Цена награды

Позвонил мне старый знакомый и начинает интересоваться, сколько могут стоить награды: ордена, медали. Я ему в ответ:
 
- Да ведь кощунство это. Разве можно продать исполнение своего воинского или трудового долга, за который ты был награжден. Или не ты, а кто-то.
 
А он мне:
 
- Сейчас буржуазное общество. Все продается и покупается.
 
- И честь тоже? Доблесть? Верность Родине?
 
- Да я не про то. Мне просто интересно, сколько может стоить награда. Например, орден Трудового или Боевого Красного знамени.
 
- Ну если в долларах, то десятки тысяч. А может быть, и меньше. Надо еще знать, за что орден получен и кем. Награды не имеют стоимости. Для того, чтобы получить награду, надо иметь такое состояние души. И кстати, очень многие из тех, кто были достойны, наград не получили. Они были забыты.
 
- Да ты не понимаешь. Я не про то. Вот поспорили мы тут, сколько может стоить орден. Ведь за них и пенсию доплачивают, и вообще.
 
- А вот представь себе простой момент. Идет бой. Боеприпасов уже почти не осталось. Вокруг тебя лежат мертвые товарищи, друзья, однополчане. Рядом винтовка без патронов. В руке последняя граната. А на тебя прёт танк. И кажется, что его ствол смотрит тебе в лицо и вот-вот жахнет так, что от тебя ничего не останется. Кто-то убежит. И погибнет как трус, потому что шансов у него не остается никаких. А кто-то дождется, когда танк подойдет ближе, выползет из окопа. И этой единственной гранатой выведет его из строя. А там, глядишь, и подмога на подходе. Выживешь – получишь орден или медаль за отвагу – при жизни. Не выживешь – посмертно. Достанется награда плачущей вдове или матери, перейдет по наследству детям и внукам. Во сколько можно оценить эту награду?
 
Можно и другой пример. Прошла война. Отгремели разрывы снарядов. Дорвался ты до власти и на тебя посыпались звезды Героя Советского Союза и много-много других. Чего эти награды стоить будут? По моему мнению, ничего. Можно много примеров привести, разных: и положительных, и отрицательных. Кто-то эти награды действительно заслужил, рискуя своей жизнью на передовой, а кто-то – отсиживаясь в тылу. Хотя и в тылу награды были дорогие, тяжелые. Например, Орден Трудового красного Знамени или орден Ленина. Его не только за боевые заслуги давали. Как их оценить?
 
Или сейчас, в наши, мирные времена. И войны вроде нет. Обучает майор Солнечников молодых солдат, инструктаж проводит, рассказывает, как гранату кидать надо. По воле случая граната отскакивает и падает обратно в окоп. Что делать офицеру, когда в окопе молодые восемнадцатилетние пацаны? Не размышляя – доли секунды проходят – накрывает ее своим телом. Мальчишки, за которых он отвечает, остаются жить. И родители их дождутся. А его семья: сестра, мать, отец… Сколько могут стоить те награды: Герой Российской Федерации, медаль «За воинскую доблесть», медаль «За отличие в военной службе»? Во сколько их можно оценить? Больше чем уверен, для его семьи они бесценны. И для них неважно, будут ли они получать дополнительную оплату или компенсацию.
 
Мой собеседник молчит, слушая мой монолог. Потом чуть не кричит в трубку:
 
- Да я ведь не про то! Просто зашел спор о наградах. Я решил поинтересоваться у тебя. Знаю, что ты человек начитанный, знающий.
 
- Да и я не про то. Все зависит от того, как эта награда получена. В каких обстоятельствах, в каких условиях, каким человеком. Что было сделано для того, чтобы получить эту награду. Это может быть простая медал, которой нет цены за совершенный подвиг. А может быть орден, усыпанный бриллиантами и окаймленный рубинами, но грош ему цена, потому что он получен незаслуженно.
 
- Ладно. Завтра встретимся, поговорим. Вопрос, конечно, интересный затронут. Не по телефону о таких вещах говорить.
 
- Конечно, встретимся и, конечно, поговорим. Но мое мнение, что продавать награды – это кощунство. И в этом меня никто не переубедит.
 
Награды бывают разные. По-разному заслуженные, но награды никогда не могут иметь стоимости. Награждают за силу воли, за дух, за преданность, за верность. Награждают за храбрость и преданность Родине. А разве может быть этому цена? Нет, не может. Если бы этому цена была, то просто платили бы деньги. Но, согласитесь, лучше на своем кителе иметь звезду героя, пусть даже если за нее не платят, чем получить энную сумму денег и чувствовать, что тебя купили. Это мои мысли. А все остальное пусть решают читатели.


Рецензии