Чудесные лапоточки

Литературный жанр: Драматургия
Драматический жанр: Сказка
Роли: женские: 1; мужские: 4; детские: нет; другие (животные, предметы и т.п.); массовка: нет
Оригинальный язык произведения: русский; период написания: XXI век, 2013 г.
Формат файла: doc (Microsoft Word); размер 35,0 КБ.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ИВАН, мужик
СТАРИЧОК
АКИМ, брат Ивана
МАРФА, жена Акима
БАРИН
Сцена как бы поделена на два пространства. В одной стороне – изба Акима, в другой – полянка у берега реки. Береза. Под березой сидит спиной к зрителям старичок. Иван может выйти со стороны зрителей.

ИВАН: Жил в одной деревне мужик Иван. Иван, стало быть, это я. Хороший мужик, работящий. И сена накосит, и дров наколет, и баньку стопит. И лыка впрок заготовит. Лыко – это кора молодого деревца. Весной, значит, деревце то рубили, потом кору с него полосками сдирали и вымачивали, чтобы мягче была. И получалось лыко. А мужику без лыка никак. Особенно зимой. Из лыка добрые лапти получаются. На улице мороз, а ты сиди себе в теплой избе да лапти плети. А лаптей-то немало надо: и себе в обиход, и на продажу. Эх, лапти, лапти, лапотки! Жалко, изнашиваются быстро. А уж если в дорогу, так одних-то мало будет. Хоть запасные бери.
Вовремя-то я про дорогу вспомнил. Брат у меня в соседнем селе живет, Аким. Давненько я Акима не видел, надо бы проведывать. А что тянуть, вот прямо сейчас и пойду. Водицы только захвачу, день больно жаркий.
(Кладет бутылку с водой в заплечный мешок). Эх, мужику собраться, только подпоясаться! Ну, в путь! (Отправляется в путь. Запевает песню)

Пойте, птички веселее,
Не пыли, дороженька.
Вы шагайте поскорее
В лапоточках ноженьки.

Много баек о лаптях,
Есть и прибауточки,
Вот такие вот они,
Древние обуточки.

Жарко. Дорога пыльная. Дойду до речки там водички попью, отдохну.

Лапти, лапти, лапотки,
Лапотки плетеные.
Не малы, не велики –
Обувь немудрёная.

Вот тут под березкой и отдохну. (Замечает старичка. Старик сидит на полянке по другую сторону деревца). Здравствуй, дедушка.

СТАРИЧОК: Здорово, мил человек.
ИВАН:  Отдыхаешь?
СТАРИЧОК: Отдыхаю. А как тебя, мужичок, звать-величать?
ИВАН:  Да Иван я. А ты, дедушка, далеко ли собрался?
СТАРИЧОК: Далеко, милый. Я в Москву иду.
ИВАН: Так это твои лапти-то под березой?
СТАРИЧОК: Мои.
ИВАН:  (Удивился) Так ты, дедушка, в этих лаптях что ли в Москву собрался?
СТАРИЧОК: Ага. В лаптях и собрался.
ИВАН: Пешком? В Москву? Да лапти у тебя в дороге мигом прохудятся. Да и протопаешь ты, дедушка, до своей Москвы полгода!
СТАРИЧОК:  Нет, милый, не полгода. Я себе особые лапти сплёл. Это лапти чудесные.
ИВАН: Да что же в них чудесного? Лапти, как лапти.
СТАРИЧОК: Это только с виду они простые. (поёт)
Хоть мастак я небольшой,
Лапоточки плел с душой,
Носил липы ко двору,
Кочетыком драл кору.
Плёл подошву и бока,
А вот пятка нелегка:
Лыки в петельки сводил,
Чтоб мой лапоть не кривил.
Вышли чудо-лапотки.
Не малы, не велики.
В благодарность за мой труд,
Лапти сами побегут.
ИВАН: Так уж и побегут?
СТАРИЧОК:  А куда им деваться-то. Ещё как побегут! Ты не серчай, мил человек, я вздремну немного. Дорога дальняя. (Старичок закрыл глаза, заснул)
ИВАН: Заснул, вроде. Видать, здорово устал. Только прилег, сразу и заснул. (Взял лапти, рассматривает.) С виду лапти как лапти, а старик говорит – чудесные. Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. Авось, он и не догадается. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу.
(Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся. Только он обулся, лапти его тут же "понесли". Стал он сначала подпрыгивать, потом бегать кругами, как бы отдаляясь от старика. Иван перепугался. Кричит.)
ИВАН: Ноги, вы куда? Стойте! Ой, конец мне! Стойте же вы, остановитесь! Нога моя правая, стой! Левая нога, да стой ты! Ой, горе мне! Ой, пропал!
(Добежал Иван до дома брата. На лавке стояли ведра, он их опрокинул, наступил на метлу, упал на лавку, потом скатился на пол, лежит на спине еле живой и дрыгает ногами.  Огляделся. Никого нет.)
Ой, беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить! (Развязал он лапти, скинул с ног. Ноги остановились). Как же это я дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться - отдам ему его лапти. Вроде, отдышался немного.  (Кричит) Брат, Аким, чего же гостя не встречаешь?
Вышел брат с женой Марфой. Увидели они  Ивана и смеются.
АКИМ: А я думаю, что это там за грохот?
ИВАН: Да какой грохот? Это я нечаянно ведра опрокинул.
МАРФА: Ты что это, Иван, босой идёшь, а лапти в руках тащишь?
ИВАН:  А эти лапти мне, брат,.. тесноваты, ногам больно. Насилу до вас дошел. Вот и снял.
АКИМ: Ну, проходи в избу, чаёвничать будем. Марфа, накрывай на стол.
(Иван оставил лапти у порога и пошел в избу. В это время Аким берет в руки лапти, рассматривает.)  Эх, добрые лапти. Ивану малы, а мне бы эти лапти как раз впору были. Пока Иван с Марфой чаёвничают, поменяю-ка я лапти. Он и не заметит.
 (Взял Аким лапти, свои на их место поставил, сел на лавку, стал обуваться. Только обулся, снесло его с лавки. Ноги стали «выписывать кренделя. Бегает кругами, остановиться не может. Убегает подальше от избы. Выходят Иван с Марфой.)
ИВАН: А что это брата не видать? Куда подевался? Даже чаёвничать с нами не стал? Или встрече со мной не рад?
МАРФА: Иван, да что ты такое говоришь? Сама ума не приложу, где он.
ИВАН: Ладно, Марфа, спасибо за чай, домой пойду, а то не увидишь, как стемнеет. Прощайте. (Иван надел лапти, которые Аким оставил под лавкой, и пошел обратно, напевая свою песенку.) Что это, лапти вроде бы свободнее стали. И не бегут вовсе. Пошутил, видать, старичок, а я и поверил.
Пойте, птички веселее,
Не пыли, дороженька.
Вы шагайте поскорее
В лапоточках ноженьки.

Лапти, лапти, лапотки,
Лапотки плетеные.
Не малы, не велики –
Обувь немудрёная.

 (Как только Иван скрылся из вида, выбегает Аким.)
АКИМ: (Испугался, кричит) Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Марфа! Спасай!
Выбежала Марфа.
МАРФА: Аким, ты что с ума сошел, куда поскакал-то?
АКИМ: Ой, Марфа, спаси меня. Ой, Марфа, держи меня, пока весь дух из меня не вышел.
МАРФА: Ой, ты Господи, лови его! Держи его! Да стой ты, окаянный. (Обхватил Аким Марфу руками и стал вокруг неё вертеться, никак не может остановиться.)
Стой, Аким, да остановись ты, всю голову мне закружил. Аким, да ты и правда с ума сошел?
АКИМ: Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял.
МАРФА: Да какое добро? О чём ты, Аким?
АКИМ: Какое-какое! Снимай, моя милая, с меня эти лапти скорее!
Марфа помогает Акиму снять лапти.
МАРФА: Аким, ты долго будешь из себя дурака корчить? Давай выкладывай, что это с тобой было.
АКИМ: Марфа, хоть ты меня не донимай. Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Марфа, эти лапти в угол. Я их  обратно Ивану отнесу.
МАРФА: (в сторону) Ага, как же! Так и кинула. Они мне и самой сгодятся. (Акиму). Аким, а чем тебе лапти-то не угодили?
АКИМ: А ты сама не видела? Я же чуть на тот свет прежде времени не отправился из-за этих лаптей.
МАРФА: Да лапти-то при чем?
АКИМ: Так они бешеные какие-то. Не успел я их обуть, как понесли меня. Да ты и сама видела.
МАРФА: То-то Иван босиком стоял. И гостил недолго, сразу же и обратно собрался. Вот одно я, Аким, не пойму: как это лапти могут быть бешеными?
АКИМ: Я и сам не пойму. У всех лапти как лапти, а эти  - скороходы какие-то. Все, Марфа, я уж теперь отдыхать стану. Вот отдохну, и к Ивану. Лапти возверну. (Аким уходит в избу)
МАРФА: Как бы не так! Станем мы обратно отдавать то, что даром досталось. То, что Акиму не ладно, мне сгодится. Да и не верю я в эти сказки: лапти-скороходы! Ох, Аким, ох, выдумщик! (Стала надевать лапти себе на ноги. Только одела, начала подпрыгивать, потом закружилась и стала бегать кругами.) Ой, Аким, Акимушка, спаси, родной. Ой, пропадаю. Люди, помогите!
АКИМ: (Выбежал из избы, ухватил Марфу) Вот дура баба! Говорил ведь, кинь лапти в угол. (Держит Марфу, а она из его рук вырывается, так и норовит бежать) Да стой ты! Что ты как коза лупленая, копытами бьешь. Угомонись, тебе говорю.
(Еле-еле усадил Марфу на скамью и стал снимать с нее лапти. Снял и закинул их под лавку.)
МАРФА: Ой, ноженьки вы мои. И за что же вы так умаялись-убегались. Аким, и правда эти лапти бешеные какие-то.
АКИМ: Так я тебе говорил, а ты…ты ведь все по-своему. У, бестолочь. Мучайся вот теперь.
МАРФА: (грозно) Аким! Собирайся сейчас же!
АКИМ: Куда?
МАРФА: На кудыкину гору. Сам не знаешь, куда? К Ивану пойдём. Надо от этих лаптей срочно избавляться, а то они ещё каку беду в наш дом принесут.
АКИМ: Вот отдохнем маленько и пойдем.
МАРФА: Я кому сказала! А ну живо подскочил. Отдохнет он. Хватит, отдохнули уже. Уж так отдохнули, век помнить буду. Ноги вон до сих пор подпрыгивают.
АКИМ: А не надо было жадничать.
МАРФА: А не надо было тебе наперед чужого брать.
АКИМ: Так кто знал-то?
МАРФА: Кто, кто…Дед Пихто. Живо за мной.
Марфа идет впереди, за ней Аким еле поспевает.
АКИМ: Марфа, а ты лапти-то взяла?
МАРФА: Я нет, а ты разве не взял?
АКИМ: И я нет.
МАРФА: Вот дубина стоеросовая. А чего же мы тогда к Ивану поперлись?
АКИМ: Так ты что сказала?
МАРФА: Я сказала, пойдем лапти относить. А чего же мы отнесем, если мы их не взяли.
АКИМ: Не знаю.
МАРФА: И я не знаю.
АКИМ: И чего теперь делать?
МАРФА: А я откуда знаю, чего.
АКИМ: Думай, ты же у нас самая умная.
МАРФА: Чего думать?
АКИМ: Чего думать. Ты, когда бегала, ум не свихнула? Что Ивану отдавать будем?
МАРФА: Аким, ты что совсем ума лишился? Как что отдавать? Лапти.
АКИМ: Так, знамо, что лапти. А где они?
МАРФА: Ты же сказал, что их дома оставил.
АКИМ: Ну.
МАРФА: Что ну? Так беги да забирай.
АКИМ: А ты как же?
МАРФА: Беги, беги. Я здесь тебя дожидаться буду.
(Аким убегает назад за лаптями. Марфа села на полянке, поёт)
Ходит по свету молва людская
Что брать чужое – это грех.
Я и сама об этом знаю:
Не принесет чужое успех.
Ну, вот зачем нам лапти эти
Есть ведь свои, не хуже тех,
Вот мы попались, словно дети.
Да, брать чужое – это грех.
(как отдает эхом)
Грех! Грех! Грех!

МАРФА: (Оглядывается) Ой, господи! Страшно-то как.
Ну, вот зачем нам лапти эти
Есть ведь свои, не хуже тех,
Вот мы попались, словно дети.
Да, брать чужое – это грех.
(снова, еще громче отдает эхом)
Грех! Грех! Грех!
В это время незаметно подходит Аким.
МАРФА: (В страхе кричит) Аким! Аким!
АКИМ: Чего кричишь-то?
МАРФА: Ох, Аким, пойдем скорее до Ивана, чую я, беду нам эти лапти принесут.
АКИМ: А я тебе говорил…
МАРФА: Молчи уж, говорил он. А кто первый эти лапти надел? Молчишь?
АКИМ: Молчу.
МАРФА: Вот и молчи. Чего стоишь, как истукан, пошли уже.
АКИМ: Так я и иду.
МАРФА: Вот и иди. Недалеко уже.
(Вскоре увидели Ивана. Он идет с вязанкой хвороста)
МАРФА: Иван, прости ты нас.
АКИМ: Прости, брат Иван, виноватые мы перед тобой.
ИВАН: Да за что вас прощать-то?
МАРФА: Избавь ты нас от своих лаптей. Намучились мы с ними.
ИВАН: Так они и не мои вовсе.
АКИМ: Как не твои? А чьи же?
ИВАН: Да старичка одного. Встретил я его по дороге. Он и поведал мне, что, дескать, лапти у него не простые, а чудесные. Вмиг, куда надо, добегут. Вот я и позарился на чужое. Да сполна получил.
АКИМ: Так, значит, ты эти лапти у старика того украл, так что ли?
ИВАН: Выходит, так.
МАРФА: Спёр, получается? Ах, Иван, Иван. Разве ж ты не знал, что чужое брать нехорошо?
Отдает эхом: Грех! Грех! Грех!
АКИМ: Молчи уж, а сама-то.
МАРФА: А что я? Я и молчу.
АКИМ: Вот и молчи. Иван, а как же нам старику эти лапти-то вернуть?
Где ты с ним повстречался?
ИВАН: Да вот недалеко отсюда и повстречался. Стыдно. Нехорошо получилось. А старичок тот прилег отдохнуть. Может и спит ещё.
АКИМ: Так пойдем разбудим его да лапти и отдадим.
МАРФА: А зачем будить?  Давайте мы ему лапти эти тихонько назад вернем, он и не заметит пропажу.
АКИМ: Ай да Марфа, ай да умница.
ИВАН: Нехорошо это, признаться бы надо.
МАРФА: А зачем признаваться-то, главное, что лапти вернем.
ИВАН: Ну, не знаю.
МАРФА: Ты не знаешь, а я знаю. Иди, Иван, и отдавай старику лапти!
АКИМ: Правильно! Иди, Иван, а мы тебя здесь подождём.
МАРФА: Точно! Бери, Иван, лапти.
ИВАН: А почему я? Вместе и пойдем.
МАРФА:  Ты первый взял, тебе и возвращать. Ни к чему нам эти лапти.
(Не заметили, как подошел Барин)
БАРИН: Вам ни к чему, так мне отдайте.
МАРФА: И с какого такого перепугу мы тебе должны лапти отдать? Ты кто такой?
БАРИН: Барин я. Избу для ночлега ищу.
АКИМ: И откуда ты взялся, Барин? В нашем селе таких нет.
БАРИН: С дороги. У колеса телега отвалилась. Пока кучер её на место приставит, мне ночлег нужен. Не буду же я в чистом поле ночевать.
ИВАН: Что, говоришь у колеса отвалилось?
БАРИН: Телега.
ИВАН: Телега отвалилась?
БАРИН: Ну, отвалилась. А что здесь такого?
МАРФА: Да не может у колеса телега отвалиться.
БАРИН: Как не может? Мне так кучер сказал.
МАРФА: А кучер не сказал тебе, что ты дурак?
БАРИН: Я дурак? Да как ты смеешь, баба, так с Барином разговаривать?
МАРФА: Знаешь что, Барин, иди-ка ты своей дорогой, у нас дело поважнее твоего.
БАРИН: (С любопытством) А что за дело?
ИВАН: Да лапти надо одному старику вернуть. Лапти непростые, особенные. Вмиг домчат, куда надо.
БАРИН: Так давайте я отнесу, мне все равно ждать, пока кучер телегу к колесу приделает.
МАРФА: Вот дурак – дурак, а соображает! Правильно, вот и отнеси. Во-он там старичок тот, у речки.
БАРИН: (Взял лапти.) Ну, чего стоите? Отдали лапти и идите своей дорогой.
АКИМ: Так мы и идём.
БАРИН: Вот и идите.
(Марфа, Аким и Иван пошли обратно.)
БАРИН: Чего придумали? Стану я какому-то старику лапти-скороходы возвращать. Мне такие и самому нужны. Вот сейчас лапти надену и вмиг у себя дома окажусь.
(Сел, стал надевать лапти. Только надел, понесли его лапти. Стал сначала подпрыгивать, потом побежал. Слышны его крики: Ой, спасите! Ой, помогите! Ой, вода! Не надо, только не в речку!  Звуки: буль-буль-буль.)

Иван, Аким и Марфа возвращаются обратно. Идут, спорят.
ИВАН: А я говорю: надо. Вдруг Барин нас обманул. Заберет лапти себе, а старику их не вернет.
МАРФА: И пусть забирает, нам-то они все равно ни к чему.
ИВАН: Нам ни к чему, а старику нужны. Сколько он без лаптей до Москвы добираться будет?
АКИМ: Стойте! Вот он, старик-то.
Подходят к старику. Он сидит на полянке. Увидел их. Как ни в чем не бывало.
СТАРИК: А, Иван! Чего вернулся-то? Забыл, что ль чего?
ИВАН: Да повиниться я пришел, дедушка. Лапти-то я у тебя, получается, украл.
СТАРИЧОК: Лапти-то…Получается, украл…
МАРФА: Дедушка, а Барин тебе лапти не возвращал?
СТАРИЧОК: Барин-то…нет, не возвращал.
АКИМ: Что же теперь делать-то?
СТАРИЧОК: Что делать? Да ничего не делать. Каждому своё.
ИВАН: Что ты, дедушка, сказал?
СТАРИЧОК: Каждому, говорю, своё.
АКИМ: А как же это понимать?
СТАРИЧОК: А так и понимать.
В это время Марфа увидела, как по речке плывут лапти старика. И полезла их доставать.
МАРФА: (кричит) Вон! Лапти-то вон! Плывут! Стойте!
Иван и Аким бросились ей помогать. Иван подает лапти старику.
АКИМ: Фу-у, как гора с плеч.
МАРФА: Хорощо-то как.
ИВАН: Да не совсем хорошо. Прости ты уж нас, дедушка.
МАРФА: Пойдем мы. Ты уж на нас зла не держи. Прощай, дедушка. (Уходят)
СТАРИК: И вы прощайте. И помните: каждому своё. (Садится. Надевает лапти. Усмехается.) Вот вы, мои лапоточки, и снова ко мне вернулись. Глупые люди, разве чужое добро счастье принесёт? Эх вы, мои лапоточки, сам я вас сплел, вот вы меня и слушаетесь. Эх, лапти-лапотки! Коли надо мне, они побегут, а коли не надо – тихонько пойдут. Ну, что лапоточки, в путь! (Зрителям.) Ну, и вы прощевайте. Да лихом не поминайте. И помните: каждому – своё.
(Дед надел лапти и пошел.)
Хоть мастак я небольшой,
Лапоточки плел с душой,
Носил липы ко двору,
Кочетыком драл кору.
Плёл подошву и бока,
А вот пятка нелегка:
Лыки в петельки сводил,
Чтоб мой лапоть не кривил.
Вышли чудо-лапотки.
Не малы, не велики.
В благодарность за мой труд,
Лапти сами побегут.

Конец.


Рецензии
Вы пишите добрые сказки. В них есть поучения. Очень интересно, как современные «компьютерные» дети реагируют на ваши сказки в театре?

Александр Оптант   23.01.2014 00:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.