Люди различны. Должно ли это учитываться в организ

Люди различны. Не пагубны  ли игры в формальное равенство?

Новая "сословная" организация - мракобесие, или в этом что то есть?

Нет необходимости доказывать общеизвестное и очевидное.  По своим психофизическим, эмоциональным, волевым и интеллектуальным характеристикам люди отличаются друг от друга. Зачастую эти различия настолько велики, что проще предположить отношения между инопланетянами, чем между гражданами одного государства. Для простоты рассуждений назовём эти различия разными психотипами, или  различиями между людьми разной природы.
Оговорюсь сразу, я сознательно для целей статьи  исключил на данном этапе  такой критерий различия, как образованность.

Собственные жизненные наблюдения приводят меня к выводу о том, что  основой  этих различий является разница в нервной организации личности ( духовной организации) , имеющая биолого-социальную, но в большей степени биологическую природу.

Что я имею в виду? То, что среда, воспитание и образование имеют важное значение для формирование личности, но всё же природная ( или Божественная, если хотите,) предопределённость важнее. Личности, например,  с тонкой духовной организацией, обладающие высоким интеллектуальным, творческим потенциалом, способные к анализу, наделённые волей могут появиться в любой социальной среде, вне прямой зависимости от обладания родителями этих качеств. То же касается любых иных психотипов, личностей, например, не способных к анализу, к тонкому восприятию, или к творчеству, не способных различать детали или безвольных, но вполне возможно обладающих иными талантами и достоинствами, которые также могут появляться в любой социальной страте, независимо от качеств биологических родителей.

Так, во многих случаях, люди технического ума, схематики, могут быть великолепными "технарями", программистами, электронщиками, механиками и пр., но при этом испытывать значительные сложности в социальной коммуникации, гуманитарных практиках и науках, или человек службы, отличный исполнитель, или человек физического труда, возможно идеальный рукодельник, может быть лишён способности к системному осмыслению, стратегическому видению. Ловкий торговец, или энергичный предприниматель "далеко не всегда" доблестный воин, пытливый,терпеливый и самоотверженный исследователь, государственный деятель или духовный наставник. Классификация науками о человеке, его психике, нервной, физической организации выявлена, дана, пусть и в разных контекстах и вариантах. Здесь речь о наличии, а не о содержании такой классификации. 

Если согласиться с утверждением об объективном характере этих различий между ЛЮДЬМИ РАЗНОЙ ПРИРОДЫ, то следует признать, что ожидать, или требовать от обладателя определённых свойств и качеств устойчивого поведения, не соответствующего его природе, вредно и не плодотворно, как для самого человека, участника общества, гражданина, так и для общества, государства.

Наибольшую эффективность способна достичь, продемонстрировать система общественных связей, такая организация, такое государственное устройство общества, которое в максимальной степени соответствует этим различиям в свойствах и качествах разных типов людей.

Человеческое счастье, чувство удовлетворённости у многих  основано не только на обладании, радость обладания конечна и скоротечна, но и на ощущениях, на понимании собственной социальной востребованности. Чем полнее реализованы способности психотипа, тем успешнее, эффективнее результат деятельности, следовательно выше социальная оценка и самооценка, социальная роль. Лукавы те, кто заявляет о пренебрежении, о безразличии общественной оценки свойств и действий индивида, напротив недооценённость есть в большинстве случаев причина асоциального поведения.

Чем эффективнее общество способно обеспечить индивидуальную самореализацию, тем выше потенциал, устойчивость самого общества.
Полагаю, что общественное устройство ( строй ), которое основано на признании важности и возможно первостепенности этих различий, устройство, направленное на максимальную реализацию полезных обществу индивидуальных потенциалов, учитывающих этот фактор при организации своих механизмов управления, хозяйствования, безопасности и воспроизводства, перейдёт на принципиально иной высокий качественный уровень, относительно имеющихся современных социально-политических укладов.


Бессмысленно и вредно привлекать к  формированию государственной власти, принятию политических решений, тех членов общества, которые органически не способны к ответственному собиранию и анализу специфической информации, да и если честно, то и не имеют ни желания ни потребности к такой деятельности.
Больно общество, чья политическая система в силу требований идеологических клише вынуждено основываться на лжи и необходимости массовых и массированных манипуляций информацией.  Эта система не естественна, противоречит существу действительных общественных отношений, нерационально отвлекает огромный ресурс на обеспечение ложного фасада, и , что самое главное влечет несоответствие формы и содержания общественного устройства, а это причина дисбаланса болезненного и фатального.

В системе, необходимым элементом которой является ложь и неестественность, преимущественные позиции всегда занимают аморальность и низменность. Возникает питательная среда для развития коррупции, воровства, лоббирования интересов только экономически сильной части общества,т.е.бизнеса, который по природе своей всегда озабочен, в первую очередь, собственными прибылями, а не интересами общества, что в конечном счёте пагубно.

Сословная структура общественного устройства уже практиковалась в истории человечества и довольно долго, следовательно была эффективна и плодотворна для своего времени, однако столкнувшись с дисбалансом в развитии не смогла его преодолеть и прекратилась. Основной причиной непреодолённости дисбаланса  был, вероятно, НАСЛЕДСТВЕННЫЙ характер принадлежности к сословию, т.е. к роду занятий и образу жизни и  существенная сложность в возможности перехода в другое  сословие. Отсутствие социальных механизмов горизонтальных и вертикальных перемещений, социальных лифтов, позволяющих занять соответствующее способностям и природе человека место в общественном организме, явилось непреодолимым препятствием в развитии обществ с сословной организацией, где объём и структура социальных, гражданских, политических прав и обязанностей определялась в соответствии с принадлежностью к сословию.

Если может быть решена задача свободного определения собственной принадлежности к сословию, по роду избранной деятельности, а также беспрепятственного перехода в другое сословие ( предполагающего соответствующее исполнение неисполненных обязанностей или компенсацию привилегий, связанных с утратой или приобретением социальных статусов), или в определённых случаях лишения права повторно состоять в сословии, то недостатки предшествующих исторически сословных организаций общества, могут быть преодолены.

Гармоничным и способным к развитию окажется общество, которое сумеет реализовать принцип, декларируемый КПСС " от каждого по способностям, каждому по труду", а в идеале "по потребностям" .

Представляются  пока контурные ориентиры  принципов, критериев искомой организации общества.

Высокие руководители - аристократы духа.
Интеллект. Умеренное потребление, демонстративная открытость, высокая ответственность, повышенные моральные требования, высокий общественный авторитет, кодекс чести. Обязательная служба в армии. Семья и образование детей в стране.
Социальные привилегии.

Судьи.
Честь, высокая ответственность , горизонтальная ротация, умеренное потребление, кодекс. Семья и образование детей в стране.
Социальные привилегии.

Воины, полиция, государственные служащие.
Тоже-Честь, авторитет, у служащих потребление умереннее, чем у воинов и полиции , кодексы. Семья и образование детей в стране.
Социальные привилегии.

Наука, культура, образование, медицина, социальные работники, экологи, духовенство.
Социальный авторитет, кодексы. Государственное и/ или общественное обеспечение.

Предприниматели - податное сословие, свободны в бизнесе, ограничены в политике.
В доходах не ограничены, но прогрессивный налог.


Обыватели , ремесленники, люди свободного и наёмного труда.
Особенный характер реализации политических прав, в части ограниченного  участия в непосредственном ( прямом ) формировании структуры государственной власти и содержания политики.

Государственная власть инертна по природе и не способна вне открытых фаз кризисов, осознавать, формулировать и решать задачи  такого уровня. Уровня базисных устоев, универсальной идеологии, мировоззрения современной эпохи. Действительно кардинальные изменения в организации общественной жизни возможны лишь при мощном внешнем (относительно государства) общественном воздействии. Поэтому первично необходимо общественное обсуждение, поиск решений.


07-08.2011.   А. Сидорин


Рецензии