Тринадцать книг, которые Вам следует прочитать...

Тринадцать книг, которые Вам следует прочитать в наступающем году

Путешествуя в самолете и поезде, сидя дома и в кафе, по пути в офис и из офиса в уходящем году я по традиции читал разные книжки (какие-то я перечитал, а некоторые прочел впервые) и в конце года выбрал те из них, которые мог бы посоветовать друзьям в качестве обязательного чтения в ближайшем будущем.

«Убийство Роджера Экройда». В этом романе Вы не найдете особенных литературных изысков. Более того, чем ближе будет финал, тем более искусственными будут казаться намеренные умолчания Эркюля Пуаро о сделанных им выводах, которыми он не хочет покамест делиться с окружающими. Несмотря на это, книга местами хороша, а в качестве герметичного детектива подарила миру весьма оригинальный прием подачи читателю информации о преступнике.

Цитата: «Досадно только – зачем понадобилось Эркюлю Пуаро, уйдя на покой, поселиться здесь выращивать тыквы?»

«Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды». Познавательная книга, дающая представление о частной жизни и взглядах указанных в заглавии персонажей. Автор, дабы не подпадать под вынесенную в эпиграф своего труда сентенцию Н. Лескова о том, что невозможно одновременно любить Толстого и Кронштадтского, старательно не показывает, кого из них он любит. Впрочем, подлинный герой книги, конечно, граф Толстой, ибо, судя и по названию, и по содержанию, ярился в этой паре только святой, а Льву до святого дела не было вовсе. Зато мы узнаем, что святой выгодно женился, после чего объявил новобрачной, что спать с ней не будет. Впрочем, наверное, потому он и святой.

Цитата: «Иоанн Кронштадтский о Толстом: «Вам, по Писанию, нужно бы повесить камень на шею и опустить с ним в глубину морскую, вам не должно быть места на земле». Толстой об Иоанне Кронштадтском: «…Добрый старичок».

«Ричард III». Мужское начало главного героя столь необузданно, а его эго столь огромно, что заставляет разом забыть пересуды о том, что Вильям наш Шекспир был женщиной. Энергетика пьесы способна даже творческого импотента зарядить на решительные свершения. Для большего понимания хитросплетений сюжета рекомендую сперва ознакомиться с тремя частями шекспировского «Генриха VI», поскольку в диалогах герои «Ричарда III» постоянно обращаются к более ранним событиям.
 
Цитата: «Леди Анна. Тебе ль, мерзавец, Божий знать закон? И звери сами знают состраданье.

Глостер. Но я не зверь – его не знаю я».

«Предчувствие конца». Пожалуй, эта книга понравилась мне более всех остальных, читанных в этом году. Несмотря на некоторые языковые упрощения, роман заслуживает очень высоких оценок: его структура выверена, композиция хороша, повторы ключевых образов случаются в самых подходящих для этого местах, а интеллектуальный и нравственный посылы мощны и стоят вне эпохи. Это тот случай, когда награда нашла героя, поскольку в 2011 году Джулиан Барнс стал лауреатом Букеровской премии за это произведение.

Цитата: «Жизнь подходит к концу – точнее, не сама жизнь, а кое-что другое: возможность каких-либо перемен в этой жизни. Тебе предоставляется длительная остановка; времени достаточно, чтобы задаться вопросом: что еще я сделал не так?»

«Поющие в терновнике». Этот роман, конечно, не «Унесенные ветром». Ральфа де Брикассара еще можно сопоставить с Реттом Батлером, но главные героини в сравнение не идут: Скарлетт была яркой и интересной сама по себе, а Мэгги это попросту ничем не примечательная девица, вся жизнь которой оказалась сублимацией несчастного священника, которому некуда было девать кипучую сексуальную энергию. Собственно, этим роман и интересен, хотя обычно рассматривают его под иным, традиционным и скучным углом зрения.

Цитата: «Древние греки считали: безрассудная любовь – грех перед богами. И еще, помните: если кого-то вот так безрассудно полюбить, боги ревнуют и непременно губят любимого во цвете лет. Это всем нам урок, Мэгги. Любить свыше меры – кощунство».

«Откровения молодого романиста». Вопреки названию, книга представляет собой скорее не экскурсию в творческую мастерскую автора, а очередное рассуждение У. Эко на литературные темы, язык которого позволяет простым смертным приобщиться к довольно сложным профессиональным вопросам. Если Вы берете в руки книгу с надписью «Умберто Эко» на обложке, то можете быть уверенными, что ниже определенного – довольно высокого уровня – автор в этой книге не опустится. Другое дело, что, как и почти все такого рода авторы, тексты он пишет из раза в раз примерно об одном и том же, но тут уж ничего не поделаешь: за исключением тех, кого по пальцам перечесть, все выдающиеся писатели стоят перед непростым выбором – или исписаться, или перестать эксплуатировать полюбившийся жанр, или умереть молодыми.

Цитата: «Те, кого называют авторами «художественной» литературы (я уже говорил выше о неоднозначности данного термина), никогда, ни в коем случае не должны объяснять смысл ими написанного. Текст – это ленивый механизм, который требует, чтобы читатель выполнил часть работы за него. Иными словами, текст есть приспособление, созданное, чтобы спровоцировать как можно большее количество толкований».

«Освобождение Толстого». Информативная, остроумная и хорошо написанная книга И. Бунина грешит, пожалуй, чрезмерным количеством цитат. Впрочем, его незаконченный труд того же жанра о Чехове включает, по моим наблюдениям, еще большее их число. «Освобождение Толстого» дает отличную возможность сфокусироваться на лейтмотиве многих книг Л. Толстого – неизбежности и смысле смерти. Кроме того, книга Бунина позволяет сделать вывод о том, что Толстой относился к тому отвратительному и невыносимому в быту типу людей, что имеют скверную привычку кардинально менять мировоззрение и незамедлительно вербовать себе новых сторонников и перевербовывать старых согласно своим новым лекалам.

Цитата: «На Чехова Толстой имел огромное влияние, и не только как художник. Чехов не раз говорил мне в ту зиму, которую больной Толстой проводил в Крыму:

- Вот умрет Толстой, все к черту пойдет!

- Литература?

- И литература.

Он говорил:

- Я его боюсь. Ведь подумайте, ведь это он написал, что Анна сама чувствовала, видела, как у нее блестят глаза в темноте!

- Серьезно, я его боюсь, - говорил он, смеясь и как бы радуясь своей боязни».

«Молот ведьм». По большей части данный трактат утратил свою практическую ценность, однако и в наше время являет собой великолепное собрание разнообразных сексистских высказываний, десятки которых способны служить эпиграфами, эпитафиями и просто крылатыми выражениями.

Цитата: «Свойство женщин – это плакать, ткать и обманывать».

«Девушка с татуировкой дракона». Роман стоит почитать, хотя бы потому, что по нему сняли два неплохих фильма, автор умер и новинками нас не порадует, а вторая книга значительно хуже (до третьей Ваш покорный слуга не добрался). Первый том может показаться Вам излишне затянутым и занудным, но по ходу чтения второго Вы поймете, что в «Девушке с татуировкой дракона» сюжет скачет галопом, а события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Правда, уже в этой книге покойный С. Ларрсон путает жанры романа и киносценария – в «Девушке, которая играла с огнем» эта болезнь будет зловеще прогрессировать пугающими темпами. Вряд ли чтение книги доставит Вам большое удовольствие после просмотра экранизации. Автору этих строк посчастливилось: во время просмотра фильма с Дениэлом Крейгом он уснул, а потом, несмотря на такое неудачное первое знакомство, осилил сперва книгу, а потом и фильм.

Цитата: «Ее внимание привлекла статья, опубликованная женской группой из США, где автор утверждал, что садист точно угадывает подходящие жертвы и самой желанной для него является та, которая сама идет ему навстречу, полагая, будто у нее нет выбора. Садист предпочитает несамостоятельных людей, пребывающих в зависимом положении, и обладает интуитивной способностью вычислять подходящие кандидатуры.

Адвокат Бьюрман выбрал в качестве жертвы ее.

Это ее озадачило.

Она вдруг стала понимать, как ее воспринимает окружающий мир».

«Безнадега». С. Кинг это еще один автор, почти все книги которого похожи друг на друга. За ним, к сожалению, распространилась репутация автора «ужастиков», особенно активно поддерживаемая теми, кто ни одной его книги не читал, но осуждает. Таковым субъектам нужно усвоить несколько ценных вещей, а именно: Кинг писатель религиозный и национальный, по его книгам можно изучать культуру и сам дух США – как по «Симпсонам». И культурный слой у него отнюдь не менее глубокий, чем у Умберто Эко – просто он не европейский, а американский. Что до «Безнадеги», то для знакомства с творчеством Кинга я бы эту книгу не рекомендовал – тут скорее подойдут «Зеленая миля» и «Сияние». А уж после них, если Вы выживете на пути к Старой Замыкалке и сумеете сбежать из отеля «Оверлук», добро пожаловать в Безнадегу.

Цитата: «- Воля Божья.

- Именно так.

- Нашего Бога. Твоего и моего.

- Правильно.

- И Бог жесток.

- Совершенно верно.

- Знаешь, для ребенка у тебя очень уж жестокие принципы».

«Американский психопат». Чудесная книга, хоть и не шедевр, да и фильм по ней сняли неплохой, на мой вкус. Недостаток ее в том, что автор, не умея лучше, добивается произведения на читателя нужного впечатления через объем – если не быть совсем уж графоманом, прием верный, но не на «отлично». Этим же страдают многие книги Достоевского, с которым автора «Психопата» порой сравнивают. Не думаю, что это блестящее сравнение. Конечно, в торгуемой мной сейчас книге герои все на одно лицо – как и во многих книгах Достоевского. Плюс «Психопата», однако, в том, что тут это намеренный прием, тогда как Достоевский, сдается мне, нормальных людей описывать попросту не умел, поэтому вполне искренне писал психов и неврастеников. Плюс же книг Достоевского в том, что истерики у него делятся на большее количество родов и видов, чем яппи в «Психопате».

Цитата: «- Моя жизнь – сущий ад, - внезапно говорю я, двигая по тарелке кусочки лука-порея. Кстати, тарелка представляет собой фарфоровый треугольник. – И есть еще много людей, которых мне хочется…ну, наверное, убить. – Я произношу это с нажимом на последнее слово и смотрю прямо в глаза Армстронгу».

«Watch you Bleed. Сага о Guns N’Roses». Книга дает хорошее представление о жизни одной из самых классных рок-групп современности. Читая ее, можно проследить путь гансов от банды, которая разогревала «Aerosmith» и «Rolling Stones», до коллектива, давшего новую жизнь рок-музыке. Заодно можно порассуждать о превратностях судьбы: двадцать с лишним лет назад Эксл Роуз называл Пола Стэнли старым пердуном, и вот нынче старпер уже сам Эксл, а Стэнли все еще жив и все равно круче, хи-хи. Наконец, остается только дивиться, как при описанных ужасающих нагрузках на организм в виде алкоголя и наркотиков все участники оригинального состава гансов дожили до пятидесяти или вплотную подошли к этому рубежу, да еще и продолжают до настоящего момента заниматься музыкой.

Цитата: «Тур-менеджер Джон Ризи проснулся от звонка: «Мне позвонили в полшестого или в шесть утра: «Мистер Ризи, один из участников вашей группы вырубился перед лифтами на пятом этаже». Я надел какие-то штаны, выбежал из комнаты – и увидел, что Слэш мертв. Он был совершенно синий. И мертвый. Пульс не прослушивался. В тот же момент открылись двери лифта и появились медики». Один из них приник ухом к груди Слэша. Ничего «БАМ! Они вкололи ему адреналин, прямо в сердце».

Слэш вспоминал: «Мне сказали, что сердце у меня остановилось на восемь минут. Не знаю, кто вызвал «скорую». Там был мой охранник Ронни и человек Эксла, Эрл, они позаботились обо мне и привели медиков. Я очнулся, когда дефибрилляторы снова заставили мое сердце биться».

«9 глав о кино и т.д.». После прочтения этой книги мне, профану в области кинематографа, некоторые вещи стали чуть более понятными. А уж преподавательское мастерство Андрея Кончаловского представляется теперь очевидным. Помимо структурированных и оттого еще более полезных суждений об искусстве книга содержит также рассказ о ряде кинолент прошлого, которые тем самым так и напрашиваются для просмотра.

Цитата: «Описывая гастроли Сары Бернар, Чехов более чем сдержанно высказался о ее таланте, а вот к труду, вложенному в роль, отнесся с восхищением. «Во всей ее игре просвечивает гигантский, могучий труд… Будь трудолюбивы так, как она, чего бы мы только ни написали… Наши артисты, не в обиду им будь это сказано, страшные лентяи! Ученье для них хуже горькой редьки… Поработай они так, как работает Сара Бернар, знай столько, сколько она знает, они далеко бы пошли!»

Так с тех пор все в России и осталось. Таланта навалом, профессионализма никакого».


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.