Авось, вера, надежда!!!

Почему такое название? Да потому, что очень часто, характеризуя Русский народ, нацию, русских - обращают на эти черты наибольшее внимание. Это во-вторых, а во-первых, судя по доступным СМИ Россия, русские - одна из наиболее популярных тем сегодняшнего мира, во всяком случае в Европе. Как только эти термины не склоняют?! И так и сяк. А недавно в «Комсомольской Правде» появилась статья, где характерной чертой русских называют агрессивность, а происхождение современных русских ищут в финских, татарских и частично славянских корнях. Говорю частично, т.к. истинными славянами автор статьи считает украинцев с их коренным славянским качеством - добротой, что, конечно, к русским «агрессорам» не относится. Вот и взялся за перо!
     Национальный характер! Очевидно связан с особенностями складывания, формования нации! Не претендуя на какие-нибудь исторические открытия могу сказать только следующее.

     Формирование наций и национальных государств в Западной Европе  происходило на базе тех народностей и родо-племенных групп населения, проживающих на своей исконной (в основном) территории. Но эти территории и народности завоевывалось РИМОМ ИЛИ ВЕЛИСЬ ЧАСТЫЕ МЕЖДУУСОБНЫЕ ВОЙНЫ, тогда  эта  ТЕРРИТОРИЯ ПЕРЕКРАИВАЛАСЬ. Одной особенностью, результатом этих процессов было то, что их народная речь и письменная - литературная по написанию и произношению не совпадала. Но во всяком случае их национальные чувства были неразрывно связаны с прошлым своей родины, ее преданиями и историей.

  Соединенные Штаты Америки. Как видите нет и намека на этнический состав населения, на прошлое этих мест  и народов, здесь проживающих.  Но почему-то представители США называют себя Американцами, а некоторых, правда, афро-американцами.  Да потому, что основное сегодняшнее население США - это европейцы, приехавшие в Северную Америку и захватившие у местных жителей их земли, а самих жителей - многочисленные племена индейцев, покорили и даже загнали в резервации.  А местным законом стали не традиции и привычки местных людей, а СУД ЛИНЧА.  Современная нация, населяющая США - это ЯНКИ, не «американцы», Дядя Сем, стремящийся сейчас сделать с миром то, что ему удалось сделать с коренным населением  Северной Америки (части её). Во всяком случае такую «доктрину» недавно провозгласил Президент этой страны.  Это проявляется на каждом шагу. Не случайно же Президент РФ сегодня 12 декабря. в своем докладе заявил, что т.н. Система ПРО - это не оборонительная, а наступательная система вооруженных сил США.. Отражается ли всё это на характере, поведении современных янки?! Ещё как!

   Особенности складывания русской нации и национального государства. Вопрос очень большой и сложный. Но в отличии от США  Российское государство формировалось на базе местных родо-племенных групп населения. Относительно финнов и татар можно напомнить следующее- Народности  финской группы - весь, мари и др поволжские ассимилировались в состав народа России, но не загонялись в резервации. А финны, эсты, карелы, татары имели свои государственные образования. Так же как народы Сибири — якуты, буряты, не только сохранившие свою националную культуру, но и развившие её. Поголовное выселение с мест проживания осуществлялась Петром Первым по отношению к шведам, пытавшимся поднять мятеж в интересах короля Швеции Карла (в конце первого десятилетия 18 века) а не местного населения. Да шведы были высланы из Нарвы и др мест. Но куда?. В Самару, а некоторые даже в Москву. Относительно татаро-тюркских племен Нижнего Поволжья и близлежащих районов - их тоже не выселяли. Они слились с русским населением. Ассимилировались Даже в 20 веке, в новых условиях, русские (в своей большей части) были в национальных районах рабочими.!

Об этом говорят и сегодняшние данные Узбекистана, даже в нашей маленькой Эстонии. Вот такие «оккупанты».
 Русское государство складывалось  из- славянских племен, русских. Ведь не случайно русских в Латвии называют по племенному названию славян - соседей - кривичи, а в Эстонии русских называют по наименованию славянского племени венеды.  В США последний МОГИКАН погиб по Ф.Куперу задолго до нашего времени.
 
  О чем вышеназванное говорит? Вопрос о национальном характере связан  с социально-политическими процессами, происходящими в обществе. Тому следующий пример. В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, выходивший в конце 19, начале 20 века имеется конкретная характеристика ТОЛЬКО Эстонцев. Даже нет определенной характеристики национального характера великороссов. Не говоря о других народностях. Почему?  Могу объяснить только следующим - немцы в Эстляндской губернии были на привилегированном положении - здесь фактически государственным языком до второй половины 19 века был немецкий язык.

Вся местная документация само-управлений волостей и  городов велась на немецком языке. (за очень небольшим исключением, и это продолжалось несколько столетий). Не удивительно, что немецкие бароны, по сути дела - помещики - феодалы, знали своих крестьян и охарактеризовали их.  Наверное, влияние на определение характера народа сказывались не только объективные, создаваемые условиями жизни факторы, но и субъективные, зависящие непосредственно от авторов написанного. Но в характеристике Эстов  на первые два места выделяют качества, свойственные крестьянину, постоянно борющемуся с прихотями природы. Не удивительно, что  упрямство  и решительность здесь выделяются. Но Некрасовские мужики и характеризуются в первую очередь как «упрямцы». «мужик, что бык- втемяшится в башку какая-нибудь блажь» и т.д.  Как видите может быть многое общее! Не смотря ни на что - мужики «решили выяснить» вопрос!

   Что же влияет на формирование национального характера? В чем он проявляется? Сложность вопроса очевидно заключается прежде всего в том, что характер  отдельного человека как личности и характер национальный не одно и то же. Как не одно и тоже человек и коллектив, повеление отдельного человека, его привычки, особенность поведения и традиции народа, коллективов, наций.  И в то же время традиции и привычки поведения коллективов и народов не могут выходить ЗА ПРЕДЕЛЫ того, что свойственно людям вообще и отдельному человеку в частности.  Отражение же этого своеобразия находит свое яркое выражение не просто в быту, повседневной жизни, но и  в ИСКУССТВЕ, в частности в литературе и музыке, где мы встречаемся  не просто с отдельными личностями, но и с типами, « героями» самых различных областей нашей жизни, с традициями и привычками этих «героев»..

   Понять характер народа - это понять и его страну.  Да, надо знать ее историю, ее прошлое. Но знание - это еще не означает ПОНИМАНИЕ.  Как говорит  поэт о любви к Родине  - «Не победит её рассудок мой». Надо Чувствовать!. Воспринимать! Здесь всегда будет и что то присущее другим и своеобразие его проявления и нечто особенное.  В чем это проявляется? В жизни не просто одного человека, а народа. Моя жена Надежда Гавриловна (урожденная Игнатьева) родилась в Самаре (Куйбышеве), а жила в Бузулуке, среди Оренбургских степей. В этих районах гулял Пугачев. Я родился и вырос в Нарве, где когда то хозяйничали немецкие рыцари, а по реке Нарове проходил один из маршрутов «из варяг -в греки». Сотни, тысячи километров. А когда мы вспоминали свое детство, то оказывалось, что играли в одни и те же детские игры - прятки, жмурки и даже в «казаки-разбойники»! Удивительно! История народа русского одна - и одни и те же детские игры.  Это значит- наличие каких то общих обычаев, традиций, привычек, а следовательно и каких то черт характера.

Это наиболее ярко проявляется в сфере культуры, в национальной литературе, музыке, пении, танцах. А также в пословицах, поговорках и многом другом. Необъятного не обнимешь.  Но, как говорили когда то бурсаки Холмской духовной семинарии, где учился мой отец - Одиннадцатая «заповедь блаженства» звучит так - Не говори и не пиши о том, чего сам не понимаешь!. Поэтому обращусь к фактам из жизни нашей семьи. С какими поговорками я знаком- ? Брат моего деда - А.А.Архангельский как дирижер хора считал, Что «Уходи так, чтобы не стыдно было вернуться!» Как говорится - Сделал дело - гуляй смело! Отцу пришлось пережить голодные годы гражданской войны. Он тогда учительствовал в Тайцах, недалеко от Петрограда. И вот его поговорка - « Это еще не беда, когда есть хлеб да лебеда. Нет хуже беды, когда нет ни хлеба ни лебеды!» А моя мать как то сказала (её отношения с невесткой - моей женой не всегда были идеальными, ревновали меня) «Да, ночная кукушка дневную всегда перекукует»! Поговорка - это острое слово, точно выражающая определенную мысль. Как то даже мой сын - Егор, тогда еще лет 4, не умея еще читать и писать,
Сочинил песенку и весело напевал - « папу, маму не боимся - писаем в штаны»! Тоже афоризм.

А как своеобразны те или иные привычки и традиции. Мой друг - Михаил Рассадкин, из деревн Сыренец, что у истока Наровы из Чудского озера, рассказывал о «кулачных боях» между мужиками двух деревень Сыренец и Скамья (на противоположном берегу Наровы). Зимой, очевидно где то в Крещенские морозы, когда река покрывалась толстым слоем льда, а на праздники не плохо было и покуражится, на лед выбегали мальчишки из противоположных деревень и начинали дразниться, задирать друг друга. Тогда за своих ребят выступали отцы и старшие братья. Начинался «кулачный бой», чтоб бока намять друг другу.  Это не современные международные поединки «без правил».  Это были «потешные бои». Ну, вспомните Некрасова - « кому на Руси жить хорошо». 7 мужиков поспорили, и пока спорили прошагали 30 верст, а в промежутке друг другу и кулаками бока намяли.  Не зло здесь проявлялась, а сила и кончалась не увечьями.
 А с каких деревень мужики то? Горелово, Неелово, Неурожайка.  В 1942 году мне пришлось быть в Зауральской деревне - Погорелки (схожее название), там формировался наш отряд Особого назначения. А на праздник 1 мая крестьяне нас угостили пирогом со свежей рыбой.  И вспомнилось это в связи с тем же стихотворением Родина. - «люблю  разливы рек её, подобные морям». Мне пришлось стоять часовым у склада с боеприпасами на высоком берегу протекавшей мимо реки. Она была еще покрыта льдом. И вдруг я услышал приближающийся страшный грохот. Это проходил ледоход. Через несколько минут грохот ломающихся и налезающих друг на друга  льдин достиг деревни и промчался мимо неё за какие то несколько даже не минут. И сразу за этим волна воды покрыла весь противоположный низменный берег. Уже настало утро, светало, а передо мной расстилалось море разливанное.

 1924 год, весна. Отец привел меня на высокий берег реки Наровы где то в километре выше водопада. Внизу, под обрывом, вдаль и вширь - море воды. Невдалеке виднеется верхушка Высокого остовова, под нашими ногами торчат только  макушки  деревьев оставшегося под водой островка. Внизу проезжая дорога - под водой, а, от моста, ведущего на Костинскую видны только перила. Сам мост под водой.  Дальше одна сплошная водяная гладь на многие километры. А ниже водопада уровень поднявшейся воды захлестнул водокачку и Старый город остался без водоснабжения.. Прошло почти 90 лет, а помнится!

А сами названия деревень Принаровья - Скамья, недалеко - Орел, ниже по течению - Ямы, Князь-Село, на правом берегу - Омут, Загривье, Скарятино, Ольгин Крест, (это княгини Ольги), Криуши, Кукин Берег. Кука или кукара - это крепкий, зажиточный мужик. Отсюда и слово «кулак». А «недокука» это что то вроде «недотёпы».. Пахнет Русью?!.
Можно ли забывать о традициях русского застолья! Пироги да блины. Не случайно на Втором Русском певческом празднике в Эстонии в 1939 году в Печерах одна из песен, исполненная хором в несколько сот голосов о «Теще и её семерых зятьях». В песне был такие слова - «стала их тещенька, стала угощать (идет перечень имен и после каждого - ему дала - «блин». А «Ванюшеньке, душеньке - слоеный пирожок»!

 Для поговорки и песни нужно слово!. Язык!. Он  «и могучий и свободный» Возьмите к примеру слово МИР!. Сколько нюансов в его применении! И Вселенная и спокойствие, и сфера жизни или деятельности. Границы как видите - от Вселенной - до мелкой букашки, всего человечества и до одного человека ( внутренний мир, в котором он живет). А понятие СВОБОДА?!.  Пушкин - в условиях «жестокого мира» прославлял Свободу. Свобода - не просто как нечто абстрактное, а освобождение от определенной «жестокости».  А что мы видим сейчас? Свобода - не освобождение от чего то, а получение прав, данных сверху (и потребованные снизу, но это не всегда)  Свобода - это права гомосексуалистов (их почему то называют социальным меньшинством.

Провозглашаются Права детей на сексуальные отношения с 10-летнего возраста Это что - свобода от опеки родителей?!, Даже поднимаются права проституток, как представителей определенной «профессии». Может принять закон о правах киллеров - ведь этим они зарабатывают себе на жизнь! Тоже «профессия».
Адвокатура всегда выступает первоначально с требованием признания невиновности, оправдания.  Во всех перечисленных случаях нет объективного обоснования, анализа происходящих процессов и их причин. Практически построено на политико - эмоциональных соображениях. Что ожидает детей в «семьях» однополых «браков». Нет ни одного исследования. И это понятно - для исследования нужны годы, а «закон» принимается в спешке, без доказательств. 
 Психология насчитывает 4 типа характеров - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Что 7 миллиардов людей, каждого из них можно «причислить» только к одной группе? Да «причислить» для статистики можно, но от этого индивидуальные особенности личностей не сведутся к 4 видам.  Как говорилось «причислить» к млекопитающим можно и сапожную щетку, но от этого у неё не вырастут молочные железы! Можно сколько угодно расширять права гомосексуалистов, но от этого количество, рождаемость населения не увеличится! В этом отношении, пусть не обижаются, они такие же «половые щетки» в абстрактно теоретическом понимании. Этот пример говорит только об одном - говоря о привычках, нельзя забывать, что они могут превратиться в нежелательные  для человечества традиции.  Мой сынишка ясно понимал, что «не боимся писать в штаны» не означает что это можно и нужно делать Это означало, что они не боятся своих родителей!  И им от этого весело! Это главное! Но вернемся к теме нашего разговора.

  Поговорки, пословицы- это напрямую связано с фольклёром. Но характер национальный находит свое отражение в более совершенном виде в художественной литературе и музыке. Какие черты характера подмечали русские писатели у русского человека? Только два примера - тот же Некрасов (Кому на Руси жить хорошо) и Тургеньев (Записки охотника).
 Некрасов поручает разрешить вопрос о том, кому на Руси жить хорошо - мужикам! Почему им? Это люди труда, знают почем пуд соли. (или лиха!) Причем труд для них - не просто «гнуть спину на кого то». А и жизненная необходимость и потребность, то есть естественное состояние человека.  Плохо, когда труд, работа не «в мочь». Труд - это и в радость! Без труда человек превращается в бомжа, приживалку. Через труд проявляется его самостоятельность, его талант, его способности и интересы! Что же интересует,  тревожит мужиков ? Им живется не легко, одни названия деревень об этом говорят. Но они стремятся ПОНЯТЬ, -  И они своими объектами «исследования» выбирают представителей определенных социальных групп..  Служащие, сельские попы, так сказать «представители средних слоев населения», принципиально отличаются от представителей денег и власть имущих, собственников.  Социализмом тогда и не пахло в России. После Французской революции встречались сторонники «Христианского социализма», но с появлением «Разночинцев» они себя практически изжили.  Значит мужикам была присуща определенная СОЦИАЛЬНАЯ ориентация в обществе, стремление её понять. А это признак МУДРОСТИ! Стремление докопаться до истины! Им не все равно, что творится вокруг. А чтобы понять - надо действовать - вот они и обращаются к разным людям  и мнениям.  А о каких качествах людей говорится в «Записках..» Тургеньева?

 Хорь - мудрый хозяйственник. Талантливый Яков Турка, умный и порицательный Овсянников. Тонкое чувство красоты природы у Касьяна.  «Героям»  Тургеньева характерны такие качества характера как - чувство собственного достоинства, здравый смысл, ясность в уме, патриотизм, они  не чураются опыта других народов. Уверены в своей силе и крепости настолько, что готовы и «поломать себя, свои прежние привычки. «Каждый пускает корни в родную землю». Очевидно не случайно у Некрасова мужики узнают, что один человек видел свое счастье, чтобы его похоронили в РОДНЫХ местах.

   Конечно, и чувства патриотизма, и хлебосольства и многое  другое, о чем говорилось выше, присущи не только характеру и образу жизни одного  народа  Да и в народе люди бывают разные. Но, как говорится - из песни слово не выкинешь.  А любовь к песне, пению также характерно для русского народа.
 Я говорил о Принаровских русских деревнях. В годы ВОВ фашисты повсюду много русских деревень поразрушили, сожгли.  В феврале 1944 года нашей части на лыжах направляясь к Чудскому озеру, пришлось проехать десятки километров по районам с дотла выжженными немцами деревнями.  Как то останавливаясь на передышку в развалинах одного дома, ребята нашли в  колодце опушенное на дно ведро с солеными огурцами. Вот все, что осталось от видимо большого дома..
 А перед войной в деревнях были свои кружки самодеятельности и хоры даже.  Они участвовали и Певческих праздниках 1937 и 39 годов, а до этого в 1911 (если мне память не изменяет) проходил праздник песни детских хоров из городов и деревень западных уездов Петербургской губернии. Причем здесь и создавались новые песни. Мне пришлось быть этому свидетелем! С Мая 1944 года, опорный пункт нашего штаба размещался в деревне Рубцовщин. Немцы в Сыренце, (всего несколько километров)  а перед нами лед Чудского озера. И вот на вечеринке, устроенной местными жителями, в основном жительницами.  услышал песню - очень мелодичную и проникновенную  о партизане Германе. Больше я ее нигде никогда не слышал. А Герман был одним из командиров партизанского отряда в районе Псковской и Ленинградской областей.. Песню сочинили местные девчата и распевали ее, и это была не посмертная памятная песня.. А Герман то был немцем по национальности. И о нем пели в разоренной немцами деревне. Вот пойми - русскую душу!

  К слову сказать- За годы войны «много песен слыхал я в родной стороне», но о Сталине песен не слыхал. (Написаны то, сочинены то были). И ПЕЛИ ПЕСНИ ИСКРЕННЕ, С ЧУВСТВОМ. О песнях в годы ВОВ вспоминается только один анекдот. Был конкурс - у кого самая печальная песня? К финишу пришли три песни - грузин, русских и евреев. Грузины спели « Сулико». Русские - Вечерний звон». А евреи - «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин!». Правда, в нашем отряде Особого назначения был и еврей.
Сейчас же в кинофильмах часто  поют ДАЖЕ  без музыкального слуха. Не песнь, а что то похожее скорее на частушку, иногда на попытку мелодекламации, а в общем «под фанеру». Даже на днях рождения (и в кинофильмах) потихоньку повторяют слова английские - что то вроде «хэпи ту ю».  А ведь какие были песни - «величальные» даже. На свадьбах сейчас звучит мелодия Мендельсона. А почему не Величальная из «Русалки». - Да здравствует наш князь младой ..  В совете и любви - пошли им долги дни, да проживут они счастливою четой!». Чем не гимн на бракосочетании!.  Откуда я знаю эти слова и музыку? Пел в хоре у отца., также как все песни в «Сказании о граде Китяже».

 А хороводные, плясовые. У меня сохранилась фотография помещения второго класса нашей начальной школы в год её 50 летия. Я тогда учился во втором классе - это 1930 год. Классным руководителем у нас была Евгения Константиновна Струйская. На переменах во время занятий мы проводили хоровод. И песня и движение. Слова и мотив всем известный «Каравай».  Как на (чьи то именины) испекли мы каравай - вот такой ширины, вот такой высоты …» и т.д. Но хороводы были разные, они использовались в музыкальных произведениях и Чайковского и Римкого-Корсакова. В той же «Снегурочке!. Не случайно русская песня была связана и непосредственно с трудом - «Дубинушка». А в «Евгении Онегине» - тоже с трудом связана «Девицы, красавицы».

 А сегодня! Обратили внимание, что на « Поле чудес» очень часто выступают коллективы местной самодеятельности.( и училищ) И как это выступления воспринимаются публикой! С восторгом!.  Запомнился один случай из жизни. Это было где то в 1980- ходах в деревне Кароли, в Принаровье. Та жил наш общий друг Василий Сиренев, партизан ВОВ. Наш - это Михаил Рассадкин, Ваня Фершел и я. Перед сном, прежде чем улечься на сеновале, вечером в летнюю пору (летние отпуска). Мы втроем сидели на откосе крутого берега  протоки (Ерика) реки Наровы, поговорили, а потом начали петь. Каждый тянул вою партию, хотя никто специально хоровому пению не обучался. Стопроцентные любители. Ну, я только пел у отца в хоре, и еще в свое время в школьном и студенческом.  Перед нами, по ту cторону Ерика была пойма со стогами уже скошенного сена. Простор!. Так и хотелось петь. В деревне тогда не было не только телевизоров, но и радио и граммофонов (у Сиренева).. Тихо, тихо было кругом. Вдруг почувствовали, что за нами, всего в нескольких шагах, кто то стоит. Дело в том, что в этой деревне между домами и рекой проходила проезжая дорога, а между ней и рекой - только баньки да лодочные причалы.. Повернулись - и увидели целую толпу людей. Вспомнили, что, где то на краю деревни играли свадьбу, сейчас там было тихо. Это СВАДЬБА к нам пожаловала.  Стояла и слушала. Что было потом - не помню, но особенно долго мы на берегу реки не засиживались. Песня тянет людей друг к другу.

 Сплачивает их, подчеркивает что то общее, им присущее.  Вчера спел «многое лето» на дне рождения тещи моего внука Шурика - Александра, отца моих двух правнучек. Одна из них, ей всего 14 месяцев, смотрела на меня, как мне показалось, вытаращив глаза. «Легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда»! «Она как друг нас зовет и ведет»!. Помнится первый тренировочный прыжок с парашютом летом 1942 года. Группа человек -15-20.
 Мы в Дугласе на высоте 900 метров. Парашюты раскрылись под нами, где то далеко земля. И мы запели - «А ну ка солнце, ярче брызни..»! Лично мне чаще всего удавалось попеть комсомольские и студенческие песни.  Комсомольские на ежегодных (почти) слетах комсомольцев города Нарвы, а студенческие в более домашних условиях. Но один случай запомнился. Это было в 1952 году, я тогда работал преподавателем в Тартуском Гос-университете. Осенью 1952 года отмечалось 150- летие работы университета (после его восстановления в 1802 году). К нам в гости понаехало много профессоров из разных вузов страны. Банкет. Ну какое же застолье без песни!. Я там присутствовал, подсел к группе приезжих профессоров и запел старые студенческие песни. Что тут было! К нам подходили все новые участники банкета и пели во все горло. Вспоминали свое студенческое прошлое.. А застолье не бывает без тостов - это тоже своеобразный фольклор. В нашей семье звучали и такие. « Берегись душа - оболью!»« Выпьем, братцы пока тут - на том свете не дадут. Ну а если там дадут - выпьем там и выпьем тут!» 

А русские танцы!. Это не только хороводы, но и «барыня» и «лебедушка» и с платочком и со свистом и притопыванием, присядка.  А о «синем платочке» и песенка сложена.  Посмотрите «поле чудес» - и вы увидите как люди исполняют народные песни и танцы и как зрители это воспринимают!.
      И последнее, на чем хочется остановиться - на АВОСЕ!. Авось, небось и как-нибудь - Довольно дружно отмечается, что это черта русского характера, а следовательно, и поведения, образа жизни и мысли русского человека. Сегодня подчас пугают население приходом русских - они изнасилуют женщин, захватят имущества, варвары и пьяницы, сквернословы! Вообще что то вроде чумы 21 го века. Ведь для них всё - АВОСЬ да как-нибудь!. Авось это действие наобум, непродуманно, и по этому даже опасно.. Ну, а действуют ли другие на авось? К сожалению именно так и действуют! Авось пройдет эта провокация. И проходит. Так Германия начала войну в 1939 году. АВОСЬ прошел для США с Ираком, Ливией, Сирией не прошел. Кажется и с Украиной не проходит. А так хорошо всё начиналось!  Что мало примеров из политической жизни какого - нибудь деятеля? Авось пройдет ложь, в неё поверят, что США свыше предусмотрено навечно  быть центром всего передового.  Но ведь так «предусматривал Всевышний» в свое время говоря о Риме, Париже, Германии. Сейчас о США. Чем объяснить такую метаморфозу «Всевышнего»? Почему то мужики у Некрасова предлагали  для решения вопроса 6 вариантов, плюс проверку каждого, причем лично!. Авось найдут, кому живется весело, вольготно на Руси?. Здесь АВОСЬ выступает как НАДЕЖДА, причем, которую собираются осуществить! А НАДЕЖДА - это не просто вера в загробную жизнь.  Это ВЕРА, связанная с возможностью её осуществить! Не кому-то, где то и когда то! Это не гадание на кофейной гуще!. Мужики мыслящие, знают значение конкретных действий, чтобы докопаться до истины. Это не игра в рулетку.. Это не простая вера в судьбу, рок. Это, если хотите , судьба, находящаяся в ИХ РУКАХ! - ногах, голове, сердце человека!

Но вопрос кое-кем поставлен еще и так- кто такие Некрасовские мужики?.  В сегодняшнем номере газеты « Постимеес» (на русском языке) два автора больших статей пытаются (правда вскользь) дать ответ на такой вопрос. По их мнению Некрасов только риторически поставил вопрос - Кому на Руси жить хорошо. Ведь проверяли то не всех!  Получается, что и  Николаю Второму досталась не сладкая жизнь, хотя один из мужиков и подумал, что царю живется весело и вольготно.  Бедные русские цари дома Романовых, не знал Некрасов всей тягости царской жизни!! Другой автор более конкретно ответил- есть, мол, либерально настроенная русская МЫСЛЯЩАЯ интеллигенция и ТЕ, для которых с материальным достатком живущий (собственник?) - это вор и буржуй., поэтому мол  их надо лишить этой собственности.  Только из статьи этого автора не ясно - кого отнести к  не мыслящей интеллигенции и сколько первых и вторых?. Во всяком случае Арина Родионовна к либерально мыслящим, как и мужики Некрасова - не относится. А вот мадам, ходившая за Евгением и мусье - наверно относятся.  Кто же разумнее мыслит  -современные  русские либералы или мужики Некрасова и няня Пушкина?!   На прошлой неделе один из упомянутых авторов  пришел к выводу (в своей статье в той же газете)), что «шестидесятники» (люди,очевидно принадлежавшие к отряду «Мыслящих», считали себя и веселыми и счастливыми (ну совсем как по Некрасову), но это был САМООБМАН, так как страна была нищая и голодная. Надо избавляться от этого самообмана! А ведь сам автор тогда весело проводил время в кафе (его видела в те годы моя дочь) той «голодной и нищей страны.»

 А ведь самообман, как таковой связан с ВЕРОЙ в справедливость СВОИХ понятий и выводов и действий !  Не считаю возможным наличие самообмана при оценке рядовым человеком тех или иных событий и поступков «вышестоящих людей». Что, он сознательно себя обманывал, внушая СЕБЕ ложные оценки действительности? В действительности «Либерально мыслящие» часто не само обманываются, а просто обманывают,( подчас вскользь эту свою позицию раскрывая).
  Так кто же такие - русские. «агрессивные» «само-обманщики»???  Это просто современные «совки» с привычками и традициями жителей СССР?. Ведь ввели же в этой стране традицию празднования Нового Года, вместо «Рождества»,(отлучив Церковь от государства!), даже дважды - по старому и новому стилю..
  Да, жизнь многообразна и противоречива. Современные «русские либералы с Болотной» - тоже русские со своими взглядами на жизнь. Современные девушки, готовые поплясать на амвоне церкви в непотребном виде- тоже русские..

Но почему, спрашивается, в России сохранились такие названия как Ленинградская или Свердловская области, на Красной площади проходит ежегодный парад 7 ноября, даже СМИ России возмущались, когда в Киеве разбили кувалдой памятник Ленину и т. п.? В России и между прочим на Украине, в парламенте фракция Компартии!. Ведь все последние 20 с лишнем лет США и НАТО направляли свои удары против стран и правительств - поддерживающих политику СССР (во многих вопросах)? Ответ может быть только один - На Западе боятся не просто России, а России, где у народа взгляды и идеи 20-го века еще сильны.  Вопрос стоит только так - ЧТО ЖДЕТ РОССИЮ В БУДУЩЕМ?  Не опасна ли она, не для народов, а для современных власть имущих!!  То есть вопрос стоит так еще - ЧТО ЖДЕТ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ эти страны! Не восстанавливает ли Путин СССР? Боятся БУДУЩЕГО России. (хотя там и сохраняются и олигархи и частная собственность). Вот почему многие авторы возвращаются к вопросу - кто же такие РУССКИЕ? Что от них можно ожидать?. Поэтому важно как можно скорее и больше их «ЕВРОПИИЗИРОВАТЬ!». Реальным препятствием сейчас является Парламент и Президент России. Сиречь - надо направить удар против них.  Точки над И поставлены! АВОСЬ удастся осуществить свою мечту! Надеются и верят в это.  Получается, что эти исконно русские понятия не чужды и не русским политикам  и власть имущим!( и стремящимся к власти)!

 Так что же характеризует русскую нацию, русский народ? Жизнь идет вперед- появляются новые и потребности и возможности в самых различных сферах жизни. Это влияет на понимание конкретных интересов людей (везде, не только в России). Меняются люди, какие то привычки и обычаи исчезают, какие то возникают. НО остается ли ЧТО-НИБУДЬ?!. Да многие черты русского характера, вернее характера русского человека. К этому, по моему глубокому убеждению, относится и открытость, радушие и доброта и щедрость, уважение к другим, готовность и с ними поделиться и у них поучиться!  Щедрость, как готовность поделиться с другими - не из милосердия мецената или «защитника прав человека».  Для кого то это может превратиться в профессию с определенными целями (грубо говоря , например - в платных демонстрантов - тех же «хлопальщиков«. Или в транжиру, с «жиру бесящегося»).

Щедрость - это  готовность поделиться своими мыслями. Ведь Некрасовские мужики то потратили сколько времени, чтобы докопаться до истины. А у них хозяйство за плечами. А насколько популярны сейчас передачи типа « Пусть говорят!» Обратили ли вы внимание как и в современных кинофильмах люди с жаром, на повышенных тонах обсуждают события, не жалея времени, хотя современное общество базируется на принципе время - это деньги!. Как общительность иной раз проявляется говорит пример, приведенный недавно «Комсомольской Правдой» о посещении двух «русаков» острова в Тихом океане. Достопримечательностью там была гора, с которой открывался замечательный вид. Но добраться до вершины было не легко и приезжие иностранные белые туристы всегда нанимали для себя носильщиков. Россияне добрались своим пешим ходом. И узнали, что местные жители с охотой носили туристов на своих руках, считая, что «белые» слабы ногами и сами передвигаться поэтому просто не в силах. Надо им помочь и из милосердия -  отнести.  Получается - двойной самообман.  С одной стороны местные жители ошибались считая европейцев неспособными передвигаться по горной местности, а с другой стороны - европейцы ошибались, считая местных жителей способными только обслуживать белых людей.. Правда, во втором случае это можно характеризовать и как обман. Аборигены удивились, что русаки сами добрались до вершины горы.  Местные мальчишки даже принесли им какие то очень вкусные фрукты из местных лесов.  Доброта - очевидно качество - вообще характеризующая человека, не считающего деньги главной ценностью современного мира. Вспоминается случай, когда я со своим другом Ваней Фершелом побывали в Крыму у гостях у моего дальнего родственника, двоюродного брата моей матери - Бокова, жившего с Скалистом, Базчисарайского района. Его сын на своем стареньком драндулете отвез нас на вершину Ай-Петри, а его жена (местная татарка) сбегала в лес и принесла нам дикие груши очень вкусные и по величине большие.  А к Новому Году прислали нам в Таллинн грецких орехов с дерева, растущего около их домишки.

 Добавим перцу. Как часто мы вспоминаем поговорку - «Гром не грянет - мужик не перекрестится!» К сожалению  это так!  Это что - беспечность? Тоже надежда на Авось? Очевидно свою роль здесь играет и доверчивость, вера в то, что человек по своей природе честен! Да, путаем подчас понятие доверие и доверчивость!  И на всех уровнях жизни.  Беспечность - это необоснованная надежда на лучшее.  Да, семь раз примерь и один раз отрежь!  Важно, чтобы это стало действительно нормой жизни  Но не всегда это правило осуществимо.
Да, мир един, человечество едино, многие традиции и привычки, характеризующие поведение людей их дел и взгляды - результат определенных исторических условий, в которых жили и живут люди поколениями.  Опыт человека порождает и определенные привычки и нормы поведения. Поэтому опыт, а это прошлое, является одним из важнейших, если не самым главным богатством  человека, наряду с со способностью мыслить и чувствовать окружающее. К этому «прошлому»  относится и язык. Он не только объединяет и сплачивает людей, но и учит, формирует сознание, отношение к окружающему миру.

  Чем же, например, язык этому способствует. В чем его одна из особенностей, кроме богатства понятий, форм выражения и многого другого? Русский алфавит - один из самых богатых. Русскому человеку не нужно ломать голову как произносить ту или иную букву (и произносить ли её вообще). Русский человек может гордиться тем, что его Культура, Наука, Мысли - это большой вклад в МИРОВУЮ  СОКРОВИЩНОСТЬ!.

Но Русский человек всегда может наслаждаться просторами и богатством своей Родины. И богатством своей «души». Щедрость человека - это от внутреннего богатства, она присуща и бедняку. Это не нищенское подаяние- благотворительность защитников прав человека, действия которых  невольно напоминают слова из басен  «За что кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку»  или «Ай Моська, знать она сильна, что лает на слона» Действительно - «Великий, и могучий  Русский язык!» богатство русского народа!!!

Закончу слышанной еще в детстве поговоркой : « Ах, как сладки гусиные лапки!». « А ты едал?». « Нет, не едал, я только слыхал, что мой дядька видал как наш барин едал!». Может быть поэтому и устремляются «в поисках счастья» заграницу, туда, где нас нет? Кто то видел, а кто то только слышал, что кто то ест и гусиные лапки.. «А счастье было так близко, так возможно!»  Судьбу таких людей разделил Мендельсон Бартольди в своем дуэте - «Скоро, увы, проходят дни счастья»  Что? Смешал божий дар (Мендельсона) с яичницей»? (гусиными лапками?) Получается! А всё этот русский язык!
 АВОСЬ пройдет, поверят! Сам то надеюсь!.

     Всеволод Архангельский Таллинн 23 декабря 2013 года.


Рецензии