Восхищение недоступным талантом

                Восхищение недоступным талантом
                Размышления любителя

Меня всегда интересовало искусство (в широком смысле слова) и те, кто от природы наделён способностью создавать или понимать, чувствовать красоту слова, музыки, живописи. Такую, что не только возвышает душу, давая ей отдых, но одновременно заставляет задуматься и сопереживать.
К сожалению, на мой  взгляд, многое из произведений современного искусства не отличаются ощущением красоты и уж тем более, возвышенности. В первую очередь, я говорю о визуальных видах творчества. И не как искусствовед, а как простой зритель. По-моему сейчас,- простите за резкость, чем нелепее и страшнее, тем круче и креативнее. Правит эпатаж. Т.е. если, например, сфотографироваться голым на фоне свалки,- то это круто и креативно, а  если написать классический портрет или пейзаж, то скучно и неинтересно.
Конечно же, я утрирую и не гребу всех авторов под одну гребёнку, но если судить по разрекламированным различными СМИ всевозможными перфомансами и т.п., то  такое эпатажное искусство едва ли сможет воспитать чувство прекрасного у подрастающего поколения. Или сделает это в искажённой форме. И лично я такому перевёрнутому дарованию  и пониманию прекрасного не позавидую даже и  «белой» завистью…
Литература и музыка –  мои самые любимые виды творчества. Словесность мне близка, потому что я сама всегда любила читать и со временем также  стала излагать свои мысли в стихотворной и прозаической форме. А музыку я люблю просто как меломан со стажем. Она помогает мне не только отдыхать  душой, но и вдохновляет меня на создание многих моих стихотворений. Каким же невероятным чудом от прикосновений музыканта или композитора рождается на свет новая песня или композиция?! И нот ведь всего семь, а произведений создаётся неисчислимое количество и на любой вкус!..
В любом виде искусства есть неуловимая тайна, скрывающаяся за обманчивой простотой уже созданного произведения. А наивысшим признаком мастерства автора и является как раз та самая видимая «лёгкость» при обнародовании того или иного шедевра искусства. Такая «лёгкость», когда публике кажется, что труд художника, поэта, музыканта – вовсе и не труд, а так -  почти что баловство…
И всегда меня неизменно восхищала способность к изобразительному искусству. То умение передать на листе бумаги или холсте – неважно –в цветном или чёрно-белом изображении – пейзаж, натюрморт или портрет, чтобы от них исходило ощущение естественности, натуральности и  неискажённости.
Не боясь показаться отсталой, откровенно скажу, что я никогда не понимала абстрактное изобразительное искусство. Пресловутый «Чёрный квадрат» Малевича и тому подобное творчество абсолютны недоступны моему разумению. Мне неясно, в чём смысл и красота таких картин? И вряд ли даже целая армия искусствоведов смогла бы убедить меня в том, что такое творчество гениально в том-то и в том-то. Как простой зритель, я тут абсолютно не чувствую и не вижу никакой гениальности, уж простите великодушно…
Б.Л.Пастернак в своей повести «Охранная грамота» заметил, что у каждого читателя есть свой гений, которого он должен понять и почувствовать, а иначе слова о гении Толстого или гении Достоевского останутся пустым звуком. Вот когда читатель сам поймёт и прочувствует сердцем гений того или иного автора, то писатель и станет для него гениальным не по общепринятому представлению, а по индивидуальному ощущению. Я не цитирую точно слова Пастернака, а привожу смысл его высказывания на тему гениальности. Искусство вообще – понятие весьма субъективное, как и талант. Проще говоря, сколько людей, столько и мнений.
Итак, абстрактное изобразительное искусство лично для меня не содержит и следа гениальности и не близко ни уму, ни сердцу, как говорится.
Мне близок реализм, смешанный, если можно так сказать, с романтизмом. Так же в литературе и в музыке. Но в изобразительном искусстве для меня это особенно важно. Так как я сама не нарисую даже и огурца, то я и восхищаюсь теми, кто сможет это сделать. И сделать так, чтобы этот самый огурчик из натюрморта захотелось съесть, условно говоря. Потому что он будет выглядеть очень натурально: зелёненький и в пупырышках, а не казаться непонятным бесформенным предметом зелёного цвета, как у художников нереалистических направлений. Иными словами, зрителю должно сразу быть ясно, что на картине автор изобразил дерево, стол, человека, животных, птиц. На мой взгляд, посетитель выставки не должен стоять в недоумении и думать, что же увидел автор: ствол или электрический столб, а потом  вообще оказывается, что это и вовсе башня, которую накрыл густой туман…
Да, картины художников-абстракционистов выглядят слишком непривычно, в отличие от произведений реалистического искусства. В них есть новизна, которая очень важна в искусстве, но иногда этой необычности чересчур. Посмотришь на такие картины или современные перфомансы со свалками мусора или ломанных вещей и невольно подумаешь: «Да я ведь тоже могу накалякать кривой стул или сфоткать утренний бардак в квартире и потом гордо заявить: это искусство!»               
     Грустно это всё, по-моему и больно! Так обесценивается само понятия искусства…Ведь слушая музыку, читая книги и глядя на картины, человек должен подумать: «Какая красота! И как жаль, что мне недоступен этот талант писателя, художника или музыканта, но как же прекрасно, что есть возможность восхищаться этими талантами!» А то выходит, что каждый и швец, и жнец, и на дуде игрец…Но так не бывает.
Это моё мнение о том, что такое настоящее искусство в широком смысле слова. Я не навязываю его никому и готова к тому, что с ним могут не согласиться.      
            


Рецензии
Соглашусь с Вашим мнением!!и добавлю--есть сговор торгашей и искусствоведов чтобы продавать всю эту дрянь богатым деньгами но не душой ...ну и рядом всегда толпа---- ненормальных--- которые хотят выглядеть понимающими--таких везде много----это и фанаты и сектанты и много разных больных на голову

Александр Щепалин   26.02.2016 14:11     Заявить о нарушении
Спасибо за солидарность!Знаю,что моя точка зрения на этот счёт крайне немодна,но каждый остаётся при своём.Свои вкусы я не навязываю,а просто рассуждаю,как любитель искусства,хотя и не авангардного.

Ира Титова   02.03.2016 15:09   Заявить о нарушении