Девочка и Смерть

    Как вы думаете, когда ребенка впервые посещает самый большой страх? Где-то в районе 6 лет. Тогда ребенок впервые узнает, что люди смертны. Если, конечно, в семьях, где все делается «правильно», ребенка не познакомят с этим явлением напрямую. И тогда — готовьтесь... Маленькую девочку взяли на похороны любимой бабушки. Добрая мама подняла ее к гробику и велела поцеловать дорогую бабушку в лобик. Девочка послушалась. И с тех пор заикалась всю жизнь. О чем думала мама? Да о том, что скажут другие. Надо, чтоб все было «по людски». А ребенка вгонять в шок — это «по людски»? Ведь в раннем возрасте у детей нет такого опыта, им нечем защититься от стресса. Нет фильтра сознания. Вот и защищается сам организм. Как умеет.

               
                *                *                *

     Я сама когда-то давно была маленькой девочкой. Теперь уже в это трудно поверить. Но те события помню как сейчас! В первом классе я узнала, что люди умирают. Спасибо родителям, что раньше меня по похоронам не таскали. Как-то на подсознательном уровне понимали — не выдержит! Но одноклассники разъяснили подробно, как и что. На меня это произвело просто роковое впечатление. Я была очень привязана к своей маме. И знать, что она может вот так вот умереть в любой момент для меня было просто невыносимо. Если днем я еще отвлекалась на учебу и игру со сверстниками, то ближе к ночи меня начинал давить и терзать  страх. Он наползал медленно и достигал своего предела, когда надо было идти спать. Я неосознанно цеплялась за маму. И не хотела отпускать. Ласкалась, просила: - Ну побудь со мной еще немного... Но время шло, и я ложилась в кровать. И — не спала. Я слушала... Слушала, как стучат ходики на кухне. Как капает кран и потрескивает пол. Как движется, гудит и хлопает дверями лифт...

     Казалось, что я слышала все-все. Кроме самого важного. Я не слышала дыхания мамы! А это было мне необходимо! И тогда я поднималась и на цыпочках шла в мамину комнату. Становилась на порог и прислушивалась. И хорошо, если мама вдруг вздыхала или поворачивалась на другой бок. Тогда я счастливая быстро убегала к себе и успевала мирно заснуть. Но иногда мама долго не шевелилась и дышала почти не слышно. И тогда я долго стояла босиком в одной рубашке. Мерзла, но не уходила. Ведь я должна была увериться в том, что мама жива! Однажды после долгого трудового дня мама заснула просто «как убитая». Я стояла в дверях, пока не окоченела. Но вернуться к себе просто не могла. И тогда я подошла близко и наклонилась над мамой. Чтобы услышать ее дыхание. Но она раньше услышала мое. И очень удивилась, увидев меня рядом. Но я быстренько соврала, что мне приснился кошмар. И радостно ускакала к себе. Вот так и продолжались мои мучения. Долго-долго...

     Утром мама вставала раньше и будила меня в школу. Это были самые счастливые моменты в моей жизни. Я уже по шагам в прихожей знала, что мама жива. Она со мной. И значит — все в порядке! Я вскакивала, целовала ее и бежала в ванную умываться. Вот и все. До вечера...

     Когда это прошло? Никогда! Это не проходило никогда. Просто со временем я привыкла жить в своем страхе. И он уютно угнездился внутри моей души. И надолго притих. А проснулся  тогда, когда мама начала болеть. Вот тут все и вернулось. Пока мама болела, я старалась от нее не отходить. То есть вообще... Если было особенно худо — давление, сердце — я стелила матрасик рядом с маминой кроватью. Боялась, что когда усну - смерть заберет ее. И я вязала по ночам. А утром распускала, чтобы вечером начать вязать снова. Связала очень красивую кофту для нее. Мама взяла ее с собой в больницу, где и умерла. Когда хоронили маму, я стояла рядом с гробом и вглядывалась в неподвижное родное лицо. Прислушивалась... не дышит ли ... ??? … Надеялась... Напрасно...

               
                *                *                *
   

   А потеря любимого питомца? О, это бывает очень больно. Кто-то сказал, что первая собака - это как первая любовь. Точно. И потерять ее просто невыносимо. Я до сих пор это помню. Такса Теодора. Она же Трезорка, Туська. Хотите страшную тайну? Я никому не говорила - только вам. Так вот, иногда Туська смотрела на меня с каким-то немым укором или с жалостью... мамиными глазами...


     Ау, родители! Пожалуйста постарайтесь, чтобы ваш ребенок узнал о смерти как можно позже. И был готов. Почитайте вместе сказки Андерсена. Обсудите их. Поплачьте. Вместе. Скажите, что не бросите ребенка никогда. Дети внезапную смерть родителей могут трактовать как предательство! А могут начать винить себя! И тогда их жизненный сценарий становится неудачным. А у некоторых особенно чувствительных начинает ухудшаться зрение и/или появляются аллергии...


 


Рецензии