Контакт по касательной

Контакт по касательной.                К. Шитов.

Впервые я услышал об Алёховщинском Батюшке от Отца Ильи из деревни Винницы. Винницкий священнослужитель охарактеризовал его не только как харизматичного служителя церкви, но как человека, в высшей степени, преданного своему поприщу. После этого разговора, я посетил Храм Архистратига Михаила в Алёховщине, где и познакомился с Отцом Климентом. Это энергичный, подтянутый человек среднего возраста с цепким, испытующим взглядом. Помимо регулярной службы в Алёховщинском храме, Отец Климент совершает молебны на выезде. Так, однажды, мы встретились во время  молебна на территории старого кладбища в деревне Ефремково, где, впоследствии, был установлен поклонный крест.
Хочу объяснить читателю смысл названия статьи. Почему «по касателной»? Почему не напрямую. Смысл слова, в данном случае кроется в фундаментальном понятии Веры. Основное большинство наших соотечественников, считает себя верующими людьми лишь по той причине, что носят на шее красивый крестик, дважды были в церкви на службе, а на Пасху красят в разные цвета курьи яйца. Ещё они молятся Богу когда им страшно. За себя страшно или за близких. Идут в Храм, ставят свечи и молятся.
Согласитесь, что таковыми мы были в раннем детстве. Так же плакали и молились Богу сбивчивыми детскими молитвами. Время шло. Мы выросли, а уровень нашей веры, степень её проникновения в наше сознание остались прежними. Именно по этой причине собственного нравственно-этического несоответствия, я и назвал интервью таким образом, поскольку, разговаривая с Отцом Климентом о вопросах религии и Веры,  осознавал себя, плохо владеющим языком, иностранцем, потерявшемся в границах земель с двухтысячелетней историей.
Неоднократное и интересное общение с ярким представителем служащих Русской Православной Церкви послужило причиной  предлагаемого предновогоднего интервью. Собственные дни рождения  и дни перемены лет в нашей жизни с непредсказуемым будущим, но с весьма определённым финалом, это, пожалуй, самые знаковые моменты времени, когда человек задумывается о смысле этого процесса. Итак, интервью:

Кор.- Батюшка, скажите несколько слов о своей биографии.
О.К.- Родился в Питере. Закончил школу, училище, отслужил в Армии. Некоторое время проработал фотографом. Впоследствии пришёл к решению стать священником. Тяга к богослужению передалась мне от моей бабушки, которая, будучи аккуратной прихожанкой, передала мне часть своего духовного опыта. С тысяча девятьсот девяносто четвертого года, я служу в  Алёховщинском храме.
Кор. - Отец Климент, что Вы можете посоветовать современным русским людям для того, чтобы лучше понять и принять сердцем и душой Русскую Православную Церковь?
О.К. – Совершенно необходимо, не просто читать Священное Писание, но читать его с толкованиями. Читать его без толкований и понимать, дано только некоторым людям. Толкование, это как переводчик иностранного языка, как ключ к замку, которого у Вас нет. Это первое. Следующим шагом должно стать изучение жизней и мыслей тех православных христиан, которые прославили себя и собственную религию. Так, опосредовано, через опыт знаменитых христианских подвижников, человек проникается любовью к потерянному материнскому источнику.
Кор. – В настоящее время среди наших сограждан чрезвычайно популярна идея «собственного Бога». Имеется в виду, что вполне достаточно молиться у себя дома, возле собственных икон. Может быть это правильный путь, с учётом того, что Бог Вездесущ?
О.К. – Представьте себе такую идею: ребенок, по мере роста нуждается в образовании. В нежном возрасте вы не отдаете его в садик, а воспитываете самостоятельно. Приходит время малышу идти в школу, однако и тут, вы, предпочитая домашнее образование, накупили учебников и засадили дитятю за их изучение. Будет ли такая форма образования, по её завершении,  соответствовать профессиональной? В духовном смысле мы с Вами такие же дети. И  что же дает человеку право, поправ двухтысячелетний духовный опыт, не читая труды тех, кто принес христианство в наш мир, не изучая подвижников и мучеников, сидеть у себя дома возле иконы и называть себя Христианином!? Это ответ на ваш вопрос.
Кор.- Скажите, каково Ваше отношение к смерти?
О.К – Было сказано: «Думай о смерти и не согрешишь!». Человеку следует боятся и опасаться не смерти, а того, что за ней последует. Смерть, своим незримым присутствием подталкивает человека к покаянию.
Кор. – Скажите, популяция тех, кто постоянно посещает храмовые мероприятия, сокращается или возрастает в наши дни?
О.К.- Скажу так, состав прихожан стабилизировался. Прежде, когда храмы были раскрывшейся диковинкой, люди шли из любопытства, и таких было множество, но они столкнулись с перспективой длительного духовного труда и предпочли для себя другие занятия.
Кор.- Православное Христианство не приветствует развода. Что делать человеку, если чувство к  прежде любимому человеку ушли, изменились. Терпеть или уйти?
О.К. – Прежде всего, скажу, что терпеть всегда лучше, нежели разводиться и менять жён, мужей, по прихоти. В состоянии, когда человек терпит тяжелые перемены, у него появляется время к осознанию причин возникшей неприязни, и часто бывает так, что причины кроются в нём самом. Таким образом, христианин совершенствует свой духовный опыт через страдание.
А ещё, позволю себе пошутить: Злая жена даётся тебе за грехи!
Кор. – В наш просвещенный век в России в семьях алкоголиков родителей, нравственно, а порой физически погибают дети. Запад предлагает защитить детей эгидой ювенальной юстиции. Каково Ваше отношение. Существует ли третий путь?
О.К. – Скажу так. Если бы православная традиция жила в обществе так, как она жила в дореволюционной России, мы не обсуждали бы этой проблемы. Регулярные посещения Храма, воскресные школы, всё это элементы православной культуры, не допускающей такого отношения к детям.
Я не знаю третьего пути, но склоняюсь к тому, что пройдя через страдания и лишения в семье, из ребёнка может получиться добропорядочный христианин. Не из всех, как он может получиться не из всех обеспеченных роскошной и сытой жизнью детей богатых родителей. Этот путь предпочтительнее.
Кор. - Современный человек оправдывает свое нехристианское поведение графиком работы и домашних забот. Что Вы посоветуете читателям нашей газеты?
О.К. - В храм стремится не ум, обремененный графиками, а душа верующего человека. По этой причине, он, христианин и будет соблюдать посты, праздники и посещать богослужения. Это для него неотвратимо, это органическая тяга к духовному росту. Так подсолнух чутко стремится к свету, едва солнце поднимается из-за горизонта. А если, пока, душа безмолвствует, приучитесь в воскресение посещать храм и выстаивать время службы. В конце концов для того и дается человеку свободный день, дабы он пообщался со своим создателем.
Кор.- Чем, на ваш взгляд, отличается истинно верующий человек от фанатика?
О.К. – Рассуждением. Фанатик действует не рассуждая. По этой причине он подвластен любой идее, высказанной кем угодно.
Кор. – Читая Евангелие, создается впечатление, что грешник ближе к Богу, нежели праведник. Не смущает ли такой неравноценный подход незапятнанных верующих?

Здесь, позволю себе ремарку. В ответе Отца Климента сейчас прозвучит одно из тех самых толкований, о которых, как об обязательном для прочтения материале он говорил в начале интервью. Послушайте, как это красиво:

О.К.- Здесь имеется в виду тот факт, что перед абсолютной, божественной чистотой, не бывает безгрешных людей и тот, кто называет себя грешником, в отличие от слепца фарисея, сам видит свои грехи и, осознанно, считает себя грешником. То есть это человек более требовательный, ЗРЯЧИЙ к собственной нечистоте. Такой человек, безусловно, ближе Создателю, чем «безгрешный» слепец.
Кор. – Скажите, Батюшка, а для чего на свет появилось Христианство. Какую ключевую идею оно принесло в мир язычества?
О.К.- Идею спасения. Христос принес людям путь к спасению и надежду на вечную жизнь.
Кор.- И, наконец, мой последний вопрос. Из-за религиозных разночтений случаются войны, так не лучше ли будет для человечества идти к Богу дорогой одной общей религии?
О.Климент- Если такое свершится, то для человечества это будет большая беда!
-Почему?- Спросил я. В ответ мой собеседник только улыбнулся, тем самым дав понять, что общение по касательной не подразумевает вопросы такой категории.
В завершение разговора Отец Климент пожелал всем читателям доброго здоровья, как телесного, так и духовного, пожелал, чтобы сбылись все их добрые чаяния и поздравил всех жителей Лодейнопольского района с Новым Годом!
 Мы попрощались и, поднимая над дорогой лёгкую позёмку из снежного пуха, я направился решать свои легкомысленные задачки. Из автомобильного приёмника пёр ядрёный шансон. Алёховщина улетучилась. Я случайно посмотрел в зеркало заднего вида и увидел ангела, летящего в след. В одной руке ангела была лопата для уборки снега. Кулаком другой руки ангел грозно помахивал мне вдогонку. Я задумался о своём моральном облике, и грехи выстроились передо мной ярко красными столбами до самого горизонта.
Я понял, для чего лопата и кулак, вцепился в руль и дал газу.


Рецензии