Нео, перевёрстка и неоконченное...

 В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.    

      Лес рук надо мной, который встретил моё движение с кожаного диванчика вагона метро, не шелохнулся, был крепок и прочен... И вовремя ощутив нераздвигаемость "ветвей", я быстро наклонила голову, чтобы не задеть их и проскользнуть к выходу, когда двери вагона ещё не начали сдвигаться. Так же лавируя между "стволов", успела выйти, не ускоряясь. Причина того, что я не подготовилась к выходу, уже снова лежала в сумке: то была новая книжка моей подруги, талантливого писателя и "неоантропа" (так называет её мой муж, и это у него высочайшая степень уважения и восхищения) - новая, свежеизданная к новому году, который надвигался уже через три дня. Остроумная и вызывающая абсолютное доверие антиутопия захватила моё воображение до такой степени, что я уже чувствовала себя не на твёрдой почве, а в виртуальном облаке, где несколько иные правила движения... Новая книжка называется "ПЕРЕВЁРСТКА", и как там всё убедительно! Грустно и смешно... Одновременно...
       И в то же время столько дел перед началом нового года - не перечислишь, не опишешь словами и не объяснишь... Самые простые дела были ещё не сделаны - привести квартиру в порядок (хотя мы гостей не ждали, а сами шли в гости на встречу года) и выбросить мини-диванчик, проживший в квартире почти 20 лет. Остальные дела сливались уже в воображении в такой калейдоскоп, что требовалась высочайшая концентрация, чтобы разобраться в этих предновогодних встречах, покупках, подарках и планах на ближайшие две недели, всегда самые суетные в году. И, думаю, у всех так - или очень у многих. Относительно спокойная в это предновогоднее время суета - на улицах никаких толп народа, нарядная бело-голубая иллюминация, больше месяца радующая москвичей и гостей... просторно, задумчиво... И фильмы, которые просятся смотреть их перед новым годом. Самый позитивный фильм этого года - "За сигаретами" с неувядающей Катрин Денёв, играющей роль владелицы ресторанчика и бывшей мисс Бретань-69, красиво стареющей и харизматичной... Удивительные лучи энергии от фильма, несмотря на возраст самой актрисы, лет почти на 10 старше заявленного в фильме, да ещё появление в фильме Милен Демонжо (кто-то помнит это имя?) в роли одной из тех же бывших мисс, но которая ещё лет на десять старше, это видно - а она прекрасна!..
       В сущности фильм о взаимоотношениях людей в семье, о разобщённости семей, о конфликтах поколений, об успехах, а в основном неуспехах в работе, карьере и других занятиях... а в итоге - жизнь продолжается - да ещё как!
       В последние месяцы года моя жизнь сама мне показывает фильмы, удивительные, позитивные. Даже не верится, что после большого перерыва вдруг выдались два путешествия, как бы второе - продолжение первого... Прекрасные. Средняя и северная Италия, одна - любимая, известная, увиденная не раз и удивляющая каждый раз, вторая - неизведанная и прекрасная своими открытиями. При поддержке семьи. Год заканчивается, и подходит к финалу двенадцатилетний цикл - мягко и тихо.
       Мягко подстелив соломку...

       Судьба не предупреждает. Скрывает истину за кулисами до определённого часа, когда уже не в твоих силах что-то изменить или ты можешь слишком мало... А если и предупреждает, то таким тихим и слабым голосом, еле слышным - и он бывает заглушён более сильными - внешними голосами, убедительными и так похожими на судьбоносные, и именно им веришь... хочешь верить... И, "проснувшись", находишь себя среди обломков своей жизни, из которых невероятно трудно эту жизнь заново собрать - всё рушится и продолжает рушиться...
       Однако, уже годы прошли с той поры, о которой здесь и сейчас в семи строчках было написано, когда я была затянута в омут, - а мне тогда казалось, что это фарватер, мэйнстрим или путь к свету... и выбираясь, выплывая из омута, в котором чуть не осталась, думала, что вот, возникает, вот постепенно возникло неустойчивое равновесие, а потом более стабильное состояние, но примерно как на поверхности моря...
       И вот именно тогда - а я уже год или два как мне казалось собирала то, что осталось и сохранилось, и пыталась из этого что-то устойчивое и жизнеспособное склеить - и происходило - как оказалось - разрушение.
       А я не знала. И в перспективе ожидала спокойствия и равновесия. Но мне объяснили. В первые дни нового года. Просто, выходя вдвоём из гостей... О том, что уже строится другая жизнь, что уже какое-то время это происходит. Муж объявил мне... И  я испытала шок - но только поначалу - потому что всё это, очевидно, логично и справедливо, зеркально происходит, хотя и со сдвигом по времени...
       Удивительно, но я услышала просто целые фразы из той "речи", которую сама готовила несколько лет назад (хочу, чтобы между нами ничего не изменилось, мы давно уже друзья... и останемся ими...), но так и не произнесла тогда, всё ждала случая сказать наконец то, что считала правдой, а потом уже и не понадобилось... оставила всё как есть - и осталась на месте... И вот сейчас - я слушаю похожие слова, почти мои... Грядут изменения, но не те, которые готовились тогда. Прямо противоположные - инициатива теперь не моя! И я пока полностью не осознала... Вот что значит выбросить мини-диванчик!...
       Одним словом - ПЕРЕВЁРСТКА... но это совсем не о том, о чём в книжке с этим названием...
       Начинается моя собственная перевёрстка, в режиме реального времени.

       Путешествие это маленькая жизнь, во время которой большая жизнь иногда даёт трещину...
       Можно понять иначе: это жизнь освобождает тебя от чего-то. От некоторых обязательств. От балласта, который им когда-то не казался, да и не был, не воспринимался так... Но при свершении факта, не сразу - после ошарашенности, нелёгких мыслей, проблем со сном - ощущаешь вдруг себя в чём-то налегке. С тобой остаётся лишь то, что тебе нужно. Рядом только те, кто необходимы.    
       Освобождается внутреннее пространство. Надо ещё продумать... Для чего оно? Нельзя расточать свое время и пространство так легко, как раньше, нельзя отдавать его другим, оно должно принадлежать только тебе - и по-настоящему близким к тебе людям... И время это показывает. Но не сразу.
       Не надо бояться. Не надо бояться терять. Вернее - терять то, что уже давно и не твоё вовсе, а так - наполовину или в каком-то качестве, которое рассматривается как сомнительная полусвобода... Именно так и было последние годы. Некоторым моим друзьям это было даже заметнее, чем мне. Ошибка моя была в том, что я вдруг стала предполагать некоторое соединение, попытки его, и сама поддерживала, а это было - наоборот - разъединение! И попытки подсластить пилюлю.
       Да что тут осознавать. Вспомнила песню ("А природа на них смотрела...") - о лесничихе, какая молодая песня... Вот я уже и без пяти минут не "лесничиха"... А на самом деле - я давно не она... И чтобы это стало фактом - внешне легко подписала бумажку, которую мне очень быстро подготовили. Слишком быстро.
       Мне известно, как ведут себя другие (некоторые) в подобных ситуациях. Как вокруг них распространяется атмосфера несчастья, как оказывается, что у них нет ничего своего, что сами по себе они ничего не значат и не существуют вне очерченного когда-то круга, как становятся ходячими тенями и цепляются за всё, чтобы сохранить теряемое место...
       Со мной сейчас этого не будет. Со мной никогда этого не будет. Негативные реакции - да, трудные и трезвые размышления - да, тяжёлое чувство? Ой ли? А если прислушаться? Невероятно. Очищение?...Облегчение??...Освобождение?!!
       Вчера вдруг попала на гороскопы всех знаков - бывает, по телевизору. И что же - о моём знаке: в вашей личной жизни закончится, наконец, период недомолвок и неопределённости, а в работе, напротив, произойдёт оживление, и направляйте, дескать, все силы и творчество туда... Вот и поверишь так...
       Иногда по старой привычке начинаю чувствовать себя немного в ответе за кого-то - почему я молчу, надо предупредить, предостеречь... Но не буду предугадывать, прогнозировать и моделировать теперь уже чужую жизнь. Помолчу.
      
       И столько в жизни ещё есть хорошего. Солнце. Воздух. Снег... Друзья и подруги, родные, близкие друзья и подруги... Наконец, профессия и творчество... Да и муж мой оказался теперь (или давно уже был) в числе просто друзей, хотя и... может быть, друзей близких (так он говорит)... Лучшими друзьями оказались другие. Как это неожиданно... И в то же время ожидать можно было. Но только время, длительное время может показать. Время! Это ключевое слово...
      
       Да какая же это перевёрстка! Продолжается жизнь. Не чувствую тяжести, это просто жизнь. Все предыдущие раздумья, рассуждения - что это? Спонтанно образовавшийся дневник, в котором сказано далеко не всё... Но самое главное всё же надо сказать. Моя взрослая дочь. Необыкновенная, крылатая, талантливая. Благодаря ей я жива и буду жить дальше. Большинство моих деяний - ради неё. И сейчас мы с ней не только мать и дочь, но и отчасти подруги. Её окрылённый образ жизни, её отношение к жизни сильно отличается от того, что было у меня в её годы, но я тоже летала, покоряла горы и другие области - насколько те времена позволяли... А теперь смотрю, как она это делает. И это меня саму окрыляет.

 из раннего:

 Где я? -
 И там - и здесь,
 нигде - вполне.
 Есть жизнь вовне -
 есть мысль во мне -
 самостоятельны вполне.
 Их параллельность - не кошмар,
 а явь -
 как солнце,
 дождь,
 комар,
 болото,
 одиночество,
 серебряная ночь из звёзд,
 из блеска сотканная ночь,
 сырое утро,
 дом
 и дочь, -
 которая была во мне, -
 самостоятельна вполне,
 так быстро входит в мир она,
 мечтой и действием полна...

 и из свежего:

 Ветра альпийская свежесть
 в плавном полёте слышится.
 Утро - и лёгкая лыжница
 режет холмистую снежность

 ...Вероны мосты и замки,
 дворики потаённые,
 арены круженье слоёное -
 вчерашний денёк, внезапный...

 Ярких вершин и отрогов,
 синих слоёв плетение -
 кружатся линии, тени
 скорой привычной дорогой...

 Встречного ветра поспешность.
 Вслед - повороты - взвихрения.
 В снежной весёлой игре - не я -
 вечность, и юность, и нежность!...

 февраль

      Весна наступила, хотя и с приключениями. То ранняя, то отступающая, без снега уже в марте - зато со снегом к апрелю, а иногда с летней жарой, она уже окружила нас прозрачной зеленью, белыми цветами, наконец, розовой сакурой и тюльпанами вместе с шахматным рябчиком - и движется дальше в направлении "как всегда". И моя жизнь почти не изменилась. Со мной  все те же, кто и были. И этот неоконченный рассказ всё-таки должен получить свою точку. Как ремонт, который "невозможно закончить, можно только прекратить" - так остановимся здесь.

31 декабря 2013 - 7 мая 2014
 
      

 


Рецензии
Ещё раз добрый день.
Оля, это - размышление, зарисовка заставляют вчитаться, подумать о вчерашнем... Как правило нет времени. На мой взгляд, отлично написано. Качественная " вкусная" проза. Не удержалась и стала писать более удобным для меня способом. И вот вы & первый читатель нового стихотворения. Спасибо вам.
Сходу, с разбегу,без точки.../ главное
- не поскользнуться/ Несколько строк о главном/ - о предновогодних улицах/ в отсветах огней вечерами/,смутных и бледных утром.../ С декабрьскими сонными нами/ с мыслями на перепутьях./ К полдню кофейный оттиск / видимый даже за десять / шагов, улыбок, приветствий / надёжно ведёт и плещет./ Часы приближают к итогу/, но все- таки окрыленность/ эта предновогодняя,из детства с дедом Морозом.

Ирина Завадская-Валла   14.12.2018 23:05     Заявить о нарушении
Ирина! Прекрасный экспромт с необычными ассонансами) Простите меня, я так редко бываю теперь на прозе! А как раз 14 декабря я улетела почти на месяц, и там, где я была даже и не заходила на стихи и прозу, а вот теперь только заглянула!
Спасибо вам за такой прекрасный отклик! Даже не ожидала. А писала я это практически как дневник, не один день, и в реальном времени!
И с тех пор столько изменилось... Многое!
И к вам на страничку приду, конечно, почитаю...

Ольга Лейвикова   01.02.2019 20:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!
Рада вам.
Тем более начался февраль.

Ирина Завадская-Валла   01.02.2019 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.