Часть 4. Второй Курильский пролив

    Цепочка Курильских островов, как боновое заграждение, отделяет Охотское море от Тихого океана. Между островами множество проливов, позволяющих судам легко переходить из океана в море и обратно.
    Все эти проливы имеют свои названия и только на севере Курильской гряды фантазия "отказала" географам. Посудите сами, какое "разнообразие": Первый Курильский пролив, Второй Курильский пролив, Третий и так далее. Старые моряки поговаривают, что их было восемь, но я знаю точно только шесть.
    Здесь пойдет речь о проливе между островами Шумшу и Парамушир, о Втором Курильском проливе. Пролив не узкий, немного извилистый, с хорошими глубинами. Используют его рыбаки и суда местного плавания. Именно в этом проливе находится небольшой поселок городского типа Северо-Курильск.
    1981 год. Мы работали по завозу топлива на военные гарнизоны и именно здесь оказались координаты одной из точек, выданных нам отправителем.
    Подошли ночью, встали на якорь. Утром старший помощник на нашей барже отправился на поиски получателя и места выгрузки. Ожидая его возвращения, я  в бинокль рассматривал крутые обрывы высотой до 30-40 метров. В этих местах ранее мне бывать не приходилось.
    Ничего интересного обнаружить не удалось и я совершенно случайно перенес осмотр на верх обрывов и... увидел стоящий там, наверху (!!) рыболовный сейнер... Протер окуляры, поднастроил резкость и уже более внимательно стал рассматривать "рыбачкА", тип которого мне был неизвестен.
    Да, это было настоящее судно! Но как оно попало туда?!
    Началась выгрузка, но за суетой я не забывал выспрашивать у местных "что и как".
    И вот что узнал.
    5 ноября 1952 года - ужасный, трагический для северных Курил день...
    Три волны цунами высотой от 15 до 18 метров ворвались в этот узкий пролив, став значительно выше, и уничтожили поселок Северо-Курильск и еще несколько населенных пунктов и воинских частей. Это цунами вошло в историю под названием Северокурильское.
    Вот каким образом рыбацкое суденышко оказалось высоко на обрыве. Спускать его было очень трудно, да и не до него было, так как надо было разгребать завалы, искать и хоронить людей и отстраивать заново жилье. По официальным данным погибло более двух с половиной тысяч курильчан, это без учета военных.
    Точных данных никто не сообщил. Трагедию замалчивали в прессе. Множество в/ч, находившихся там, имели разную ведомственную принадлежность и всячески секретили "свои" жертвы.
    А суденышко так и простояло там 30 лет. Больше я в тех местах не бывал и что с ним стало, не знаю.


Рецензии
Привет, Юрий! Знал двоих свидетелей тех событий. Один - товарищ по работе, другой - сосед по гаражу. Обоих уже нет с нами...
Почему застопорилось производство так нужных народу палиндромов, которые ВОЗ признало лучшим средством от коронавируса?

Константин Десятов   15.12.2020 23:49     Заявить о нарушении
Доброе утро! (по-владивостокскому).
Работа ведется, но простые палиндромы как-то меня не впечатляют, боюсь и читателям будут малоинтересны. А сложные или с новыми словами и идеями идут трудно.... Вот только что нашел новое словечко и тема "смачная", но надо ещё поработать. Похвастаюсь! .... член мал у мула! мне "L".... с буквой "Ч" придется попотеть.
Удачи!

Юрий Маков   15.12.2020 23:58   Заявить о нарушении
Да, конечно, лучше не гнаться за количеством,а держать планку на достойной высоте. А то тут одна писательница, известная Вам, стряпает повести, что пироги. Пару недель - и шедевр готов. Не понимаю таких...

Константин Десятов   16.12.2020 04:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.