Детишки-шалунишки

Все дети шалят. Более того, это чуть ли не главное занятие малышей. Тем не менее, мы, взрослые, в своих реакциях на детские шалости бываем довольно непоследовательны. У нас не всегда есть четкое представление о том, что такое шалости и как к ним относиться. Между тем, ребенку как раз нужно, чтобы мы вели себя по отношению к нему всегда определенным образом. Что же делать, если ребенок опять расшалился?

Сема – чрезвычайно симпатичный мальчик. Он высокий и тощий, с тоненькими, как спички, ручками и ножками, которые у него вечно в движении; физиономия вся в золотистых веснушках, волосы ярко-рыжие, всегда разлохмаченные, из-за этого кажется, что семина голова пылает, как факел, - и улыбка до ушей!
И человек Сема тоже замечательный. Вот, например, как мы с ним познакомились. Когда Сему к нам привели в первый раз, мы в группе играли во всем известную игру «Гуси летят!». Поздоровались с новеньким, продолжаем играть. Вдруг подходит Вика, дергает меня за рукав:
- А где новый мальчик? Знаете где?
Смотрю: Семы действительно нет.
- Наверно, в туалет пошел.
- Не-а. Вон он…
И в самом деле: Сема спрятался за штору и оттуда хитренько на меня поглядывает.
И это в первый же день, даже в первые минуты знакомства!
А потом мы узнали Сему по-настоящему. Кто как не он додумался набить пустую кожуру от банана бумагой и заклеить ее, а затем поднести столь замечательный плод Любовь Борисовне (своей воспитательнице, которую дети вообще-то очень любят). Кто как не Сема однажды во время полдника нарисовал себе царапину свекольным соком – и так талантливо, что Любовь Борисовна повела его в медпункт! Кто решил, забравшись на дерево, привязать себя веревкой за ногу к ветке, а потом прыгнуть вниз (чтобы «посмотреть город вверх ногами», как он потом объяснил). В общем, с ним, что называется, не соскучишься.
Как-то Любовь Борисовна заболела и ее заменяла молодая воспитательница Мария Владимировна. По прошествии трех дней она сказала:
- Какой жуткий ребенок этот Резник! Как можно его терпеть?

Действительно ли Сема и ему подобные дети – как правило, это мальчики – такие «жуткие»? Действительно ли их так трудно «терпеть»?
Тут все зависит от позиции взрослого. Безусловно, дети-шалуны – а это очень распространенный тип – доставляют массу беспокойства своим родителям и воспитателям в детском саду. На них приходится тратить много сил и времени, уделять им много внимания. Иногда – спасать (как, например, Сему, когда он повис на дереве головой вниз).
Но можно отнестись к такому ребенку и по-другому: он веселый, интересный и забавный. Он очень разнообразит нашу жизнь.
Все дело в том, к чему стремимся, чего хотим мы, взрослые. Тому, кто жаждет спокойной, тихой, размеренной и удобной жизни, можно посоветовать вообще не заводить детей.
Все же почему дети так любят шалить?
Что такое «шалость»? Это открытое ИГРОВОЕ нарушение норм поведения, установленных нами, взрослыми. Главное слово здесь то, которое я выделил, - ИГРОВОЕ. Хотя это и прилагательное, а относится оно к существительному «НАРУШЕНИЕ». Мы как раз часто видим в детских шалостях именно НАРУШЕНИЯ: поэтому они нас могут раздражать.
Но ребенок может ведь нарушать установленные нами правила, так сказать, «на полном серьезе»: на это способны уже очень маленькие дети (от 2-3 лет). То есть это будет бунт, прямое неподчинение.
Так вот шалость – таковым не является! Когда ребенок шалит, он не протестует, не бунтует. Он не идет на конфликт, на конфронтацию. Не пытается оспаривать правомерность наших установлений. Он ИГРАЕТ.
Специфика детской игры, называемой «шалостью», в том, что она происходит все-таки с нарушением каких-то норм и притом ОТКРЫТО, нам напоказ.
Дело в том, что этих норм, правил и запретов очень много. Они очень стесняют детей. Мы все это уже забыли, уже не понимаем наших малышей. Но попробуйте один раз пойти со своим ребенком в садик и делать все вместе с детьми. Вы почувствуете себя будто связанной. А ведь дети – существа более живые и активные, чем мы.
Так что оставаться всегда «в рамках» нормальному живому ребенку почти невозможно. Тем более, мы, взрослые, в своем «законотворчестве» удивительно разнообразны и изобретательны, но при этом, как правило, педагогически и психологически безграмотны. Устанавливая правила и запреты «по вдохновению», без учета психологических и педагогических закономерностей, мы фактически сами провоцируем малышей на их нарушения.
Так вот, если ребенок никогда ничего не нарушает, - это самое страшное. Этот ребенок болен! Или физически, или духовно (или и то, и другое).
Если же кроха кое-что кое-когда не соблюдает, то он или делает это «по-серьезному»: втайне от нас и отнюдь не играя – либо шалит, то есть нарушает нормы открыто и в игровой форме.
Надеюсь, теперь уже понятно: РАДОВАТЬСЯ НАДО, что наши дети шалят! Если б они не шалили, они бы или «духовно задохнулись», или вынуждены были стать нашими прямыми противниками и даже врагами. Шалость – это тот путь, который находит мудрый ребенок, чтобы и не войти в конфронтацию со взрослыми, и в то же время жить и дышать, более-менее нормально себя чувствуя.

Почему же дети шалят?
1. В такой форме может проявляться т.н. «исследовательский инстинкт», свойственный всем живым существам, в том числе и животным. Психологи (например, В.С.Ротенберг) установили, что животные, у которых искусственно «погасили» этот инстинкт – то есть стремление самостоятельно, путем различных проб и экспериментов, решать свои проблемы – становится вялым, апатичным, и даже было доказано, что такие особи гораздо чаще заболевают раком!
Явные проявления исследовательского инстинкта как раз в гораздо большей степени свойственны мальчикам, чем девочкам: вот почему мальчики шалят больше девочек.
2. Ребенок может стремиться таким способом «проверить» взрослого: установить для себя с полной ясностью, что можно и чего нельзя, за что последует неминуемое наказание, а что можно и нарушить без серьезных последствий для себя.
3. Это может быть своеобразным самоутверждением: вот, хотя взрослые большие и сильные, у них много власти, но я их не боюсь – я смелый! Причем, ребенок часто неосознанно старается убедить в этом скорее себя самого, чем других.
4. Это может быть проявлением индивидуальности ребенка: например, он по натуре очень активный, или артистичный, или выдумщик и изобретатель (будущий Эдисон!).
5. Это может быть проявлением внутренней свободы и независимости ребенка и нередко даже своего рода ТВОРЧЕСТВОМ.
6. В отдельных случаях это может быть и «деланием назло»: если ребенка чем-то задели, обидели – а он в ответ «вредничает».
Как видите, только в п. 6 у нас – что-то довольно-таки «злокачественное». Но и то, причина даже в этом случае – в нас, в наших ошибках.
Так что шалости – это действительно явление положительное.

Если бы я попытался здесь привести список замечательных людей, в детстве бывших отчаянными шалунами, он занял бы несколько страниц. Такими были Альберт Швейцер, Карл Густав Маннергейм, Леонид Утесов, Альберт Эйнштейн. Кстати, последний не утратил способности шалить даже в пожилом возрасте: весь мир обошла фотография Эйнштейна с высунутым языком.
Это очень ценная способность для взрослого! Она позволяет быстро и хорошо отдохнуть, расслабиться. Когда мы, взрослые, шалим? Когда у нас хорошее настроение, когда мы чувствуем себя абсолютно свободно и непринужденно.
А ребенку это необходимо вдвойне и втройне!

Все сказанное выше тем не менее не означает, что любые детские шалости надо приветствовать. Безусловно необходимо строго запретить крохе шалить, если:
1) это почему-либо неприятно какому-то другому человеку;
2) это может в каком-то смысле повредить самому ребенку;
3) это слишком явное и недопустимое нарушение социальных норм (вроде разбрасывания сахара по полу или хождения грязными носками по диванным подушкам).
Конечно, стоит попытаться и как-то минимизировать детские шалости, особенно если ваше чадо как раз относится к этому типу детей-шалунов и вам все его «творческие проявления» непросто выдержать.
Чтобы этого добиться, нужно, во-первых, так организовать жизнь малыша, чтобы у него было достаточно вполне законных возможностей для проявления активности (как просто физической, так и исследовательской): купить спорткомплекс, хорошие конструкторы и пр.
Во-вторых, устанавливая правила поведения и запреты, учитывать некоторые важные моменты, а именно:
1. никакие запреты не должны быть тотальными: что-то запретив, надо одновременно что-то ребенку и разрешить (например: нельзя включать телевизор вечером в будние дни – но в воскресенье можно);
2. нельзя запрещать делать то, что вы не в состоянии проконтролировать (скажем, запрещать во дворе подходить к чужим собакам, когда малыш гуляет там без вас): такие запреты неминуемо будут нарушены, тем самым ребенок будет привыкать вас не слушаться;
3. нельзя «изобретать» наказания непосредственно в тот момент, когда вы застали «преступника» «на месте преступления»: за каждый проступок должно быть заранее известное четко определенное наказание – а если вы его установить заранее забыли, то лучше и не наказывать ребенка, так как любые «импровизированные» наказания воспринимаются детьми как несправедливые;
4. всякое правило должно быть ребенку, начиная уже с 3-4 лет, понятно: зачем оно, почему нельзя иначе;
5. большинство правил должно защищать интересы не столько взрослых, сколько самих детей – иначе они будут восприниматься малышом как что-то ему враждебное;
6. запретов не должно быть слишком много: есть какой-то предел восприятия у каждого ребенка – перейдя его, мы рискуем тем, что многие наши установления малыш просто не помнит, а потому и не может их соблюдать, поэтому лучше оставить несколько самых главных запретов, а от менее существенных отказаться.

Когда взрослый человек нарушает установленные в обществе нормы поведения, это считается преступлением. Мы привыкаем к этому и переносим такое отношение к нарушению норм и на детей. Однако это неправомерно. Дети – не такие, как мы, они живут в своем мире, у них свои задачи, не похожие на наши.
Главное дело любого ребенка – развивать себя. А этого дети чаще всего не могут делать, если не будут шалить. Им это необходимо.
Конечно, если ребенок действительно «нахулиганил», его нужно наказать. Но это бывает редко. Дети, в сущности, гораздо более склонны к конформному поведению, чем мы думаем.
Но не проявляя свою свободу, нельзя духовно расти. Наши дети шалят? Значит, они растут, развиваются! Значит – с ними, слава Богу, все в порядке!


Рецензии