Ефремовская ЖЗЛка первые впечатления

 Ерёмина О., Смирнов Н. Иван Ефремов - М.: Молодая гвардия, 2013 г. (Серия: Жизнь замечательных людей).  -  688 с.

Несмотря на установку не покупать больше бумажных изданий, не смог удержаться, когда увидел в «Москве» книгу «Иван Ефремов» даже за 700 руб. Немного дешевле удалось купить, перейдя Тверскую, в «Фаланстере». Систематизация сведений о жизни и творчестве великого мыслителя и писателя, как и дань его памяти, оправдывало, на мой взгляд, расходы. Сильным же было разочарование! Книга оказалась какой-то «засадой».
Сейчас серия ЖЗЛ – это «углуПление» старых советских традиций. Либо воинствующее графоманство и навязывание реакционных мифов (володихинские опусы), либо тексты «по ту сторону добра и зла». К последним, к сожалению, принадлежит и книга «Иван Ефремов». Авторы, хоть и подчеркивают постоянно значительность описываемой фигуры, находятся совершенно на неадекватном ей уровне.
Хорошая популярная биография – это величайшая редкость, хотя, даже сейчас, такое иногда возможно. Вспомним, книгу С.Белякова о Льве Гумилеве, но и «ИА» и близко к ней не стоит! Если мы сравним книгу о ИЕ и   «Гумилев сын Гумилёва», то значительный временной период в этих биографиях совпадает. Но последняя книга написана взрослым для взрослых, а вот наши «ефремоведы» предстают какими-то наивно инфантильными подростками. Нет, даже не так. Одно дело любить своего героя, совсем другое – быть фанатом его взглядов. Хороша бы была биография сына Гуумилева, если бы в ней некритически пропагандировалась «пассионароность» и пр. В книге же о Ефремове, десятки последних страниц – это какая-то сплошная «Агни-Йога» с рерихами… Но до того все вполне по-советски.
 

Фантастика ИАЕ в советский период – это явление уникальное. Тогдашние и последующие попытки подражать лишь подчеркивали жалкую мелочность эпигонов. Ну, а почему?
Авторы (какие-то расторопно-суетливые общественники-журналисты: посмотрел их тюбик-ролики) плохо отвечают на этот вопрос. Не прорабатывается по-настоящему контекст, истоки, вызовы времени. Даже монография Брандиса и Дмитриевского 1963 года выглядит много лучше. Хотя тогда была и цензура, и заблуждения эпохи. А в ЖЗЛ-ке – что нового? За исключением пропаганды рерихианства, только некоторые любопытные факты, которые по глупости тогдашних цензоров казались подозрительными. Ну, любопытные факты есть, а концептуализации их нет.
И гражданская война, и советский период рассматриваются как будто тайно фрондирующих советских интеллигентов, без учета последующего опыта и информационных возможностей.
Язык издания – это отдельная «песня»: какая-то «пионерская правда» на сотни страниц! Вдохновение приходит к авторам только ближе к концу, когда начинается пропаганда эзотерических знаний.

«Человек, пройдя до конца тёмную сторону Луны как внутри себя (Тень), так и снаружи (Тамас), завершает Кольцо и размыкает его. Поэтому и названо так Великое Кольцо, что необходимо сделать в познании этот круг и разомкнуть его, выйти за пределы света и тени и уйти в духовных ультрафиолет лучистого человечества. Тамас – это ведь ещё и женщина…» (С.625 – sic!)/

С «духовными истоками» очень большие проблемы. Взгляды Ефремова в свое время были столь необычны, что вызывали оторопь, о впоследствии породили нечто вроде секты последователей. Причем даже не самостоятельной секты, а филиала «рериханутых». Авторы старательно подбирают похожие цитаты из всяческих «агни-йог» и ефремовских произведений. Это заставляет крепко задуматься и насторожиться.
В позитиве получается «духоподъемная пена». Ну, что, в самом деле, стоит за этими «космизмами» и прочими «ноосферными коммунизмами». Можно ли к этому относиться серьезно, скептически непредвзято, если сам этим не заражен.
Но что спрашивать с журналистов – они пишут, как могут и популяризация имени Ефремова (хотя бы в той же Вырице) им в несомненный плюс.  Они нашли для себя себе подобных,  и в эпоху всеобщего отчуждения за людей  можно только порадоваться. Но в инфернальном мире такие находки могут превратить содружество в секту. Каких-нибудь «ноосферных коммунистов»
Что там у нас, кстати, с «ноосферой»? Но вот, к примеру, попытка почитать «научную книгу» о Вернадском (его идеи, без сомнения в творчестве ИАЕ преломлялись) потерпела фиаско. Монография, вышедшая в издательстве МГУ, и принадлежащая перу какого-то впавшего в маразм деда – это какой-то длинный реферат троечника. Только перечисление событий и взглядов из жизни геохимика. МГУшатник вообще стал совершенным болотом со своими «нравственно-философскими факультетами» и «железнодорожными докторами-шубохранителями». Издают массивы подобной анти-научной литературы. Нет уже ни инстанции вкуса, ни интеллектуальных приличий. «Республика ученых» захвачена жадными варварами. А кругом бегают шибанутые сектанты и откровенные сумасшедшие.

Возвращаясь к книге о Ефремове,  невозможно согласиться, что он такой, как описан в недавней биографии, но на должном уровне у нас про него просто НЕКОМУ уже написать. И это несмотря на то, что постоянно утверждается, но не доказывается, какой ИАЕ великий, прекрасный, мудрый и пр. Судьба немногих выживших интеллектуалов была если не трагичной, то очень драматичной (См. тексты памяти Лосева, Аверинцева, Бибихина, которые в «философии космизма» и его истоках разбирались). И человеческая и писательская судьба самого Ефремова из той же серии, хотя к великому счастью он не погиб и не пережил того, что выпало на долю, скажем, Льва Гумилева. Итог этой антикультурной селекции вполне закономерен. Сейчас  наблюдается интеллектуальный коллапс страны, гибнущей под властью бессмысленного ворья. История не развивается, а целует себя в зад. Наука и все прочее в разлагающем тупике.

Условно, первая часть тома, до 50-х годов вызвала у меня как читателя, в основном,  негативные эмоции. Эпоха описывалась со «старорежимных позиций». Увидев фото Ефремова в тюбетейке, я вспомнил, что в детстве у меня тоже была такая «феска».  Вот идиотизм – русские ходили в этих глупых тюбетейках с 1920 по 70-е годы – инерция Совка!
Хотя стремление авторов популяризировать Ефремова заслуживает и благодарности – современные студенты, к примеру, этого имени не знают. (Впрочем, они почти ничего серьезного не знают и оглуплены до того, что могут на полном серьез обсуждать какие-нибудь «голодные игры»). Любопытна история знакомства ученого с его «Таис», упоминание друга В.Д.Иванова и перекличке идей в их произведениях, драматична история болезни ИАЕ. Довольно деликатно описан «женский вопрос» в биографии Ивана Антоновича, за что авторов можно похвалить.
При этом «спускаются на тормозах» многие проблемы ефремовского наследия: его отношение к религии (вопросы не религоведения, но Веры), идеи общественного воспитания детей, всесмешение интернационализма и пр. Мало и плохо раскрывается взаимодействие с «изнанками» советской действительности и т.д.
И еще - трактовки событий! Это какой-то кошмар – «дом пионеров», переросший в секту «нооген».

У авторов, замахнувшихся на биографию Ефремова, прежде всего, не раскрывается «диалектическая» пропасть между духоподъемными картинами ефремовских утопий и страшной убогостью окружающей совковой действительности, не только страшных 20-40-х, но и авантюрно-мутных лет хрущевщины. И – последующих тупиков. Скажем, ответы на многие «темные» и спорные вопросы романа «Час быка» в изданной биографии можно не искать. Хотя они вроде бы и объясняются – с позиций авторов.
Здесь есть непростой момент. Вышеназванная «пропасть» заполнялась в советское время «своеобразно». Дело в том, что культурное развитие России было грубо прервано, когда страну захватили Чужие и пошла чудовищная примитивизация всех сфер. На таком фоне наследие Серебряного века, в том числе и его отравляющие заблуждения, выглядели весьма привлекательно. Но виноват не СВ сам по себе, мифология в нем цвела, но быстро изживалась. Порождая, скажем, такие цветы как Символизм – прекрасные, но быстро вянущие. К примеру, автор «Темного Пламени» композитор Скряббыл символистом и мечтал о мистериях-преображениях, но уже его друг Сабанеев смотрел на это с трезвой отстраненностью, что не мешало ему восхищаться музыкальной гениальностью. Шло освобожение от Мифа, но тут пришел и утвердился силой репрессий миф вектхозаветно-секуляризованный. Корешки прежнего оставались и зажатые в инферно советские люди возлагали на эти ростки неоправданные надежды.
Ведь тот же «русский  космизм» - это ужас, какой  ужас! Брр – Каково вам в натуре воскрешение мертвецов, в сочетании с истреблением животных?! Только и остается мечтать о «лучистом человечестве» и прочей фантастике.

А тотальная замордованность «строителей коммунизма»? А зависть и подлость ефремовских «коллег»! И чего стоят оды всем этим геологическим и палеонтологическим находкам на фоне потрясающей социальной и культурной наивности! Русская гуманитарная культура уничтожалась с ветхозаветной жестокостью, хотя потребность в ней была огромна – свидетельство тому  миллионные тиражи самого Ефремова.  Но ведь не только Ефремова. Скажем, популярность его конкурентов Стругацких. Явных графоманов с «фигой в кармане» не объяснить иначе, как «духовной ситуацией времени», когда огромные массивы информации были сокрыты, проводилась идеологическая накачка, на фоне которой даже пресловутая «фига» казалась чем-то значительным.
Не хватало «остренького», природа человека подавлялась и пуристски игнорировалась. (Да какая там «философия И.Ефремова» - даёшь мегабайтника В.Головачёва, которого авторы считают «замечательным фантастом»). Не хватало чтива, к коему относятся те же ефремовские приключенческие рассказы со старых калек – это все же детско-юношеская беллетристика,  разбавленная советскими идеологемами. Правда как ученый Ефремов многое предсказал – голография и пр. Но с той поры наука страшно обесценилась в глазах новых поколений. Увы!
Массовая популярность Ефремова в советские годы не должна вводить в заблуждение. Если бы печаталось больше детективов, триллеров, эротики, эзотерики и пр., то читателей у «Лезвия бритвы» и прочих романов с «именительно-родительными названиями» было бы на порядок меньше. Но это были бы другие читатели. Однако бессмысленно употреблять здесь сослагательные наклонения. На фоне унылой и убого-серой советской действительности, библиотеки были редкими порталами для перехода в иной яркий и захватывающий мир. Народу хотелось рассказов о необычайном и всяческой фантастики. Потом посетители советских библиотек  подросли и у некоторых попёр такой «советский нью-эйдж».  Можно посмеяться над глупыми советскими цензорами, не обратившими внимание на название звездолета - «Тантра», но в постсоветские времена всяческий «тантризм левой руки» уж очень непригляден. Ефремовские тексты, к сожалению, многое здесь спровоцировали, и эти глупые традиции пережили и сам «Союз».  Ефремовский «космизм» не секрет, об этом писал, например. Л.Геллер, но у него была не апология, а элементы критического анализа.
Правда, степень увлеченности самого писателя «Агни-йогой» и пр., возможно, недооценивалась. Приведенные (или тенденциозно подобранные) отрывки из писем Портнягину и пр. говорят о близости ИАЕ к советскому нью-эйджу. Если это так, то все очень огорчительно. Ведь в юности, читая под яблонями «Туманность» и испытав приступ восторга, когда на весенних каникулах нашел и прочел «Час быка» я ПОВЕРИЛ Ефремову. Увлекся сектантскими заморочками, не зная этого? Нет, не хочется так думать – это обесценило бы читательскую любовь нескольких десятилетий.
Авторы явно переборщили с астрологией и нумерологией, с датами предсказаний. То что относится к прошедшему и ближайшему времени явно притянуто за уши. Прогноз на будущее тоже не такой линейный, как в конце биографической книги. В «Часе быка» самого Ефремова  содержится немало намеков на то, что зло просто так не отступит, и, возможно, придется воевать с Врагом, долго и насмерть. Новая катастрофа для человечества неизбежна и она приближается. Даже если и удастся выжить победить, то, что дальше – путь технологической экспансии Запада выглядит тупиком, но ведь и «восточная мудрость» - не выход: может элементарно не хватить энергии и технологической мощи. Опять – «путь по лезвию бритвы»!
Вот так и остается вопрос о ретроспективной оценке Ефремова: является ли он устаревшим коммунистическим утопистом, поднятым на щит в силу уникальных обстоятельств хрущевской оттепели, сочинителем юношеских книг, которые потом некоторыми из подросших посетителей «дома пионеров» интерпретируются в сектантском духе, чем в последние годы и сам писатель увлекся? Или Ефремов – это все же оригинальный писатель и мыслитель, наследие которого нуждается в достойном его уровня осмыслении.
Мы не принимаем первого варианта ответа и пытаемся склониться  ко второму, хотя Смирнов и Ерёмина усиленно убеждают нас в обратном.


Рецензии
С Вашей оценкой работы Ерёминой и Смирнова не согласен в корне. Верно, на мой взгляд, лишь то, что по стилю эта книга уступает "Гумилёву, сыну Гумилёва". Но написано со знанием обширных и разноплановых материалов, с огромной любовью к мыслителю и с очень неплохим культурным бэкграундом (для нынешних времён даже очень хорошим).

С авторскими интерпретациями философии Ефремова в книге ЖЗЛ можно не соглашаться - но это несколько другое.

С уважением - С.Л.

Сергей Лебедев 3   15.04.2017 17:40     Заявить о нарушении
Ага, раньше у ИАЕ искали прекрасный коммунизм, а теперь нашли "Агни-Йогу"

Виктор Клёнов   19.04.2017 11:54   Заявить о нарушении
Виктор, я думаю, что это и отражает многомерность Ефремова. И каждый исследователь видит в нём то, что ему ближе и лучше известно - это нормально. В чём-то его взгляды близки и "Агни-Йоге". Другой вопрос, что не обязательно это преувеличивать.
С уважением - Сергей.

Сергей Лебедев 3   20.04.2017 23:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.