Залог

  Открывается дверь и заходит мальчик в зимней одежде  и полном школьном снаряжении, то есть за спиной ранец (школьный рюкзак) в руках мешок со сменкой.
  Переступив порог,  и дождавшись, когда автодоводчик закроет дверь подошел к прилавку.
-   А велосипеды у Вас продаются? – спросил   он. Хотя ни оного велосипеда не выставлено, а на рекламном щите, при входе, написано что велосипеды и прочий инвентарь сдаётся в аренду, т.е. на прокат.
-   Здравствуй! – ответил  я ему. Он чуть покраснел и сказал:
-   Здравствуйте!
Видимо я его сбил с мысли своим  "здравствуй", потому что про велосипед он  забыл, а, подойдя к витрине, показав на микроскоп пальцем, спросил:
-   А что это?
-   Микроскоп – ответил  я.
-   Интересно! – сказал  он, продолжая разглядывать, указанный пальцем, предмет.
-   У моего дяди есть такой же набор. Сказал он через некоторое время и, видимо, этими словами хотел показать мне, что он знал, что это микроскоп, но просто проверил меня.
Подошел к другой витрине, увидев ракетки для настольного тенниса, спросил:
-   А сколько они стоят?
Я назвал цены всех выставленных ракеток (дело в том, что из-за малого роста ценники ему были не видны).
-   Дороговато – сказал он и продолжил:
-   Мне бы нужна ракетка, а то ребята в школе на третьем этаже играют в настольный теннис, а ракетку мне не дают. А я очень хочу поиграть.
Его взгляд продолжил движение и через несколько секунд остановился:
-   А вообще-то я хочу "санки – ватрушку".
Я ему объяснил, каковы условия проката этой ватрушки и что ему надо прийти с взрослыми. На что он мне ответил:
-   Да я сам обычно всё делаю. Денег у меня нет, но я могу вам оставить в залог ключи от квартиры.
Улыбнувшись и пожав плечами, я интересуюсь:
-   А не от собачьей ли будки  или сарая эти ключи?
-   Нет! Видите, они у меня на цепочке к карману прикреплены. Это точно от квартиры. Честное слово!
Он замер с ключами в руке, от которых отходила цепочка в карман брюк, чтобы я мог, как следует разглядеть их и убедиться, что они от квартиры.
Несомненно, я был уверен, что это ключи от квартиры, потому что у моего младшего сына ключ был прикреплён таким же образом, на длинной цепочке, чтобы не потерять и можно дотянуться до замочной скважины.
  Я не сдаюсь –
-   А если ты испортишь ватрушку, порвёшь её, кто мне заплатит? Придется забрать половину твоей квартиры.
-   Нет, на это я не согласен –  даже не подумав, сказал он, и печаль упала на его лицо. Понял что, по крайней мере, сегодня с ватрушкой ничего не получится. Хоть залог по его представлению и был внушительным, но расстаться с половиной  квартиры из-за испорченной «ватрушки» он явно не рассчитывал. И на то, видимо, были веские причины. Еще не много поглазев на витрины, он попрощался и ушел.

  Не прошло и получаса, как мой знакомый опять заглянул в наш прокат. Он был одет для гуляния во дворе, а в руках у него был футбольный мяч.
-    По моему я его перекачал  – сказал  он подходя ко мне и протягивая мяч.
-   Да, есть немного – сказал я.
-   Если по голове попадет, то забудешь где и живешь – добавил я.
Он промолчал, думаю, еще раз убедился,  что перекачал и не слабо.
Затем попросил посмотреть лыжи, на всякий случай если они пойдут кататься. Лыжные ботинки самые маленькие тридцать седьмого размера, а ему надо тридцать шестой.
-   Ничего – сказал он
-   Я могу и тридцать седьмой. Я надевал дедушкины ботинки тридцать девятый и тоже ничего – бодрым голосом сказал он.
В общем,  с лыжами  разобрались.
  Мы разговорились. Он рассказал, что летом  ездит отдыхать к бабушке в деревню Надино, но не помнит, где она находится. С помощью наводящих вопросов общими усилиями мы выяснили, что она находится в псковской области. Двадцать или тридцать километров от Пскова. Там есть не далеко лес. Лес проходишь, а там река за рекой опять лес. Немного пройти по лесу и будет озеро. Там много рыбы. Когда я спросил, а какая там вода торфяная (темная) или светлая, он ответил, что не знает, потому, как не был на этом озере. Очень хотел пойти на рыбалку с дядей Димой, но он все время пьяный и ему некогда. Хотя и обещал.
Наконец я решил спросить его о родителях. Взрослые, чтобы не обидеть ребенка, желая узнать о родителях,  спрашивают, есть ли у нег отец. Обычно не полные семьи, где нет отца.
-   Да, у меня есть отец – ответил он и немного напрягся в ожидании следующего вопроса.
-   А мама? – спрашиваю я более уверенно.
-   Нет у меня мамы. Только тихо, никому не говорите – и он приложил указательный палец к губам.
-   Могила – ни чего лучшего я не мог придумать в этот момент.
-   Ни кому, ни слова – исправился я.
Наверно он мне поверил, и мы продолжили разговор. Хоть и было по нему видно, что разговор о маме ему не доставляет удовольствия, но отвечал на мои вопросы.
-   А где же мама?
-   Мама ушла от нас.
-   Давно?
-   Когда я ходил во второй класс.
-   А сейчас ты ходишь в четвертый? – уверенно спросил я
-   Да! А откуда Вы знаете?
-   А у меня младший сын, такой как ты и тоже ходит в четвертый класс.
-   А где мама?
-   Она уехала в Мгу.
-   Вы встречаетесь?
-   Папа звонил ей. Она обещала навестить, если у нее будет время.
-   Ты скучаешь по маме?
-   Сейчас уже, наверно, нет.
Но это было так сказано, что у меня комок подкатил к горлу. Я смотрел на него и думал, по той маме, что уехала в Мгу он уже, «наверно» не скучает, но что ему очень плохо без мамы. А вдвойне плохо, что этому маленькому мальчику приходится еще и скрывать, что мама ушла от них. Выходит, что у его сверстников не в почете, когда мама уходит.
Решив закончить эту грустную тему, я спрашиваю у него:
-   А что папа тебе новую маму не найдет?
Он глубоко вздохнул и улыбнулся. Напряжение спало с его лица:
-   Да он ищет мне новую маму, но никак не может подобрать.
Мы еще немного поболтали о том, о сем и не о чем. Наконец он попрощался, сказав, что его ждет друг, и направился к дверям. У дверей он повернул голову ко мне и спросил:
-   А можно я к Вам еще приду?
-   Конечно! Буду рад. Приходи.
Сосредоточенное лицо не изменилось, только глаза немного повеселели. Он повернул голову и вышел.


А.С.


Рецензии