Мобилизационная организация власти

Мобилизационная организация власти.  Должна ли власть измениться?

Ход истории непрерывен. С той или иной периодичностью происходят качественные изменения исторических реалий , то что в последствии называют сменой эпохи. Эффективный правитель (-ли) обязан предчувствовать грядущие изменения , готовить к ним общество, реагировать своевременно. Такое реагирование предполагает необходимость  существенной, иногда кардинальной смены политического курса.
 
Если верховная государственная власть, в силу личностных свойств, либо иных обстоятельств, не способна к своевременному  и правильному реагированию общество ожидает болезненное ( хорошо если не фатальное) неподготовленное столкновение с вызовом (-ами). Если персоналии во власти способны к изменению проводимой политики и органически не находятся в противоречии к потребностям нового курса, то много лучше для общества, если персоналии в верховной власти будут сохранены.
 
Даже в периоды относительной стабильности важно качество функции, а не бездумное следование догме о сменяемости. Принципиальная возможность замены вполне достаточна, как свойство института, но если власть качественно исполняет функцию, в соответствии с интересами общества, то требование об обязательной смене вредно, поскольку гарантировано влечёт период снижения дееспособности власти, и размывает персональную ответственность за результаты управления.

Любое общество, стремящееся сохранить  суверенность своего государства в современном мире обязано заботиться  о создании и поддержании дееспособности и эффективности своего государственного устройства.

Россия как государственное образование возникла и всегда могла существовать только в условиях единства огромной территории, обеспеченного единым управлением, не исключающего при том сложно конструируемого способа отправления государственной власти, учитывающего особенности отдельных национальных культур, на территориях национальных образований. В этом уникальность  организации российской, советской государственности.

Большинство мыслителей сходятся во мнении , что мир входит в эпоху серьёзных испытаний, которыми будут сопровождаться значительные геополитические изменения, вызванные объективно назревшими противоречиями существующих экономических, социальных, политических систем, образующих миропорядок.

Глобальный кризиз, есть вызов  который вынуждены принять все без исключения существующие сегодня на земле цивилизации и их ведущие государства. Российское общество и государство в их числе, и не ошибусь если замечу - в первых рядах, по известным причинам.

В критичных, кризисных обстоятельствах, в обстоятельствах высокого уровня внешних и внутренних угроз существованию государств ( и соответственно представляемых ими цивилизаций ) сможет сохраниться как субъект, пройти, претерпеть  необходимые качественные изменения только такая государственная власть, которая обладает возможностью оперативно, читай немедленно, реагировать , принимать и исполнять решения, т. е.  дееспособная и эффективная.

Основным неразрешимым противоречием современной внутренней политической организации обществ является высокая зависимость властей от общественного мнения , от волеизъявления обывателей, большей частью которые инертны и не способны к прогнозированию. Обыватель склонен реагировать на уже состоявшиеся события и не готов к осознанным самоограничениям  без "стопроцентной" уверенности в их необходимости. Имеющиеся системы возникли и получили развитие в условиях относительно  спокойной,  стабильной обстановки, не предполагающей необходимость мобилизационной организации общества и государственной власти.  Несмотря на имеющиеся правовые основания перехода в режим чрезвычайной ситуации, военного времени, современный обыватель внутренне не готов согласиться с превентивным переходом и готов "перекреститься" , лишь когда "грянет гром".

Очевидно, что экономическое и социальное политическое прогнозирование, даже краткосрочное недоступно большинству обывателей по ряду причин. Полагаю,  здесь отсутствует необходимость анализа этих причин. Ясно, что по тем же причинам обыватель не в состоянии принять и осознать информацию об угрозах, например  макроэкономического, или иного опосредованного, не прямого характера. Современное , не объединённое идеей , кроме примитивного потребительства, общество способно лишь на рефлексию по поводу  очевидного, видимого и осязаемого раздражителя.

Особенностью же современных конфликтов можно признать, что непосредственно горячая фаза, само применение военной силы, является уже завершающей стадией, лишь оформляющей стратегическое и тактическое преимущество атакующей стороны.

Соответственно осуществление превентивных и эффективных управленческих действий, сопряженных с необходимостью значительных внутриполитических и внешнеполитических усилий ( возможно  кардинальных качественных и болезненных преобразований ) должно основываться на квалифицированном ( информированном) участии в государственном управлении, что априори практически невозможно в современном состоянии обывательского сознания и высокой степени вовлечённости современного электората в формирование политического курса страны.

Российская политическая традиция  содержит высокий уровень участия в процессе управления личности верховного правителя ( монарх, генсек, президент). Возможно, такая организация власти обусловлена объективной  потребностью перманентного реагирования на вызовы , поскольку в российской истории сложно отыскать периоды спокойного стабильного развития без внешних,  в первую очередь, угроз. Таково видимо геополитическое положение страны. "Карма" протяжённости сухопутных границ, неоднородного и неспокойного соседства,  дисбаланса между численностью и плотностью населения и площадью территорий.

Вне зависимости от состояния политических сил в стране, периоды ослабления и укрепления государства напрямую связаны с личностными качествами верховной власти.

Если признать вводные верными, следует согласиться, что как в России , так и в других  относительно суверенных государствах, но в России более, ввиду особого уникального положения, сегодня жизненно важным  является необходимость формирования дееспособной, эффективной власти , задача которой в обстоятельствах катастрофического недостатка времени подготовить и провести общество через горнило испытаний.

Единственным условием формирования такой власти с минимальным , но неизбежным уровнем насилия , есть доверие большинства к конкретной личности.

Полагаю, что современный лидер не утратил безвозвратно потенциал восстановления доверия общества. Но для такого восстановления необходимы титанические усилия духа и не дюжий талант политика. В противном случае нас ждут потрясения возможно несовместимые с жизнью страны.

Мне лично кажется, что верховной власти необходимо энергично ,  смело и искренне, насколько возможно, объясниться с обществом напрямую, не прячась за спины партий, согнанных трудовых коллективов и групп поддержки. Надеюсь, что уровень её неприятия в обществе сама власть переоценивает.
 
Также не следует отвергать вариант подготовки в короткий срок самой властью новой фигуры, способной завоевать доверие общества, подобно тому, как в своё время появился в большой политике В. В. Путин.


12.2011.  А. Сидорин


Рецензии