Договор между гражданином и государством

Договор между гражданином и государством.

Возможное решение дисбаланса, современного государственного устройства, как способа социальной организации. Одно из условий для перехода к следующему этапу, иному качественному уровню общественного развития.

Надо ли изобретать велосипед? В социальной жизни, в вопросах государственного строительства - надо!

Жизнь. Качество жизни. Способность к сохранению и развитию. Качество жизни любого субъекта, организма,  будь то отдельный человек, общество, или его основная организация - государство, напрямую зависит от соответствия содержания форме, от того насколько организационные формы, нормы, правила соответствуют уровню социального, технического, интеллектуального развития человека и общества.

Жизнь едина во всех её проявлениях. Взаимная связь, взаимная зависимость экономических, социальных, политических аспектов общественной жизни очевидна. Следовательно также очевидна необходимость перманентного движения, приведения государственного организма в соответствие с изменяющимся общественным запросом ( не всегда полностью осознанным ), уровнем развития, или деградации общества.
Если возникают несоответствия, дисбалансы, диспропорции содержания и форм, то общество заболевает, начинаются процессы деградации управления, снижения эффективности, впоследствии и остановки развития.

Что имею в виду? Например, то , что в современном мире демократические  ( более, менее - не важно ) государства с открытой рыночной экономикой, по существу не обладают полным суверенитетом, поскольку не имеют возможности в случае необходимости защитить собственные рынки, валюту, обеспечить информационную, иную (наркотики) безопасность населения, оборону и другие функции суверена.
В случае возникновения критичной угрозы  эффективно противостоять , справиться с вызовом сможет только независимая авторитарная, или даже военно- мобилизационная государственная власть. Вопрос, откуда ей взяться? Человечество воспитано, разложено, ( как угодно ) догматами либерально-демократического государства с рыночной экономикой. Полноценных национальных государств в традиционном понимании и нет вовсе( по существу), хотя формы сохранены.
Современный уровень развития информационных технологий, транспорта, финансовых, банковских , юридических инструментов ( технологий, манипуляций, схем) очевидно состоит в противоречии ( точнее сказать переигрывает ) с традиционными формами государств, что вероятно в интересах внегосударственных, наднациональных субъектов, центров силы, и не соответствует действительным интересам населения и правительств стран.


Для исправления фатального дисбаланса необходим поиск совершенно новых форм, способов организации общественной жизни, государственных устройств, способных обеспечить сохранность и устойчивое развитие обществ. Причём новым может оказаться необычная компиляция известных ранее решений государственной организации жизни общества.


Жизнь изменяется с разной скоростью. За изменениями содержания жизни должны следовать изменения форм её организации, желательно без длительных задержек. При резком качественном изменении содержания - уклада, обязательны адекватные, такие же качественные изменения  организационных форм, иначе крах.

Рассмотрим некоторые предложения об  уместных, на мой взгляд, для нашей страны новых принципах организации государства, направленные одновременно на повышение эффективности власти и на стремление к справедливому государству .


Любая государственная должность, в т.ч. выборная, с полномочиями участия в принятии решений, может быть занята только лицом, закончившим российское специальное высшее учебное заведение государственного управления, сокращенный курс возможен после первого высшего образования по специальностям юрист, экономист, военное дело.

Любой госслужащий, в т. ч., возможно  высшее лицо государства, помимо регулирования его деятельности законом(-ами) , заключает договор с государством, устанавливающий дополнительно иной характер правовых отношений , предусматривающий персональные и более широкие обязанности, ответственность также за действия зависимых, аффилированных лиц и подобное ( например обязанность не иметь каких - либо интересов за рубежом, ограничение контактов, имущественное положение, репутационные риски, воспитание собственных детей, отсутствие связи с религиозными сектами, подобными организациями, вопросы здоровья, зависимостей и прочая). В перспективе могут быть созданы специальные суды, арбитражи. Организационно и экономически это не должно быть накладно, поскольку не громоздко.

Каждый гражданин, в зависимости от избранного им рода занятий ( условно - добровольного и самостоятельного отнесения себя к сословию ) и принадлежности к возрастной группе обязан заключить с государством договор устанавливающий объём, структуру и содержание прав и обязанностей сторон, что кардинальным образом изменит качество отношений гражданина со своим государством.

Считаю этот способ установления нового качества ( уровня ) отношений государства и граждан высоко эффективным в современных условиях, отвечающим техническому и социальному развитию, обеспечивающим иной, принципиально высокий уровень доверия сторон, необходимый для укрепления и развития общества ( цивилизации ), представляемого государством.

Такой договор возможен и с не гражданами ( мигрантами,  соотечественниками, иными лицами ) , поскольку у них отношения с государством также возникают, медицина, социальные услуги, образование, оборона, безопасность.

Заключение договора не умаляет при этом авторитета государственной власти, но напротив наделяет её много большей осязаемой и понятной легитимностью. Следовательно достигается искомый уровень эффективности, дееспособности власти в условиях кризисного, болезненного перехода общества и государства в иное качественное состояние.

Полагаю, такое позволит каждому ощутить реальность, непосредственность и ответственность в отношениях с государством (а по существу - с обществом, представляемым государством), как с партнёром, в том числе, возможно, и в налоговой сфере.

Социальное и гражданское неравенство - разный объём и структура прав и обязанностей, столь естественное и необходимое для устранения кривых и лживых перекосов ( дисбалансов ) в организации общественной жизни, при этой реформе будет воспринято , как справедливое, следовательно эффективное и устойчивое  состояние гражданских публичных отношений.

Социальные обязанности государства ( объем, структура ) будут точнее и справедливее дифференцированы в зависимости от степени гражданского участия, общественно полезной деятельности конкретного лица ( группы ), равно, как и объём гражданских прав.

С точки зрения политической борьбы, как внутренней, так и внешней, этот шаг позволит приобрести устойчивое преимущество на эпоху. Уж перед апологетами господствующего сегодня безответственного усреднённого "демократического" способа формирования и отправления государственной власти , так точно. Это обезоруживающее действие.

Повторюсь неоднократно. Я не предлагаю заменить нормативное ( законом ) регулирование отношений государства и гражданина на договорное, я предлагаю, лишь, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ системы правового регулирования, к закону добавить договор. Договор, который будет определять дополнительные, по отношению к установленным нормами права, преимущественно обязанности и ограничения государственных служащих, в первую очередь, социальных групп (по роду занятий, добровольно определённой самим гражданином принадлежности к сословию), возможно также по критериям возрастному, осёдлости и имущественному.
Например, бесплатное ( за государственный, точнее за счёт общества) специальное образование, в том числе спортивное, творческое, или жильё, субсидии и прочее, что по сути есть инвестиции общества в собственное развитие, согласно условиям договора, в случае использования полученного образования, имущества в интересах иностранных субъектов ( утечка мозгов, знаний, спортивных или иных навыков, т.е. человеческого капитала ) , гражданин обязан компенсировать обществу  убытки. Или работа по распределению на определённый срок после полученного "бесплатного" образования, возможно образовательный кредит, "списываемый" государством по мере работы выпускника в интересах общества, или что то подобное.   

Мною предлагается не сложный  технически, не дорогой, но, полагаю, высоко эффективный с политической, правовой, психологической точек зрения, т.е. приближенный к представлениям о правде и справедливости способ повышения качества отношений гражданина и государства, по сути, гражданина и общества.

Думаю, что новые отношения способны изменить во многом и качество самого общества, значительно повысить его устойчивость и потенциал развития.

12.2011   А. Сидорин


Рецензии