О своем отце

О СВОЕМ ОТЦЕ
(зарисовка - 3)

Что я сам помню о нём?  Да почти что ничего… одно из первых ярких воспоминаний: я сижу у кого-то на руках (скорее всего,  у бабы Мани), вдруг довольно резко подходит человек и даёт мне в руки горящий электрический фонарик… У меня – смешение чувств: новый человек – опасение, интересная вещь в руках – к технике я всю жизнь неравнодушен… а еще этот яркий луч… учусь направлять его в разные стороны… освещаю какие-то углы комнаты, они представляются чуть ли не фантастическими, непривычными… кажется, у меня фонарик этот же человек быстро взял и куда-то с ним ушел…
Но в памяти остались слова бабушки, что-то типа «осторожнее, Иван!» и это «Иван» заставило сжаться почему-то моё маленькое сердечко… это же – отец! Потом он появлялся и исчезал как-то загадочно и беспорядочно… со мной по крайней мере не играл и не возился, как дед Леонтий, на котором я даже верхом катался по комнате: он изображал коня, даже «ржал»…  а этот непонятный человек обладал какой-то властью надо мной, хотя меня им и не пугали никогда…
Что знаю со слов близких…
Евсеев Иван Акимович, 1912 года рождения, имел высшее юридическое образование, закончил еще до войны какой-то московский или подмосковный юридический институт… потом несколько лет служил в армии, где был политруком различных воинских подразделений, по маминым словам под Сталинградом он был политруком роты… там он получил контузию, и был коммиссован со службы… Так как его родственники жили под Чистополем и в Чистополе, то и на работу он был сюда направлен: сначала помощником прокурора, а затем и прокурором города и района (во время войны там была объединенная прокуратура). Волею судеб, младшая сестра моей бабушки Семенова Ия Ювенальевна, работала в этой прокуратуре секретарем-машинисткой, и моя мама частенько заходила к ней после работы, так как работала в школе №3, буквально напротив прокуратуры… вот так они  и встретились, мои мать и отец… ей тогда только за 20 еще  еле-еле нащелкало… И, как написано у Пушкина «пришла пора – она влюбилась!»…
Фактически ничего не зная о человеке… надо сказать, что он действительно был серьезным и положительным мужчиной, но получилось так, что его семья жила в чувашской деревне, а он – в Чистополе, одно время даже в гостинице… Так он приобрел «крышу над головой»… она – мужа и семью…
О будущем в военное время мало кто задумывался, как я понимаю… а вот мамина мама Нонна Ювенальевна почти сразу стала против этого брака, хотя и опоздала в том смысле, что они отношения оформили законно и быстро (недаром же он прокурором был)… Он много работал, время было непростое, статьи все – на военный лад… контузия сказывалась у него во-первых, в некоторой потере подвижности левой части тела, особенно левой руки, во-вторых, частый нервный тик глаз… в третьих, несдержанность в общении с близкими… Они с маминой мамой сошлись, как говорится, как коса и камень… Первенца Володю баба Нонна сразу почти прибрала к себе и стала воспитывать (хотел сказать как «будущего профессора»)… Он рано научился читать, прочитал в детстве почти всего Майн Рида, множество других книг… Но о нем разговор впереди…
Отец, чувствуя неприязнь тещи, пытался решить этот вопрос, но когда он добился повышения – его направили в Подмосковье, мама с ним не поехала… тут сказались и другие его черты характера, о которых расскажу чуть погодя… вот так и распалась наша семья… виновных нет – или  виноваты все…
Они еще долгое время переписывались… но у мамы появилась своя болезнь, которая чуть не привела ее к трагическому концу осенью 1957 года… об этом – тоже погодя…
Мама серьезно работала, стала завучем в семилетке, ее хвалили… а наша жизнь шла своим чередом…
Так что я своего отца практически помнить не должен, как и его чувашских родственников, но сердцу не прикажешь… я помню это смутно, но помню…
Семье без отца первое время было очень трудно, тем более в это же время примерно скончалась мамина бабушка (о ней тоже будет отдельный рассказ)… Поэтому меня и отдали бабе Мане, чему и она, и я только радовались… но учиться я должен был уже в русской школе, что и произошло осенью 1953 года… Потом я расскажу, как отец, уже очень старым, приезжал к нам в Казань и что из этого вышло…


Рецензии
Всем нам во время войны и после неё, приходилось нелегко.
Я своего отца не терял, а когда уехал в город, то ездил в село постоянно.
Помогал по хозяйству родителям. Он умер, будучи на пенсии.

Алексей Паневин   08.01.2016 22:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.