афоризм и афоризмы

31.12.2013

        АФОРИЗМ

        Не так давно  в программе  Урганта,  сам  Иван  и его гость Слава Хаит, - два обаятельных и остроумных молодых человека, веселую перепалку между которыми я с большим удовольствием наблюдал, - к концу передачи несколько меня удивили.  Как признался Слава,  его мировоззрение в значительной степени сложилось под воздействием, как он выразился, «двух цитат из Сергея  Довлатова».  И Слава их озвучил...
Первая: настоящее мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней  все.
Вторая: жизнь есть выявление собственным опытом  границ добра и зла.
        После этого Слава  и Ваня, впав  в экстатический транс, прошептали:
        – Прекра-а-а-асно!..

        Должен признаться, – с творчеством С. Довлатова я не знаком. И я не знаю, насколько верно Слава Хаит его процитировал.  Но  озвученные афоризмы я крутил и так, и эдак, и  сколь-нибудь глубокого смысла  в них не уловил.
Что же впечатлило так сильно  Ваню и Славу?

        А вообще-то, забавная эта штука – афоризм! При кажущейся значительности выраженной в нем мысли,  она – мысль, –  на поверку, часто оказывается, наоборот,  незначительной. Представьте себе, что какой-то автор высказал в своем рассказе или пьесе мысль, что нехорошо, скажем, вредить близкому человеку, или выгонять на улицу свою домашнюю собачку... И что? Мало кто не согласится с таким утверждением, но вряд ли оно задержит на себе внимание читателя. А вот   Антуан  де Сент Экзюпери облек эту простенькую мысль в форму афоризма: "мы в ответе за тех, кого приручили",  и  утверждение стало  популярным, даже модным!


        АФОРИЗМЫ

        Почему афоризмы, даже не имеющие, зачастую,  смысла, так  для нас притягательны? Почему мы склонны верить, что изложенное в них - верно и значительно?  Думаю, что не одному мне это непонятно... Я напомню, что афоризм – это кратко выраженное  утверждение поучительного или рекомендательного характера.
        Иногда мне приходит в голову, что причиной  этого являются лаконичность и своеобразная иносказательность формы, которые придают афоризму некоторую поэтичность. Это похоже на то, почему массовый зритель так легко запоминает непритязательный стих популярных песенок, а вот прозу,  даже талантливую – не очень.... 
        А иногда начинает казаться, что главное в афоризме - оттенок универсальности. То есть в афоризме что-то утверждается не для единичного конкретного случая, а глобально – для любого времени и любого места, и это придает утверждению вес.
        А, может быть, секрет притягательности афоризма кроется в неясности мысли, заложенной в нем? Что допускает множественное ее толкование. И тогда можно предположить, что притягательность афоризмов по своей природе схожа с притягательностью некоторых библейских текстов. Вы помните  изящный роман Анатоля Франса?.. Как поразили александрийскую куртизанку   назидания разгневанного отшельника Пафнутия.  Его тирады были не вполне понятны простодушной Таис, но их лаконичность и неясность смысла внушали ей почтение и робость: "Его слова точно начертаны на талисмане", - думала она.
         Правда,  на образованного и умного Никия высокопарные поучения Пафнутия впечатления не произвели. Вот как описана эта сценка у Анатоля Франса:

         - Никий,  я не отрекся от того, что ты ошибочно называешь христианским суеверием и что есть истина истин. Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Все чрез него начало быть, и без него ничего не начало быть...  В нем была жизнь, а жизнь была свет человеков.
         - Уж не думаешь ли ты, любезный Пафнутий,  - отвечал Никий, успевший облачиться в надушенную тунику, - поразить меня, твердя слова, неумело подобранные и представляющие собою бессмысленный лепет?
       
        Мне кажется, что  афоризмы впечатляют человека с  некритическим характером мышления,  который  готов простодушно принять на веру любое ... "красивое"  изречение. Особенно, если исходит это изречение   от  признанного авторитета.
        И все же... Я так и не прояснил для себя, почему  эта форма - форма афоризма, - усиливает видимую значительность заключенной в ней мысли.


Рецензии