Грани творчества. Эссе

«Сейчас или никогда», как любил говорить всем известный Андрей Штольц из романа Гончарова "Обломов".

 До сих пор в голове играет музыка в исполнении 1900… «Легенда о пианисте» - поистине гениальный фильм, я никогда не видела ничего более трогательного и глубокого по своему содержанию. Не понимаю, почему он не стал столь же известным, как к примеру, «Титаник»? С одной стороны, у них есть нечто общее – жизнь на корабле, но здесь совсем иной идейный замысел, который заслуживает отдельного внимания.

Главный герой всю свою жизнь провел на корабле «Вирджиния»: он на нем родился, вырос, научился читать, играть на рояле… Но он ни разу за всю свою недолгую жизнь так и не сошел на берег. «У него, вероятно, не было такой возможности», - скажете вы. Но нет. Он не узник, не раб и не заключенный в кандалы работяга. Он всего лишь пианист, который живет на корабле.



 Где край света, в котором мы живем? Вы видите его? Я , увы, нет… А он видел, тем и был счастлив. Ведь он мог извлечь из малой его толики гораздо больше, чем мы можем себе представить! Мы зачастую просто теряем себя в этой огромной и бесконечной для нас вселенной. Тысячадевятисотый, которого сыграл замечательнейший актер Тим Рот, говорил, что у рояля всего 88 клавиш, и они не бесконечны, бесконечен тот, кто способен извлечь из него музыку, он искренне не понимал, как мы, люди, можем жить в таком огромном мире, где невозможно сосредоточить свое внимание на чем-то одном, ведь он крайне разнообразен! А все на свете не дано познать, увы, ни одному человеку. Как из миллиардов можно выбрать одного человека? Как можно выбрать себе одну лишь профессию из тысяч? И как, в конце концов, определить свой жизненный путь? Ведь столько всего, что может заинтересовать… Но героя фильма очаровал именно рояль. Однажды увиденный им, этот музыкальный инструмент определил всю дальнейшую судьбу восьмилетнего мальчика. Люди мечутся в течение всей своей жизни от одного к другому, так и не понимая, для чего именно они рождены. Нами постоянно движет не только обязанность, долг, забота, но и интерес, который, увы, часто оказывается бесплодным. Все-таки, в одиночку человек беспомощен перед целым миром, а люди творческие, как правило, одиноки. Они часто ведут аскетический образ жизни, следуя своим собственным приметам, каким-то ритуалам, ими самими же придуманным. Ведь обособление – это способ сосредоточиться на чем-то одном и попытаться извлечь из него как можно больше. Выходит, зачастую они создают себе эти границы сознательно. Герой фильма так же сознательно ограничил свой мир.

 Суша для него слишком большой корабль, и потому он остается на «Вирджинии», боясь потерять себя среди людей. Его не интересует слава. Пока он на корабле, он интересен себе самому и людям, которые периодически «приходят и уходят». Но если клавиатура бесконечна, ты не сможешь творить на ней музыку, это под силу одному лишь Господу. Здесь я не говорю о том, что постоянно нужно себя ограничивать, вовсе нет. Но натуры более тонкие учат нас видеть многое в малом. Всегда нужно уметь найти свой путь, с помощью которого можно достичь душевной гармонии, но ни в коем случае не бросаться от одного к другому, ибо это грозит куда большими потерями. Мир для того и разнообразен, чтобы в этом разнообразии мы могли найти себя. Порой всего лишь стоит копнуть поглубже, и из любого явления откроется истина.


Рецензии