Банальность интернетовского портала Берковича. ч

БАНАЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТОВСКОГО ПОРТАЛА БЕРКОВИЧА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Тот, кто не помнит прошлого, не имеет будущего.
Народная мудрость.

Слово "банальность" в названии статьи применительно к порталу Е. Берковича "Заметки по еврейской истории" использовано из арсенала самого главного организатора и редактора интернетовского портала, но в его обычном значении. Согласно Большому Энциклопедическому словарю, это слово означает ни что иное, как заурядность, пошлость; давно известное, избитое выражение (происходит от французского banal - шаблонный). Сам Беркович использует слово "банальность" применительно к совершенно исключительным обстоятельствам. Редактор портала присвоил название своей книге, посвящённой проблемам Холокоста, как "Банальность добра". О причинах происхождения такого необычного названия для чрезвычайного по масштабам и жестокости преступления Беркович объяснил: «Банальностью добра» я назвал одну свою старую заметку о том, как итальянские фашисты спасали евреев. Эта заметка дала название и новой книге". "Мне кажется важным, рассказывая о Катастрофе европейского еврейства, обратить внимание на эту сторону истории. Праведники мира - это в полном смысле слова «солнечное сплетение» моральных проблем. Здесь благодатное поле исследований для психологов, социологов, историков, философов и богословов".
Слово "банальность" сам Беркович бездумно позаимствовал у еврейской журналистки Х. Арендт: "Ханне Арендт принадлежит термин "банальность зла", которым она поределила точные, пунктуальные ответы Адольфа Эйхмана на процессе в Иерусалиме". Этот же термин без пояснений Беркович зачем-то прицепил к понятию добра. Должен сразу сказать, что слово "банальность", то есть обыденность, обычность, вообще не применимо к понятию Холокоста ни в каких сочетаниях, потому что уничтожение целого народа было преступлением исключительным даже в истории человечества как по масштабам, так и по способам осуществления такого рода злодеяния. Проявления добра или зла имеют совсем другие измерители. Холокост - это из ряда вон выходящее преступление, для оценки которого не подходят обычные слова и понятия, используемые до сих пор, если, конечно, не заниматься откровенным словоблудием и неуместным философствованием на страданиях невинных людей. Но прежде, чем перейти к обсуждению содержания книги "Банальность добра", портала и творчества журналиста Берковича, несколько слов  о биографии автора, которая, возможно, прояснит читателю, почему, зачем и из чего возник на Интернете в Германии и до сих пор существует портал Евгения Берковича.
В России Е. Беркович был успешным учёным, кандидатом физико-математических наук (1973), старшим научным сотрудником, автором более 150 научных работ в сфере кибернетики и прикладной математики. В его весьма насыщенной биографии неожиданно произошло важное событие. После сорока лет проживания в Москве, добившись научных званий и высокого положения в советском обществе, благополучный во всех отношениях Беркович вместе с семьёй в 1995 году неожиданно снимается с насиженного места, оставляет квартиру, дачу, машину, друзей и отправляется в Германию. Семья поселяется в Ганновере, где Е. Беркович работает в крупной фирме, занимается разработкой прикладных программных систем и вскоре без какого-либо затяжного перерыва становится снова успешным и благополучным.  Сам Беркович объясняет причины смены места жительства следующим образом: "Поверьте, мне трудно просто и однозначно сформулировать, почему мы все оставили и отправились „в неизвестность". Конечно, не последнюю роль играло беспокойство за судьбу нашего младшего сына, которому за два дня отъезда исполнилось тринадцать. Было еще желание опять испытать себя в абсолютно новых условиях, прожить, так сказать, еще одну жизнь. Может, это было неосознанное желание ощутить себя молодым. Ведь мне через два месяца после приезда в Германию исполнилось 50". После такого "объяснения" возникают сомнения в чистоте помыслов совершённого поступка в 1995 году, когда все, кто хотел, уже давно уехали. Кроме того, Беркович, специалист в области математики и физики, неожиданно открывает на Интернете портал под названием "Заметки по еврейской истории", который быстро разрастается и пополняется новыми изданиями.
Вот ещё одна фраза, которая позволяет несколько приблизиться к понятию причин переезда Берковича в Германию, тем более, что эту миссию можно было не менее эффективно осуществлять, находясь в России: "Вину всего поколения немцев, участвовавших в страшной Катастрофе уничтожения европейского еврейства, невозможно отрицать. Но ставить в вину всем немцам извечный, прирожденный антисемитизм, по-моему, несправедливо. Антисемитизм, как бациллы опасной болезни, существовал во все времена и среди всех народов. Так сложилось, что в течение двенадцати долгих лет с 1933 по 1945 год чума антисемитизма охватила практически весь немецкий народ. Для выздоровления немецкого общества в послевоенные годы были необходимы и запрещение законом всех проявлений нацизма, и жесткий контроль и руководство восстановлением демократии в Германии со стороны победивших союзников, в первую очередь, американцев, и пришедшее затем глубокое осознание немцами своей вины, и соответствующее воспитание подрастающих поколений. То, что произошло в Германии периода нацизма, происходило, правда, но не в таких масштабах, и раньше в других местах, например, во время безжалостного уничтожения евреев казаками Богдана Хмельницкого на Украине, когда число жертв исчислялось сотнями тысяч. Евреи Советского Союза в 1953 году находились на волосок от спланированной Сталиным тотальной депортации в Сибирь и Дальний Восток, и только смерть тирана спасла миллионы людей от гибели. Можно не сомневаться, что произойди эта трагедия на самом деле, она бы сопровождалась „единодушным одобрением" советского народа. Понятно, что не только немцы были виновны в преследовании евреев. И во время Второй мировой войны "добровольные помощники Гитлера" находились в большом количестве и в Польше, и в Прибалтике, и на Украине... Вопрос состоит в следующем: „Как должны евреи относиться к детям и внукам своих преследователей? Надо ли постоянно поддерживать память о причиненном евреям зле?" Сегодня раны Холокоста еще кровоточат во многих еврейских семьях. Но не в еврейской традиции культивировать память о причиненном нам зле". И последняя фраза, в которой неоправданный и непонятный оптимизм соседствует с упрощением ситуации в Германии: "А возрождение еврейской общины Германии свидетельствует о выздоровлении современного демократического немецкого общества". Все цитаты взяты из интервью Берковича с корреспондентом газеты "Горизонт".
Пришлось пожертвовать частью страницы и привести чрезмерно длинную цитату, чтобы дать возможность Берковичу сфоромулировать своё кредо. О всей цитате в целом можно заметить, что её автор с переездом в Германию пытается уйти от рассмотрения главных тем, связанных с Холокостом, заменяет их второстепенными, уводит читателей в сторону. Слово "преследование" вместо "убийства" обесценивает смысл фразы, искажает сущность трагедии и упрощает проблему взаимоотношений между новыми поколениями евреев и немцев. Родители сегодняшнего поколения немцев не преследовали, а отравили в газовых камерах и сожгли в печах шесть миллионов евреев. Скороговоркой перечислив участников Холокоста, во-первых, Беркович заметил, что "ставить в вину всем немцам извечный, прирожденный антисемитизм, по-моему, несправедливо". И тем самым перечеркнул всё сказанное об убийцах ранее. Во-вторых, автор цитаты  задаёт явно надуманный вопрос, не упоминая о преступлениях родителей: "Как должны евреи относиться к детям и внукам своих преследователей?", как-будто больше нечем заниматься, как только отвечать на пустые вопросы бывшего российского учёного. Если же помнить, что дети преступных родителей продолжают пользоваться награбленным имуществом уничтоженных миллионов людей, что многие немецкие семьи продолжают жить в квартирах евреев, отправленных в концентрационные лагеря, а затем - в лагеря смерти, тогда этот общий вопрос становится весьма опасным для разговоров о прошлом. В-третьих, Беркович задаёт неизвестно к кому обращённый некорректный вопрос: "Надо ли постоянно поддерживать память о причиненном евреям зле?" И сам некорректно на него отвечает, ссылаясь на древних мудрецов, якобы упразднивших книгу "МЕГИЛАТ ТААНИТ". В этой книге был приведён список побед и поражений евреев. Придумав историю об упразднении истории, Беркович приводит сомнительный вывод: "Наверно, мудрецы считали, что люди должны жить настоящим и будущим, а не вечно возвращаться к воспоминаниям о прошлом". Вот именно, "наверно"!
В-четвёртых, неверными являются беспомощные утверждения Берковича о происхождении нацизма в Германии. "Так сложилось", - пишет Беркович о времени прихода нацистов к власти, с 1933 по 1945 годы. Причины возникновения нацизма именно в Германии следует искать не только в предыдущем периоде немецкой истории в XVIII - XIX-ом веках, но и в истории формирования национального немецкого характера. Прочитал хотя бы публицистические откровения немецкого композитора XIX-го века Р. Вагнера об арийской и еврейской музыке! Ничего в мире не происходит случайно, ничего просто так не складывается.

 К сожалению, фотографии нет. Иллюстрации погрома во Львове 30 июня 1941 года можно увидеть на сайте http://tribunanaroda.info/content/view/3774/1/
Посмотрите на эту жуткую фотографию, когда украинские убийцы во Львове приступили к уничтожению евреев сразу же после вступление в город нацистов в июне 1941 года. Обратите внимание на украинского волчонка с палкой в руке, на его хищное выражение, который бежит за полураздетой женщиной, и толпу, преследующую её. Тот ужас, который испытывает несчастная немолодая женщина, убегающая от смерти, невозможно передать словами. Более подробно с множеством документальных фотографий о том, как украинские националисты издевались во Львове над еврейским населением, можно ознакомится  на сайте http://tribunanaroda.info/content/view/3774/1/. И такие жуткие сцены убийства насчитывались тысячами, происходили в каждом населённом пункте на оккупированной территории бывшего СССР. Не дай Бог кому-нибудь из евреев вновь оказаться в таком положении! А Беркович занимается разработкой теории на тему "банальности добра"!

В-пятых, сравнивая антисемитизм гитлеровской Германии с проявлением расовой вражды к евреям в других странах и эпохах, Беркович находит даже анналогию, что принципиально неверно. Ещё никогда в истории человечества ни одна партия или государство не ставили перед собой задачу тотального уничтожения целого народа. Да, зверства были, массовые убийства и грабежи тоже, но идеологии, подобной нацистской, которая стала государственной идеей, ещё не было. Обсуждение темы о том, виновато ли всё немецкое население Третьего Рейха или
только 99%, является совершенно непродуктивным и относится к ненужным разговорам, которые нисколько не приближают нас к пониманию прошлой истории. Широко известен тот факт, что нацисты превратили население Германии, которое непосредственно не участвовало в убийствах, в обычных грабителей, потому что составы награбленного имущества бесплатно раздавали всем гражданам Третьего Рейха. Своими околонаучными разговорами о праведниках Беркович уходит от поиска ответов на главные вопросы трагедии: какие именно условия и причины привели человечество к преступлениям такого масштаба, как Холокост.
В-шестых, вышеприведённая цитата в целом имеет важное значение для понимания мировоззрения и деятельности Берковича в Германии. Смысловой подтекст слов - "не возвращаться к воспоминаниям о прошлом" - состоит в том, чтобы заставить евреев забыть злодеяния нацистов. Известно и многократно проверено в истории: тот, кто не помнит прошлого, тот не имеет достойного будущего. И это совершенно верно. Только хорошо усвоенный прошлый опыт позволяет новому поколению, хотя бы частично, избежать опасных ошибок в будущем. "Спросите себя и своих знакомых, что они знают о Богдане Хмельницком и влияет ли это знание на отношение к украинцам. Думаю, что ответы подтвердят правоту мудрецов Талмуда...", - такой фразой Беркович пытается аргументировать свои ошибочные воззрения с беспомощным словом "думаю". Ничего подобного! Если бы евреи хорошо усвоили кровавую историю прошлого, тогда они могли бы предвидеть, как будут вести себя украинцы во время последней оккупации территории Украины. При нацистах они вели себя точно так же, как и полтысячелетия тому назад при разбойнике Хмельницком, как вели себя те же украинцы при погромах в 1918-1920 годах при Петлюре. Подтверждением сказанному являются страшные картины убийства еврейского населения украинцами во Львове, приведённые ранее. Свойства национального характера, позволяющие убивать и грабить своих соседей, со временем не исчезают, а Беркович склонен заниматься иллюзиями и обманывать читателей. 
Поэтому не случайно именно на сайте Берковича в 2001 году появилась статья киевского еврея Б. Хандроса «Перешагнувшие через пропасть. Немцы и Катастрофа». Статья посвящена тем немцам, которые спасали евреев во время Второй мировой войны. Из статьи следовало, что Хандрос уже несколько лет сотрудничал с группой немецких активистов из организации «Максимилиан Колбе – Верке», часто посещал их в Германии, встречался с ними в Киеве, проявляя необузданную активность при использовании средств этой организации. Хандрос, естественно, пользовался покровительством украинских властей, поскольку занимался восхвалением группы украинских граждан, но не замечал сотен тысяч украинских граждан, которые убивали евреев во рвах, закапывали живыми своих соседей, доносили нацистам об их нахождении и приводили к нацистам. Достаточно напомнить, что только в одном Киеве к приходу немцев 21 сентября 1941 года из 150 тысяч еврейского населения к январю 1942 года осталось в живых только 28 человек. За два года оккупации киевские граждане получили около 60 тысяч ордеров на жильё, которое, в основном, принадлежало ими же убитым еврейским семьям. Потомки тех украинцев до сих пор продолжают жить в этих квартирах и пользоваться имуществом, некогда принадлежащим евреям.
Чтобы понять глубину заблуждений Хандроса, вспомним заключительную фразу из его статьи «Перешагнувшие через пропасть» о тех, кто, фактически, пытался пройтись по еврейским трупам, заполнявшим тысячи рвов: «Несмотря на горы пепла, океаны крови, мы, евреи и немцы, ничего не забывая, осуждая, скорбя, вновь и вновь осмысливая прошедшее (как и почему такое могло случиться?!), перешагнули через пропасть, ещё недавно, казалось, навсегда разделявшую нас. Дети и внуки тех и других протянули друг другу руки. Не в этот ли самый важный урок прошедшего столетия?» Несмотря на противоречивость и бессмысленность сказанного, на непозволительную легкость подобных заявлений, да ещё от имени всех евреев, следует заметить: нет, пропасть с трупами никто из евреев не перешагнул и не сможет перешагнуть, чтобы не осквернить память погибших миллионов. Рассуждения шагающего Хандроса вызвали появление моей статьи под названием "Мир на условиях капитуляции", иначе его идеи назвать было невозможно. Подобная статья Хандроса по особому осветила сайт Берковича. Вот тебе и "Заметки"! Это была возмутительная деятельность человека, который взялся от имени евреев за позорное дело: забыть предыдущую кровавую историю и начать её как бы с чистого листа. Проявление благородства за чужой счёт предосудительно и аморально всегда, а в отношении Холокоста особенно. Стало понятно, что идеи Хандроса и Берковича оказались идентичными. 
Не сразу можно было понять содержание и цели создания портала Берковича со странным названием "Заметки". Оказывается, в 2000 году создателя вдохновили и оказали помощь в организации сайта "израильтяне Ася Энтова и Виталий Вовнобой", которые "создавали в сети объединенный ресурс по еврейской тематике на русском языке". Эти израильтяне представляли интересы группы евреев с левой политической ориентацией. О взлядах Энтовой можно было судить по её выступлениям на израильском телевидении RTVI, её вскоре заменили другим ведущим, потому что левацкие рассуждения этой женщины слушать было весьма скучно, если не сказать более грубо. 
Объясняя название книги "Банальность добра" и портала «Заметки по еврейской истории», Беркович сообщил читателям: "Я пишу именно заметки, не пытаясь выстроить систематическое изложение истории. Каждая заметка интересна сама по себе, а собранные вместе они порой образуют такую причудливую мозаику, что возникает повод для новых размышлений. Кстати, моя новая книжка «Банальность добра» имеет подзаголовок «Заметки по еврейской истории двадцатого века». Использование слово "заметки", на самом деле, связано с тем, что автор сознательно уходит от ответственности за написанное, понижая его уровень. Бессистемные и случайные мысли в виде разнородных "заметок", как бы по ходу, на бегу, что пришло в голову, то и написал, действительно, могут составить некую мозаику чего-то, но никогда не смогут заменить смысловую историческую картину. Словом "заметки" пользуется не только Беркович, но и постоянный автор его сайта русский писатель С. Резник. Последний даже умудрился добавить к заголовку книги о Солженицыне слова: "Заметки на полях книги Солженицына "Двести лет вместе". Тем самым ещё больше обесценил и без того сомнительное содержание своей "нетленки" о совместном проживании евреев с русскими. Если это только заметки на полях, то какие требования можно предъявить их автору! 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

ВЛАДИМИР ОПЕНДИК
6 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА


Рецензии