Про пришельцев, Скит и мушиные похороны

Очерк

"Когда солнце слабнет - самое время рябинкой впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить. Ведь чисты и ветка рябины, и ягода. Держит это дерево крепко силу осеннего равноденствия. А уж коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, - возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя - и сгинет нечисть."

В Ночь с 22-го на 23-е сентября, наше Солнышко беспардонно пересекает экватор и начинает отогревать продрогших иноземцев южного полушария за счёт варварского укорачивания дневного времени столь милой нашему сердцу, Евразии. Ругаться по этому поводу бессмысленно. Относиться к происходящему лучше философски, с иронией. До весны, как ипостась бескровного протеста, допускается и приветствуется ношение фиги в кармане пальто, плаща, брюк, юбки, килта…… Весною, когда Солнце возвращается обратно, указанная фига извлекается и направляется в сторону южного полушария.
Любопытно, а как вели себя с приходом осени наши пращуры Славяне?
С таким вопросом, бессмысленно останавливать прохожих. Пройдут мимо, покручивая многозначительно пальцем у виска, или, те, кто попугливее, просто бросятся по осенним лужам, наутёк. Для того  чтобы обратиться к специалисту, вашему пронырливому и въедливому корреспонденту пришлось покинуть кофейно-папиросный уют редакции, преодолеть более 70-ти километров дорог, чтобы воплотиться в деревеньке Гришино, Подпорожского района, расположенной на речке Важинке.
Надо сказать, что еще на подступах к цели редакционной командировки, в деревне Согиницы, меня ожидала впечатляющая картина храма «Николина Церковь», памятника семнадцатого столетия удивительной красоты. Собор, внушительных размеров и часовня, все было во время оно срублено из могучих брёвен.
 
 
 Местные жители и служитель соседнего храма пророка Ильи, рассказали, что мероприятия по ремонту величественного памятника вот-вот начнутся.

Дорога от Согиниц до Гришино прошла под мощным впечатлением от памятника русского храмового зодчества. Но вот, легкомысленная и игривая Важенка вновь сосредоточила на себе внимание, тем более  что деревенька и сама выпорхнула  на встречу россыпью разноцветных домишек.
Деревня Гришино замечательна и общеизвестна тем, что в ней обосновались…пришельцы!
Экологическое поселение, чьи домики расползлись божьими коровками по берегу Важинки, в самом деле населяют «пришельцы» из Питера, Москвы и других городов.
Пришельцами этих людей можно назвать не только по географическому признаку. Они пришли и принесли с собой замечательную энергию, сфокусированную, как  на собственном эстетическом и духовном восхождении, так и на возрождении обрядовых традиций русской деревни.
Жители поселения скрупулезно, с энтузиазмом восстанавливают этнически выверенный облик исчезнувших празднований, хронология которых, изначально  привязана к древнеславянскому Солнцевороту.
Заметим, что некая мифологическая струя присутствовала с  самого момента приезда редакционного авто, ибо сошедший с холма Харон, молчаливо переплыл Стикс и, забрав, трясущегося в аллюзиях корреспондента, чертя лодкой по дну, из-за внушительного веса последнего, уволок его в царство…нет, конечно же, не в царство теней, но в царство света, ибо и не Харон вовсе, а гостеприимнейший  Владислав Кирбятьев, общепризнанный лидер Эко-поселения Гришино, улыбаясь, сидел за вёслами.

 

Впрочем, метаморфоза повторилась довольно скоро, когда Владислав, обратившись в некое новое, доброжелательное славянское божество, предстал в удивительных декорациях Гришинского Стоун…, нет, Вуд-Хенджа, ибо в отличие от Уилтширского, наш Хендж деревянный. Это травянистая поляна в форме манежа, по окружности которой на равных расстояниях высятся столбы, представляющие собой образцы деревянной скульптуры. Из-под резца студентов питерской «Мухинки», родились на свет пять произведений, символизирующие пять основных стихий: Ветра, Огня, Воды, Земли и Эфира.

 

 

 

 

 
В том месте, где деревенская земля заканчивается и открывается вид на чудесный холмистый лесной пейзаж, а надо сказать, что к этому времени сентябрь уже разложил свои волшебные тюбики краски и, кое где наложил на зеленый холст золотые и рябиновые мазки, так вот там, на границе миров, обитатели поселка установили символические ворота.
 
«Игра»- Бросит мне на всё это суровый обыватель, мусоря из распахнутого  окна подсолнечной шелухой. И я с этим совершенно соглашусь, ибо «Вся жизнь игра, а люди в ней….». Вот только игры бывают разными. Театром военных действий, принято называть игры связанные с массовым убийством, однако количество актеров - участников такого действа, сильно редеет к концу представления, ибо, когда в игровом азарте один актер пробивает другому адамово яблоко четырехгранным винтовочным штыком, последнего уносят со сцены вперед ногами.
Игра? Наверное. Только в процессе игры Гришенцев, всплывают из небытия утраченные культурные традиции русского народа. Бережное отношение к окружающей среде оборачивается отсутствием мусорных куч, лесных завалов. Игра? Но в результате такой игры, никого не увозит автомобиль «скорой помощи» после пьяной поножовщины. Игра? Только воссоздаются древнерусские рецепты чаев, и других целебных напитков. Скажите, товарищ с семечками, плохо ли людям от ТАКОЙ игры? Плохо ли окружающему человечьему сообществу от того, что есть такое место Гришино, куда приезжают беременные наши женщины, дабы в чистой и дружелюбной атмосфере выносить здорового ребенка? Всё это, как ты понимаешь, мой прозорливый и понятливый читатель, есть пустая риторика.
Лучшей иллюстрацией к описанию праздника осеннего равноденствия в Гришино, послужит подсмотренная мною программа:

21 сентября (с утра) – подготовка к празднику:
Для девушек – «наряжание» праздничного стола, приготовление Урожайной Горки, печение пирогов с капустой и брусникой, овсяного хлеба, варка киселя, изготовление традиционных обережных кукол из соломы и зерновух, шутки, прибаутки, шопотки, хохотки да песенки…..
Для мужиков – рубка дров для бани, приготовление праздничного костра, помощь в рождении образа Световита в дереве, плетение образа Волшебного Коня из сухой травы, сбор в лесу рябиновых гроздей, помощь девушкам по хозяйству, игра на музыкальных инструментах (пилы, топоры, грабли, косы), поборки друг с дружком на Любки и ...
Днём – праздничный обед со славлением Родных Богов и Предков. После обеда – Рада (разговоры о жизни, планах на будущий год, принятие решений) под вкуснейший гришинский Иван-Чай за самоваром.
К вечеру ближе:
- проведение обряда «Похороны Мухи»
- сотворение мистериального действия «Калинов Мост»
- «отпускание» по реке на плотике Волшебного Коня и помощь Ему в переходе в Сваргу
Совсем к вечеру:
- начало гуляний, песни, игры, хороводы,
- шаманское действо - закрытия Сварги Небесной на Зиму, всеобщее хождение по углям для обретения Силы на долгую Зиму…
- гадания о суженном (девушки, - если задобрили Овинного калачом :-)
22 сентября - день покоя и гармонии, индивидуальные прогулки и растворение в пространстве, обрядовая баня;

Надеюсь, что наш читатель, со временем будет посвящён во все детали Мушиных похорон и Отпускания коня, как примеров того, как можно проводить праздники без традиционного «купания в оливье» под аккомпанемент милицейского рожка.
Владислав любезно пригласил меня в уютный садовый уголок, особняком расположенный в стороне от огорода с грядками, и ответил на некоторые вопросы.
 

После окончания Ленинградского Электротехнического Института Связи, мой собеседник не долго проработал инженером. Уже тогда загорелись в его душе боевые костры, и раскатистое эхо дальних странствий стелилось над ними, предвещая крах электротехнической карьеры. Он увлекся Йогой и отправился работать в таежный лес на Дальний Восток. Потом была поездка в США, знакомство с тамошними людьми, состоящими в поиске Пути. В те поры весьма популярным в Североамериканских Штатах было движение Хиппи, основополагающим принципом которого, была полная свобода от каких бы то ни было ограничений. Однако, эта форма поиска, не удовлетворяла духовных потребностей Владислава. В значительно большей степени его заинтересовала жизнь племен североамериканских индейцев, с их многовековой национальной традицией. В Европе моего визави заинтересовали  общины в Шотландии, члены которых восстанавливали оружие, одежды и обряды местных кельтских племен…
На этом предмете обсуждения, наша беседа была прервана появлением Полины, жительницы посёлка и, в скором будущем счастливой мамы.
 

На вопрос, что именно привлекает новых поселенцев в Гришино, мой собеседник высказал собственное мнение, что в существующей ситуации, когда крупные, столичные  города превратились в  монстров, порождающих для поддержки своей жизнедеятельности новые и новые законы, не имеющих ничего общего с человеческими потребностями, искусственная среда выталкивает самобытных, ищущих людей. Такие люди стремятся к противоположному полюсу, к жизни растворенной без остатка в живой природе планеты. Здесь они ощущают, помимо экологической чистоты, некую защищённость от грубого вмешательства извне, в силу духовной родственности, объединяющей поселенцев. Здесь табуированы: агрессивное поведение, пьянство, табакокурение и сквернословие. Вегетарианство приветствуется, но не обязательно. В отличие от всевозможных сект, свободомыслие, является основным императивом негласного устава сообщества. Здесь не имеет значения конфессиональная принадлежность, и нет обязательной экономической доктрины, ибо каждый поселенец выбирает сам, каким образом удерживать на туловище от окончательного спадания собственные штаны. Важно, чтобы способ заработка соответствовал, объединяющей этих людей, духовной концепции. Впрочем, удачным делом, привлекшим всех Гришенцев, оказалось изготовление по древнему рецепту травяного Иван Чая со всевозможными добавками.
Исследование древнеславянского быта, шитье одежд, восстановление ремесел, так же объединяет лесных энтузиастов на протяжение всего года.
В разговоре мы коснулись вопросов внутренней жизненной философии Владислава Кирбятьева - лидера экологического поселения. На вопрос, как он увязывает собственное  стремление к духовному совершенству, а это априори подразумевает отшельничество, примером чему служат истории наших великих Святых Старцев Серафима Саровского, Сергия Радонежского и прочих, со своим нынешним социальным статусом, Владислав объяснил, что не исключает для себя, в перспективе, такого отшельничества. Однако на современном этапе, такая форма сообщества, каковой стала жизнь Гришинского эко-поселения, оптимальна и для него и для его друзей.
 
Щепетильной оказалась тема удержания в захолустье молодых, энергичных жён. Решение болезненного казуса потребовало проведения симпозиума на международном уровне. Поскольку Гришинцы включены в международную мировую сеть эко-поселений  GEN (Global Ecovillage Network), наши женщины, вступив в сговор с чернокожими прелестницами из семей южноафриканских экологов, стали методически проедать плешь своим мужчинам на предмет законного отдохновения. Наши требовали, в период длинной, русской зимы, глотка летнего солнца, а южноафриканские матроны добивались собственных отпускных преференций (Возможно путевки в Сибирь).
Не рискуя в конец намозолить глаза хозяину дома, и ввиду дальнего пути к редакционному насесту, я поспешил откланяться. Мы расставались добрыми знакомыми. В момент, когда я проходил под воротами миров, в спину мне кивали два, выструганных из дерева, желтых жирафа.

 

До самой Важинки и через нее, нас провожала очаровательная дочь Владислава, босоногая Олеся. На мой бестолковый и принуждённый вопрос, не хочется ли ей пожить в Питере, девочка посмотрела на меня с сочувствием и долго отрицательно трясла головой.
 


Трудяга автомобиль уносил меня прочь от дивных Гришенских полян. В стороне проплыл величественный храм Николы, и полетел из-под колес по сторонам прокаленный миновавшим летом щебень. Гришино, сужаясь в зеркале заднего вида, превращалось в прошлое, а на лобовое стекло, таинственно и непредсказуемо косилось будущее…


Рецензии