Первая награда

Алексей Мишарин
Первая награда
Перевод с коми   
               
Когда я учился в 5«а» классе, меня, как отличника, наградили бесплатной путёвкой в пионерский лагерь «Артек». Однажды, вскоре по приезде домой,  я бежал по школьному коридору. Навстречу шла старшая пионервожатая в Альбина Ивановна.
- А-а, попался, - обрадовалась она.
- Больше не буду.
- Что не будешь?
- Бегать по коридору.
- Хорошо, но я по другому поводу, - озабоченно проговорила Альбина Ивановна.- Пойдём со мной.
Она взяла меня за рукав и повела в свой кабинет.
- Вот что, Алёша, - заявила она, как только захлопнулась за спиной дверь. – Надо выступить перед школой, как ты съездил в Артек.
Я стал отказываться, мол, не умею говорить и, к тому же, боязно. Виданное ли дело, перед всей школой!
- Напишешь и прочитаешь.
- Нет, боюсь, - протянул я и зашмыгал носом.
- Не хнычь! - отрезала Альбина Ивановна. – Тебе Коммунистическая партия и правительство дали возможность побывать в Артеке, а ты так хочешь их отблагодарить?
В общем, пионервожатая начала стыдить, и я согласился.
Альбина Ивановна научила меня, что говорить на задаваемые вопросы. Особо отметила, мол, на вопрос, что привёз из Артека, надо ответить: огромные впечатления благодаря партии и правительству. 
И вот в школьном коридоре, который одновремённо служил актовым залом, собрались все пионеры и октябрята нашей средней школы. Альбина Ивановна объявила о моём выступлении.
- Ребята, все вы знаете, что Алёша побывал в Артеке. Давайте похлопаем и попросим его рассказать о поездке.  После выступления ученики 6 «а» класса покажут концерт, не расходитесь.
Раздались хлопки. Особенно громко хлопали мои друзья Саша Ширяев, Ваня Кольцов и Коля Макаров.
 Я вскарабкался на перевернутый ящик за трибуной, открыл свои записи в тетради и начал говорить. К концу так осмелел, что закончил своё выступление, не глядя в тетрадь.
И тут посыпались заранее приготовленные вопросы. Я отвечал. Под конец самая противная девчонка из 5 «б» класса Оля Панева пропищала:
- А что ты привёз из Артека?
У меня вылетели из головы все наставления Альбины Ивановны.
- Да вот же, яркую жёлтую сетку с ракушками! - поднял выше головы сетку и показал ребятам.
Приготовился ещё показать и ракушки, но тут Альбина Ивановна стащила меня с трибуны и сама начала говорить о том, что я должен был ответить на вопрос этой девчонки.
Теперь, спустя огромное количество лет, эта ярко-желтая сетка висит у меня на кухне. Каждый раз, когда туда захожу, напоминает о моей первой награде.
 Противная девчонка из 5 «б» класса Оля Панева, ставь моей женой, нашла эту сетку на чердаке дома, и приспособила для хранения лука. Вообще, она любитель всё приспосабливать под что-то. Чтобы использовать вещь с максимальной пользой.
На днях я получил первую награду за литературный труд – диплом и синюю сумочку с подарком. Близился  новый год. Поэтому в награждении участвовали Баба Яга и Снегурочка. Я стоял перед честным народом, и собрался было сказать ответное слово. Но награждающий продолжал долго говорить и я с ужасом обнаружил, что все мои мысли улетучились. Язык приклеился к нёбу, а ноги, словно приросли к полу. Даже через костюм, который надел первый раз в связи   торжественным случаем, почувствовал весь ужас и страх, поступающий откуда-то извне.
- Говори! – послышался глухой голос Бабы Яги, всучившей мне микрофон.
Я как рыба, оказавшаяся на суше, открывал рот. Но оттуда ничего не выходило. Наконец, с большим трудом выговорил:
- Спасибо.
Единственное слово, которое сумел сказать. Какой конфуз вышел! Опустив голову, поплёлся на своё место. Сел и с досадой подумал: «Вот, если бы здесь была Альбина Ивановна, она, то уж точно сумела меня разговорить. А что с нынешней Бабы-Яги возьмёшь? Слишком молодая, ещё не наловчилась людьми управлять».
Приехал домой. Рассказать о моей поездке за литературной наградой в Сыктывкар, о моих впечатлениях, на этот раз никто не просил. Я сам всё изложил. Только слушателей в отличие от собравшихся в школьном коридоре, было мало. Вернее всего одна слушательница – моя жена Оля. Она, прослушав мой рассказ, как и тогда, спросила:
- А что ты оттуда привёз? 
Я взял синюю сумочку, вытащил из неё подарок и показал жене.  Подарок Оле понравился. А через какое-то время, сидя в своей комнате за компьютером, услышал её разговор по телефону. Жена гордо и долго хвасталась перед подругами. И, судя по разговору, выходило, что она тоже причастна к этой награде.
Сижу, печатаю этот рассказ, а сзади подкралась жена и незаметно прочитала.
- Алексеюшко, действительно так и было? – удивлённо запричитала она. – Двадцать лет директором проработал, за словом в карман не лез, а что случилась? Сглазили, точно порчу навели! Не послушался, сколько раз говорила перед уходом, чтоб макушку щепоткой соли посыпал?!
Жена, продолжая ворчать, зашаркала на кухню. Зачерпнула в ковшик из кадки воду и вышла на улицу. Прошло какое-то время, заходит, запыхалась.
- Три раза вокруг дома пробежалась, молитву прочитала. Теперь вода в ковшике стала как святая, - приближаясь ко мне, проговорила она.
Я подумал, что она хочет меня напоить. Но жена сходу набрала в рот воды и брызнула прямо мне в лицо. Один, второй и в третий раз.
- Сейчас святая вода уберёт порчу, и ты снова станешь разговорчивым. Ещё не раз выступишь.
Жена, с чувством собственного достоинства, что предотвратила последствия порчи, величаво прошла на кухню. Поставила на место ковшик, и, повздыхав, набрала по телефону номер своей подруги.


Рецензии