Семейное воспитание

   Есть много разных методов семейного воспитания:  ремень, угол,  нотации, ставить себя или ещё кого-то в пример. Можно и по – другому воспитывать,  уговорами и лаской, например. Список можно продолжить. Я вспоминаю, как  меня отец учил не брать чужого.


   Сейчас уже не помню, зачем приезжали знакомые отца. Они остановились у нас на несколько дней.  Как было принято, накрыли на стол, взрослые выпили за встречу, а потом пили чай. К чаю поставили на стол банку с вишнёвым вареньем.  У нас дома варенье из вишни  не варили, варили из яблок, малины, крыжовника, смородины. А вот из вишни не варили.  Чужое всегда вкуснее, и мне очень хотелось этого варенья. Нет, меня тоже угостили за чаем, но мне ещё хотелось. Очень хотелось. Встали из-за стола, взрослые с разговорами перешли в другую комнату, а я убирала со стола. Когда осталась одна, съела несколько ложек вишнёвого варенья. Торопилась, чтобы меня не увидели, знала, что чужое без спроса брать нельзя, но соблазн был большой.

   
  Знакомые уехали. Вечерами мы с отцом читали, больше читала я, отец слушал. Книг в доме было немного, брали в библиотеке. Ходили туда вместе, отец помогал выбирать книги, всегда советовался с библиотекаршей, и та советовала русскую классику. На этот раз отец долго выбирал книгу, о чём - то тихо разговаривал с библиотекаршей. Выбрал рассказы Короленко. Нет, тогда я не запомнила автора и название рассказа. Запомнила сюжет, и запомнила на всю жизнь. Позже, когда уже сама, осваивала русскую классику, поняла, что это был «Сон Макара». Поразило меня то, как на "том свете", все грехи, особенно то, что человек украл, становится явным. С ужасом думала о том, что когда я умру и приду на «страшный суд», все узнают, что я несколько ложек чужого варенья съела. Долго переживала, но потом постепенно успокоилась. Больше родителям не приходилось говорить мне, что брать чужое нельзя. Такова сила художественного слова.


   Спустя несколько лет, уже взрослая, я спросила у отца, почему он выбрал именно тот рассказ Короленко, как он догадался, что я варенье чужое съела. Отец засмеялся и сказал, что у меня рот был перепачкан вареньем.


Рецензии
Доброго вечера, уважаемая Лидия!
Я немного работала с детьми, и как-то они "заложили" девочку, спрятавшую чью-то расписную куклу в своей сумочке. Я долго думала как убедить детей не делать этого и придумала игру "Чужого не беру" с прятанием рук за спиной, когда предлагаешь чужое.
И в то же время желание ребенка иметь то, что хочется, все равно считаю святым.
С почтением,

Светлана Словцова -Канакина   26.06.2014 22:47     Заявить о нарушении
Спасибо! Согласна, что детям трудно побороть желание иметь то, что хочется, но я была уже в том возрасте, когда умеешь различать свои желания и значение поступков. А все равно очень хотелось, и не потому, что есть было нечего. Семья в сравнении с другими семьями (это после войны было и у кого отцы не вернулись, жили впроголодь) не нуждалась, в еде, по крайней мере. Эта история научила меня управлять своими желаниями, что пригодилось в жизни. И все равно очень хотелось. С уважением!

Лидия Белоусова   27.06.2014 00:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.