыта, даже кулеры с водой никто не привёз. Все сотрудники были вынуждены остаться голодными и мучиться от жажды. Кстати, всех сотрудников также звали Н., и они все были одинаковыми.
     Когда Н., голодный и уставший пришёл вечером домой, Учитель ждал его.
- Ну что Н., как прошёл день? – спросил Учитель.
- Странные дела происходят в этом новом мире. Магазины закрыты, никто не делает уборку ни на улице, ни в помещениях. Я сегодня даже машин почти не встречал, а те, что видел, были легковыми. Здесь что, забастовка?
- Совсем нет. Этот мир наполнен людьми, которые точь – в – точь как ты. Спроси себя: стал бы ты работать на полях, чтобы сеять, пахать, собирать урожай? Стал бы ты водителем грузового автомобиля, чтобы всё это развозить, стал бы ты печь хлеб, мыть полы, мести улицы, шить одежду, и делать многое такое, о чём даже не задумываешься в обычной жизни, когда включаешь свет, газ, воду? А ведь за всем этим – люди.
    В этот вечер Н. лёг спать уже не в таком радостном настроении.
    Утром он не смог умыться, поскольку в трубах что – то гудело и стучало, но воды не пролилось ни капли. В чайнике осталось немного воды, ею он умылся, и попил, что осталось, поскольку его мучила жажда.
    На улицах, и на работе стало ещё грязнее. Магазины по - прежнему были закрыты. Коллеги  Н-ны, да и сам Н. были раздражительными, но ещё держали себя в руках.
Наконец-то рабочая смена подошла к концу. Н. пришёл домой измученный.
   - Ну, как прошёл твой день? – спросил Н. Учитель.
   - Ужасно! Я хочу есть, пить и помыться, но это лишь пол беды. Ты знаешь, мне надоели все эти двойники. Мне уже не о чем с ними говорить. Я знаю, что они спросят, и что ответят. Я чувствую, словно упёрся лбом об потолок. Толкаю его, толкаю, а всё бессмысленно, как будто я прекратил расти сам над собой. Мне кажется, ещё день и я начну сходить с ума. Меня всё и все раздражает. Я даже ловлю себя на мысли, что мне не хватает тех, кого я считал дураками. Все эти Н- ны такие надменные. Они считают, что знают всё. Понимаю, что все они – это я, но неужели со стороны я так выгляжу? Неужели я такой напыщенный индюк?
   - Да, ты именно такой, просто тебе выпал редкий шанс посмотреть на себя со стороны, и ты это увидел.
   - Ты считал себя самым умным, – продолжал Учитель – и смотрел на людей свысока. Тех, кто не знал того, что знал ты, считал дураками. Думал ли ты когда-нибудь, что все эти люди не обязаны знать и любить то, что знаешь и любишь ты? Бог всех людей создал разными, поскольку красота мира именно в разнообразии. Только когда мы общаемся с разными людьми, мы растём над самими собой, мы обретаем опыт и мудрость. Ты был окружён своими копиями, которые не ставили тебе неожиданных задач, решая которые, ты рос как личность, поэтому и почувствовал, что упёрся лбом об потолок – тебе некуда было расти, да и незачем. Но когда человек прекращает своё развитие – он подобен мертвецу. Если бы ты думал не только о себе, но и о других людях, то не был бы так горделив, ты смог бы с ними подружиться. Узнать чем люди живут, что их радует, что печалит, какие у них интересы. Думаю, ты бы много нового для себя открыл. Люди, которых ты считал дураками, на самом деле по-своему умны. Даже мудры и глубоки, а их познания в различных областях, тебя бы поразили. Возможно, и ты радом с ними окажешься дураком. Ты вырастил такую гордыню, что за её размерами других людей не видишь. Это она - гордыня не даёт тебе сближаться с другими, ведь если ты поймёшь, что кто-то в чём-то умнее тебя, ей придётся стать меньше, а в последствии, возможно, и совсем исчезнуть, а она этого боится. Подумай, что для тебя важнее: гордыня, которая не даёт к тебе никому приблизиться или рост твоей души? Вместе они не совместимы. Чтобы этот рост состоялся, тебе надо открыться людям, быть проще, добрее, смотреть не на внешность человека, не на его место в обществе, а на его душу. Стараться за внешней оболочкой душу разглядеть, а это – целый мир, неизведанный, порой раненный, порой прекрасный – разный. Каждый человек – это целая Вселенная. Порой сам человек о себе почти ничего не знает. Старайся разглядеть душу человека, уверяю, если ты будешь это делать, жизнь твоя сильно изменится, у тебя будет много друзей. Живи не для удовлетворения своих потребностей любой ценой, а думай чем помочь людям. Зачем ты живёшь? Зачем тебе твои знания, если они закрыты в тебе? Может быть, настало время ими поделиться? Подумай над своей жизнью. Подумай, чего ты хочешь?
   - В-первую очередь я хочу, чтобы вернулся старый мир. Чтобы все люди снова были разными.
   - Спи, утро вечера мудренее. – Сказал Учитель и Н. сразу уснул.

  Когда  Н. проснулся утром, Учителя рядом не было. Первым делом он побежал к окну, чтобы посмотреть на людей. Родители вели детей в детский сад. Кто-то спешил, кто-то гулял с собакой. Все были заняты своими делами и все были разными. Н. испытал такую радость, которой, наверное, никогда раньше не испытывал. Он был готов выбежать на улицу и обнимать всех подряд. Вдоволь насмотревшись и убедившись, что мир действительно прежний, пошёл в ванную. Какое блаженство утром принять тёплый душ! Про себя Н. поблагодарил всех людей, которые позаботились о том, чтобы у него и других людей были вода. Свет, газ, продукты и многое другое. Выпил горячего свежего чая, оделся и пошёл на работу.
   Н. вышел на работу  раньше, чем обычно. Он шёл не спеша, вглядываясь в лица прохожих. Н. улыбался каждому встречному, поскольку очень рад был видеть разные лица. Смотрел на женщин, и отмечал про себя какие они все разные, красивые и уникальные. Все были так не похожи друг на друга!
    Дворник мёл тротуар и становилось очень чисто. Н. подошёл к дворнику и поблагодарил за его труд. Дворник не ожидал благодарности от прохожего, но было видно, что ему это приятно.
    Булочная была открыта. Н. вошёл и ощутил аромат свежей тёплой сдобы. Глубоко и с наслаждением он вдохнул этот аромат, купил любимые булочки, и впервые увидел, какая милая, симпатичная женщина за прилавком. Н. заметил, что она сама похожа на аппетитную булочку и улыбнулся ей. Всё ему казалось таким добрым и милым, он шёл и улыбался. «Как я мог не замечать всего этого раньше?» - думал он.
    На работу Н. пришёл рано, кабинеты были ещё пусты, но в коридорах уже было чисто и свежо. В дальнем конце коридора он увидел уборщицу. Это была довольно пожилая женщина. Она домывала полы перед началом рабочего дня. Н. подошёл к ней, поздоровался и спросил: «Как вас зовут?».
   - Анастасией Петровной, но все меня зовут бабушкой Настей. – Ответила она.
   - Бабушка Настя, я давно хотел вам сказать, как признателен за ваш труд. Вы заботитесь о том, чтобы мы все работали в чистоте – это очень важно для нас. Спасибо вам большое!
    – Да ты что, милок, это ведь не весть какая работа, не надо много ума, чтобы шваброй махать.- Стала вдруг оправдываться от неожиданности бабушка Настя.
   - Вы не правы, работа ваша хорошая, и людям очень нужная. Смотрю, вы уже заканчиваете. Бабушка Настя, приглашаю вас на чай со свежими булочками, я как раз успею чай приготовить. Приходите в мой кабинет, а то ведь это я свой рабочий день только начинаю, у вас он давно начался. Наверное вы и проголодаться успели. – Предложил Н.
   - Хорошо, милый, приду.
    Н. и бабушка Настя попили чаю, поговорили. Оказалось, у старушки была интересная жизнь, много испытаний, но и много радости.
    Когда чаепитие закончилось, по коридору зашуршали шаги первых пришедших сотрудников. Начался новый день.
    У Н. было ощущение, что всех коллег он по-настоящему видел впервые. Оказалось, что если в людях искать не недостатки, а достоинства, то их находится довольно много. Каждый человек по-своему интересен. Как хорошо, когда все вокруг разные!
   - «Спасибо тебе - Господи, спасибо тебе - небесный Учитель за урок!» - неустанно повторял Н.
    Только в конце рабочего дня Н. вдруг посмотрел на календарь и заметил, что прошедших трёх дней как бы не было. Эти дни существовали лишь для него… или это был сон?  Чем бы не оказались прошедшие дни, они поменяли жизнь Н. очень сильно, он словно стал другим человеком, и все окружающие это заметили.
    Удивительно, мир остался прежним, изменился лишь Н., но для него изменился не только он, но и весь мир, и этот мир нравился ему больше всех.


Рецензии