Чем пахнет прошлое

    Наша память хранит не только образы и действия, но и запахи. Ароматы прошлого.
Сегодня пошла на рынок. Ходила по рядам, где продают фрукты и овощи. Осенний рынок южного города - это трудно передать словами. Яркие краски, изобилие, ароматы. Глаза разбегаются, невозможно удержаться, чтобы не купить. Виноград, кисти зеленые, синие, розоватые.  Яблоки, красные, желтые, пестренькие,зеленые. Груши, желтые, коричневатые. Синие сливы, желтая айва.  А  вот лежат яркие помидоры, зеленые огурчики. Пузатые фиолетовые  баклажаны  рядом с перцами, красными, желтыми, зелеными. Кабачки, рядом с белоснежной цветной  капустой. Лук белый, лук красный, чеснок. А тут пучки зелени: укроп, петрушка, кинза, базилик, щавель, зеленый лук, салат. И все это богатство источает умопомрачительные ароматы. Но, что это? Что-то знакомое, родное, какой-то запах из далекого детства. Я остановилась, огляделась, принюхалась. Ноги сами подвели меня к яблокам. Кучки ярко-красных, желтых с румяными боками, зеленых. Но я уже знала, чей аромат мне напомнил давно ушедшее детство. Это был запах зелененьких яблок сорта Семеренко. Скромных  на  вид, но таких душистых. Мне всегда их запах напоминал о поздней осени, первом снеге на желтых листьях, ковром покрывающих землю.

          ***
    Территория летного училища, где служил мой отец. Бывшая барская усадьба. Старый парк частично засадили яблоневыми  и вишневыми деревьями. Летом сад охранялся сторожами с собаками. Осенью, после снятия урожая, сторожей уже не было, да и  других посетителей тоже. Я очень любила бродить по аллеям этого заброшенного парка. Старые тополя стройными рядами высились, соприкасаясь кронами под низкими тучами осеннего неба. Под ногами лежал толстый ковер желтых листьев. Тишину осеннего парка только изредка нарушали  крики  ворон. Справа от аллеи  размещались ряды яблонь. Земля между рядами яблонь была уже вскопана, она жирно блестела черными комьями. И вдруг возникал аромат, он как будто  тонкой струей разливался  в холодном воздухе. Так могло пахнуть только яблоко  Семеренко.  Но где оно?  Яблони уже сбросили свою листву,  и стояли, раскинув по сторонам мокрые, черные ветви. Но запах я чувствовала ясно, и это могло означать только одно,  где-то затаилось яблочко, может быть кривобокое, с пятнышками на зеленой шкурке. Но такое душистое, сочное, холодное. А, вот где оно!  Застряло между двумя ветками,  и упасть на землю не может. Я лезу по сырой земле, встряхиваю на себя холодные капли с черных веток. И вот оно у меня в ладошках. Мокрое, холодное, на боках следы сжимавших его веток. Я вдыхаю его стылый аромат, рот наполняется слюной. Зубы сводит холодом, острый сок заставляет чихать. Господи, какое наслаждение! Этот аромат память хранит десятилетиями. И на всю жизнь это мое любимое яблоко. Нет ничего лучше, чем добавить такое яблочко к салату из свежей капусты или сельдерея.

          ***
    Удушающий зной июльского дня. Идет 1941-й год. Нас вывозят из Белой Церкви. Немцы уже в Киеве. Мы сидим в военных грузовиках, покрытые толстым слоем пыли. Очень хочется пить. Наконец остановка. Мама бежит к домам с бидончиком, попросить воды. А я смирно сижу на чемодане, жду. И тут подходит старуха и дает мне горсточку клубники. Яркие ягодки пахнут так упоительно, так мирно, как будто и нет вовсе войны, и мы не едем, неизвестно куда, а просто приехали в село в гости к бабушке. Этот запах я помню всю жизнь. И каждое лето, когда на рынке появляются первые ягоды клубники, я опять вспоминаю начало войны, эвакуацию, пыльные дороги, бомбежки и добрую старушку, что дала мне душистую горсточку ягод. И сколько бы ни стоили первые ягодки, я их покупаю. А потом со слезами на глазах любуюсь на их красоту и наслаждаюсь чудным ароматом. И память рисуют далекие годы, счастье и горе, любимых родителей, маленького братика, что родился под стук колес товарного вагона. И старушку, что подарила маленькой девочке горсточку счастья и надежды.

          ***
    Ранняя весна, еще только что стаял снег, а солнце уже припекает по-летнему. Время готовиться к экзаменам. В те годы сдавали экзамены в каждом классе. И вот я иду в старый парк бывшей барской усадьбы. Там мое любимое местечко – заброшенный розарий. Розы одичали, превратились в непроходимые заросли шиповника. Но у меня есть среди кустов крохотная полянка, куда знаю ход только я. Высокие кусты надежно меня скрывают. Я стелю на толстый слой сухой травы одеяло, снимаю с себя пальто, раскладываю тетради и учебники. Меня плотно окутывает запах роз, хотя на кустах даже листьев еще нет. Это источают аромат нагретые солнцем ветви кустов. Запах такой густой, что начинает кружиться голова. Ветер, даже если он и есть, сюда не проникает, и хотя еще довольно холодно, но на полянке так тепло, что уже можно загорать. А чтобы немного охладиться, надо просто встать в полный рост. Не сразу я начинаю заниматься. Сначала я наслаждаюсь ароматом роз, вдыхаю его полной грудью, лежа на одеяле, подставляю солнцу лицо, легкая дремота охватывает тело. И кажется – вот оно счастье! И теперь, когда прошло столько лет, я, покупая летом розы, вспоминаю этот аромат, который кружил голову  романтической девчонке.

          ***
    Мы с мужем студенты четвертого курса. Год назад мы поженились и теперь у нас первый семейный праздник – первая годовщина свадьбы. Мы живем на квартире, бедны, как церковные мыши, но это нас совсем не напрягает. На наши стипендии много не купишь, но то, что стояло на праздничном столе мы помнили всю жизнь. Во - первых мы купили разливное пиво. Во - вторых на Ростовском рынке весной было полно вяленой рыбы. Вот мы и купили десяток тарани. Их так и продавали – связанными  десятками. А к ним пучок редиски, пучок зеленого лука и каравай белого пышного хлеба. Его продавали на вес, он назывался «домашний». Ну и наварили картошки  «в  мундире». И тогда же мы решили, что так будем отмечать каждый год. Запах вяленой тараньки, аромат редиски и лука, пар над картошкой, сдобренной душистым подсолнечным маслом – это чудо мы не забывали все годы, что нам были отведены быть вместе на этом свете. Ничего вкуснее для нас не было в эти весенние дни, 6.06, шестого июня.


Рецензии
Дорогая Людмила,как нежно и красочно вы описали свои ощущения и запахи в разное время своих лет.Благодарю всей всей души.

Ала Панеа   03.09.2022 02:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.